Нескучный сад | Епископ Пантелеимон (Шатов) | 18.12.2012 |
Чем «плох» гражданский брак? Как не обижаться и кто должен мириться первым? Что делать, если любовь ушла и как любовь сохранить? На эти и другие вопросы молодых семей отвечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
— Чем «плох» гражданский брак?
— Раньше гражданским браком называлась запись в книге актов гражданского состояния без венчания в церкви. Это был гражданский брак. Теперь гражданским браком называют сожительство.
Есть разные степени отношений мужчины и женщины. Можно искать себе партнеров каждый день и каждую ночь. Можно жить с одной какой-то женщиной, но не хотеть от нее детей, жить в своей квартире, с ней встречаться, но ни с кем кроме нее не иметь никаких отношений. Можно записаться в книге актов гражданского состояния и объявить себя мужем и женой перед обществом, перед людьми. Есть разные формы этих отношений.
Все эти отношения плохи тем, что не имеют того, что есть в венчании. В том, что люди не расписаны, а просто сошлись и живут вместе есть некая опасность, некое лукавство. Они говорят: «Зачем нам печать в паспорте? Мы и без этого любим друг друга». Но любовь — это вещь эфемерная в нашем мире. Вот она есть, а вот ее нет, этой любви. Все-таки запись в ЗАГСе дает браку некую стабильность.
Я знаю семьи, в которых люди живут друг с другом уже долгие годы, и не хотят расписываться. Они считают друг друга мужем и женой, у них общие дети, они верны друг другу, но они не расписываются, потому что муж не хочет, скажем. Но дети, когда подрастают, они от этого очень страдают. Они чувствуют, что брак все-таки какой-то не такой. Нет до конца доверия друг другу.
Я, помню, беседовал с одной женщиной в больнице, уговаривал ее оформить отношения, как говорится, со своим так называемым «мужем». И она очень долго мне доказывала, что это неважно, это «печать в паспорте», это никому не нужно, это никакого значения не имеет, он ей муж. Я долго с ней беседовал, и в конце концов она мне сказала: «А вдруг он у меня квартиру отберет?»
Оказывается, все-таки для нее эта печать в паспорте имела какое-то значение, и для него тоже. Хотя в наше время, по современным законам, оказывается, в суде могут признать брак состоявшимся, даже если нет печати в паспорте. Но все равно это какое-то… есть некие правила вступления в брак.
Скажем, до революции в браке не может быть крестьян, крепостных не регистрировали. И даже не венчали, было такое время. Но была какая-то форма вступления в брак. У каких-то туземцев тоже есть какая-то форма брачной церемонии. И если он прошел эту церемонию — значит, она его жена. Если не прошел — значит, это еще не брак.
И у нас в обществе закреплен все-таки какой-то порядок вступления в брак. ЗАГС, марш Мендельсона, шампанское, белое платье у невесты, гости, свадьба, на которую нужно денег накопить… Без этого он какой-то несостоявшийся…
Гражданский брак, брак без всякой регистрации, брак, который по сути не является гражданским, а является просто сожительством, этот брак плох тем, что и для общества, обществом не воспринимается, как брак, и сами люди относятся друг к другу в этому браке не очень серьезно. Даже если они говорят о любви, даже если они говорят, что они муж и жена, а в глубине души — «ну, если что — разойдемся, и никаких проблем». Даже разводиться не надо. Все очень просто. Мы ничем не связаны. Это отсутствие каких-то обязательств по отношению друг ко другу. А регистрация брака все-таки накладывает какие-то обязательства: разводиться надо, алименты платить. А так мы свободны.
Это стремление сохранить за собой свободу есть на самом деле страшная вещь, пагубная вещь. человек не решается на любовь, он боится любви, боится ответственности за другого человека. Вот этим он и плох. Тем, что мешает явиться в браке настоящей любви. Мешает подлинному соединению в любви двух людей, мешает тому, что происходит в церковном браке.
— Что нам даст венчание?
— Я могу сказать, что мне дало венчание. Мы с моей женой были расписаны уже много лет, у нас уже был ребенок. Мы не были венчаны, потому что, когда вступили в брак, не были крещены. Сначала покрестился я, и потом через какое-то время к вере пришла моя жена, уже после рождения первого ребенка. И тогда мы с ней решили повенчаться.
Наше венчание внешне выглядело не очень импозантно, петь было некому, на клирос пришла староста храма, пришел мой друг один пел на клиросе, вместе с нами венчалась еще какая-то пара, нам совершенно незнакомая, нас венчали вместе. Я пришел в свитере, жена пришла тоже в каком-то не белом платье, и все это было немножко странно. Я относился к этому серьезно, а на фотографиях, сохранившихся после венчания, видно, как моя жена улыбается. Она тогда только начала еще воцерковляться, ей это все казалось странным. Потом мы пригласили к нам домой гостей, наших друзей, и я помню, я проснулся наутро и у меня как-то так было радостно, так было на душе легко. Я пошел, я тогда любил гулять по городу, Москва еще была не такой, как сейчас, дошел до Елоховского собора, зашел в храм, почувствовал, что храм — это действительно центр этого города, хотя не для всех это понятно… Я пережил какое-то удивительное чувство обновления, чувство радости, удивительной легкости, чистоты… мне это дало венчание. И я знаю, что не только я, но многие люди, которые венчались уже после того, как долго прожили в браке, как прожили в браке целую жизнь, как эти люди рассказывали мне о том, как изменило их жизнь венчание.
Что значит венчание для людей, которые вступают в брак, для молодых людей? Есть разные представления о том, что такое брак. Есть брак как форма договора. Вот мы договорились с ней или с ним, что в случае развода так-то делим имущество, что детей называем сначала она, потом я, что наше имущество, которое у нас есть до вступления в брак, оно остается как бы нашим, и мы не