Взгляд-инфо | Елена Данилевич | 20.12.2012 |
Чуть больше года назад, 6 октября 2011 года, на церковной карте России появилась Покровская и Николаевская епархия — в составе Саратовской митрополии. Границы ее совпадают с одной стороны с правым берегом Волги, а с другой — с границами нашей области. Решением Священного Синода и по представлению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина первым епископом Покровским и Николаевским был поставлен архимандрит Пахомий (Брусков), известный настоятель саратовского Свято-Троицкого собора. Известный, потому что он спас старинный и красивейший храм от разрушения. А еще потому, что создал вокруг храма замечательную общину по-настоящему близких друг другу людей, которую сам духовно и окормлял. Сегодня область его духовных и административных усилий куда шире. Вместо одного храма — целая епархия, вместо пары сотен прихожан — десятки тысяч людей, ждущих от своего архиерея и доброго слова надежды, и созидательных дел, и вдохновляющего самой своей жизнью примера. Совсем недавно Покровская епархия отметила год со дня своего создания. Корреспондент проекта «Взгляд-Православие» на один день отправилась в Энгельс-Покровск, чтобы лично пообщаться с Владыкой Пахомием, расспросить о подробностях его архипастырского служения и узнать, чем сегодня живут епархия и ее архиерей.
Тоже человек!
Изначально очень хотелось написать об одном дне из жизни епископа Пахомия. Но пришлось отказаться от этого замысла — его помощники объяснили мне, что экшена не будет: если Владыка на месте, то с утра до вечера принимает у себя в кабинете людей по самым разнообразным поводам. Вместо этого предложили отправиться в архипастырскую поездку вместе с архиереем. Это было лучше, но вот беда — ехать надо было не на день, а на два или три. И не близко. Рядовая поездка архиерея обычно включает в себя несколько районных центров и населенных пунктов. Область снизу вверх. И не просто по дорогам, порой по направлениям.
Сегодня в епархии два монастыря, 80 действующих храмов, молитвенных домов, часовен. И их число будет расти. Невероятно, но всего лишь за год епископ Покровский и Николаевский объехал почти всю свою епархию, даже самые отдаленные приходы. Служит Владыка, как правило, несколько раз в неделю. Минимум раз в неделю отправляется в серьезную поездку в район, в какой-нибудь сельский храм или даже в несколько. В его ближайшем графике — Балаковский район, Пугачев, Перелюб. Все это с посещением приходов, встречами, общением с народом. Владыку интересует множество деталей: что и где строится, что и как ремонтируется, где и как люди живут, как служит духовенство. Почти три дня разъездов.
Конечно, служит Владыка и в городе. Прежде всего в кафедральном соборе Покровска (Энгельса), в Троицком: в воскресные дни, на праздники, часто в субботу вечером. Служит и в других городских храмах.
Типичный день без поездок тоже насыщен заботами. Как правило, это работа в кабинете и встречи с разными людьми. Это и священники, и работники епархии, и чиновники, и обычные прихожане, у которых возникают вопросы самого разного характера. Много приходится работать и с созданным с нуля информационно-издательским отделом — основным миссионерским органом епархии. К слову Владыка относится по-особенному — для него это важнейший инструмент проповеди. Он много встречается с журналистами и всегда открыт для общения со СМИ. Как правило, несколько раз в неделю проходят какие-то обязательные общественно-церковные мероприятия. Буквально перед нашим приездом Владыка Пахомий давал пресс-конференцию по итогам года, после которой отправился на концерт архиерейского хора. Проходят встречи в школах — сразу после нашего разговора епископ поехал на образовательную конференцию, посвященную преподаванию основ православной культуры в светской школе. На нее съехались все педагоги, преподающие этот курс в Энгельсском районе.
«Утром или вечером я на богослужении в храме. Или сам служу, или просто стою, молюсь, слушаю службу. Вот так день и складывается. Время летит очень быстро и незаметно. Казалось бы, утром зашел в кабинет, глядишь — уже вечер. Вроде бы ничего и не сделал, а чувствуешь, что сил уже никаких, только до дома добрести…», — признается Владыка.
Интересуюсь, бывают ли у архиерея выходные? Владыка Пахомий улыбается и тихо вздыхает. «Если говорить возвышенно, то любой священнослужитель всегда находится на посту, как солдат. Поэтому выходных как таковых у нас в прямом смысле этого слова нет. Ты в любое время дня и ночи должен быть готов решать те вопросы, которые на тебя валятся. А если говорить по-человечески, то, конечно, бывают выходные. Когда уже нет сил. Архиерей ведь тоже человек…».
Не потерять чувство реальности
Раз уж совместная поездка с епископом не состоялась, я решила, что имею полное моральное право «пошпионить» в Покровске, в Троицком храме и около. Поговорила с людьми — сотрудниками епархии, прихожанами. То ли погода в тот день была хорошая, то ли настроение у всех отличное, но все рассказы о епископе и епархии сводились к мысли: «Как же хорошо, что у нас теперь Покровская епархия есть! Как же радостно, что у нас такой архиерей!».
Во время пресс-конференции, посвященной дню рождения епархии, на которой присутствовали светские журналисты со всей области (даже из Пугачева приехали коллеги), об этом тоже говорили. Но не только. Собрание это напоминало встречу единомышленников. С ходу придумывались темы для следующих пресс-конференций, встреч с общественностью, школьниками. Вроде бы и официальное событие, но атмосфера была совершенно домашняя, что дополнилось потом и совместным чаепитием с Владыкой. Живая связь между обычными людьми, которые живут своей обычной и трудной жизнью, и между людьми Церкви почувствовалась. Подумалось: а ведь в делении больших епархий на несколько небольших все-таки есть большое благо.
Владыка Пахомий отвечал на все вопросы, которые ему задавали, искренно и нелестно — именно так, как он сам призывает трудиться всех людей вокруг себя. Говорил он на понятном языке, спокойно. Уже вечером того дня мне рассказали, что епископ Пахомий. исповедует (!) прихожан. Представьте: выходит архиерей и принимает покаяние любого, кто захочет открыть свою душу Богу. Практика в Православной Церкви настолько редкая, что я решила поинтересоваться у Владыки, зачем ему, человеку столь занятому, принимать на себя еще и эти хлопоты. «Я всегда рассматривал исповедь не только как средство помощи людям, приходящим в храм, к Богу, как избавление их от греха, но и как нечто, что самому тебе дает пользу. Будучи священником и настоятелем приходского храма, я исповедовал помногу, подолгу, старался быть искренним, пропускать всех через свое сердце. Могу сказать с уверенностью, что мне это сильно помогало. Видя боль и ошибки другого человека, ты отмечаешь это в себе. Это дает возможность не потерять чувство реальности. И еще, когда видишь кающегося человека, когда понимаешь, что вот недавно этот человек мучился, но никак не мог перешагнуть порог храма, а теперь на его лице искренние слезы покаяния, это очень сильно утешает. И ты понимаешь, что твое служение необходимо, что все, что ты делаешь, ты делаешь ради этих людей. Ради их первого, боязливого и робкого шага в Церковь…»
С переводом любимого настоятеля на другую должность прихожане саратовского Свято-Троицкого собора не бросили его, но продолжают приезжать к нему в Покровск — кто на исповедь, кто просто пообщаться. Для них это тоже возможность получать какое-то утешение и взаимную поддержку.
Смотрят и оценивают
Спрашиваю Владыку, сказывается ли на нем и его повседневном служении обострившийся негатив в отношении Церкви. Владыка с видимым воодушевлением отвечает: «Мне в свое время пришлось послужить в Москве, затем в Саратове. Сейчас я в Покровске, мне приходится ездить по деревням и селам. И могу сказать: чем дальше ты от центра, чем ближе к народу, к почве, тем какого-то негатива и недовольства на самом деле меньше. Здесь в большей степени проявляется какая-то трезвость мышления. Когда слышу или читаю обвинения в адрес Церкви из уст блогеров или либерально настроенной общественности, я с горечью констатирую, что они не сталкиваются с реальной жизнью народа. А если в райцентрах, небольших селах и городках служащий священник говорит трезво о здравых вещах и пытается предлагать свою помощь, участие, то это сразу же находит отклик в сердцах людей, они начинают понимать, что мы их союзники в тяжелой жизни, в проблемной обстановке, духовных исканиях. Конечно, есть и критика, недовольство. Но я считаю, что это замечательно. Жизнь идет. Если есть противодействие, значит, действие продуктивно!».
Конечно, признается Владыка, такое понимание со стороны сельчан приходит порой не сразу. Провинция, маленькие городки имеют свою специфику, свои особенности, которых нет в других населенных пунктах. «Все, что ты делаешь, на первый взгляд не вызывает никакой бурной реакции, отклика от окружающих. Но при этом ты прекрасно понимаешь, что за тобой очень внимательно смотрят, оценивают каждый твой поступок и реакция обязательно будет, просто должно пройти какое-то время. Это не косность, как может показаться кому-то из столичных жителей, это рассудительность», — объясняет епископ особенности местного менталитета.
В Покровской епархии выходит газета «Церковная жизнь». Почти в каждом номере есть интервью с Владыкой. И почти всегда он так или иначе, несмотря на тему беседы с журналистом, говорит об ответственности человека за дело, которое тот делает. Это большая редкость в современном мире — сегодня должности и звания расцениваются как привилегии, забывается о том труде, который эти должности и звания должен сопровождать.
Жизнь кончилась, началось житие…"
Вообще, беседовать с Владыкой — одно удовольствие. Он на удивление доступный. О каких-то вещах говорит очень искренне и серьезно, о других легко и с юмором: «Помню, как кто-то из моих знакомых пошутил во время моей хиротонии, поздравив: „Ну, жизнь кончилась, началось житие!“».
О том, чтобы стать архиереем, Владыка Пахомий, по его же выражению, не думал даже в страшном сне. Есть, конечно, такая поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», но если говорить о церковной жизни, то подобные стремления неуместны, считает Владыка: «Конечно, человек может желать архиерейства из жажды подвига, жажды служения. По слову апостола Павла, кто епископского дела хочет — тот доброго желает. Но практика показывает — мало кто стремится к подвигу. Да и человек в полной мере может и не понимать, с чем связан этот подвиг. Стремиться к архиерейству или иной высокой должности в Церкви ради человеческих интересов: славы, больших возможностей, почестей, вообще глупо, Христос не этого от нас ждет. Если с такими устремлениями двигаться вверх, то, может, чего-то и достигнешь, но счастлив не будешь. Сердце будет преисполнено печали, потому что настоящая радость в Христовой вере может прийти, только когда человек жертвует. Вот тогда приходит настоящее утешение, тогда ты чувствуешь подлинную радость…».
На самом деле нам, мирским людям, трудно даже представить, с какими сложностями и скорбями связано служение архиерея. Сам Владыка Пахомий говорит об этом очень спокойно и глубоко. По его словам, трудно пытаться делать то дело, которое на тебя возложено, видя, что для того, чтобы сделать его хорошо, не хватит и жизни. Видя, что у тебя нет возможности, нет средств это делать. Но силы дает понимание, что здесь, как и в любом церковном послушании, как в жизни любого церковного человека, важно смириться с этим, уметь потерпеть немощи ближнего, себя потерпеть.
Но самая большая трудность, с которой приходится сталкиваться архиерею, — это отсутствие кадров, доброго пастырства в той мере, в какой хотелось бы. Владыка уверен, что самая главная стезя, на которую поставил священника Господь, — это служение. Служение слова, служение Литургии, служение миссии, поддержка людей в трудных ситуациях. «Если священник на своем месте этим всем занимается, делает это спокойно, размеренно, искренне, сердечно, то от такой деятельности колоссальный эффект. Но таких пастырей мало и очень не хватает. И главное — найти их, поддержать их душевный огонь, но при этом и самому не угаснуть тоже. Это очень важно…».
Рассуждая о задачах, которые стоят перед ним как архиереем, Владыка заметно понижает пафос. Видимо, опять-таки для того, чтобы не потерять то чувство реальности, о котором уже говорил. Ставить перед собой космические сверхзадачи — это, конечно, хорошо, это человека возвышает, отмечает Владыка. Но не нужно забывать и о повседневном — о перепахивании поля, которое нужно засеивать и с которого нужно собирать урожай. В церковной жизни об этом повседневном важно помнить всегда. Нужно трудиться, выполнять свое послушание, доносить до людей слово о вере, слово о Христе, налаживать нормальную повседневную жизнь в приходах, монастырях.
Не скучает ли Владыка по времени настоятельства? На это нет однозначного ответа. «Сказать, что сижу, скучаю, слезы лью — такого нет. Да и, честно говоря, некогда скучать — поле для деятельности слишком широкое. Конечно, время настоятельства было очень счастливое. Господь дал мне возможность принести пользу Церкви, людям. И я с большим благоговением и теплотой вспоминаю и то время, и тех людей. Впрочем, когда я стал настоятелем саратовского храма, я с большим трепетом вспоминал и о своей монашеской жизни в общежительном монастыре. Конечно, мысли о былом посещают. Но теперь мне предстоит служить Богу и Церкви здесь, отдавать этому делу сердце…».
***
Во время разговора с Владыкой Пахомием меня не покидает ощущение, что все окружающее — не из нашей повседневной жизни. И солнечный день, проглядывающий из-за гардин, и ярко-желтые листья за окном, и бой часов в кабинете архиерея. В тишине и спокойствии епископского кабинета время течет как-то иначе, совсем не так, как в лихорадочной суете мира. Вокруг Владыки все в радиусе нескольких сотен метров как-то успокаивается и приходит в равновесие. Или, по крайней мере, стремится к нему. И, уезжая, мне очень хочется унести это чувство покоя с собой, в большой мир — туда, где этого покоя так не хватает и где для его восполнения епископу Покровскому и Николаевскому предстоит еще так много сделать.
http://www.vzsar.ru/special/2012/11/01/chai-s-arhiereem.html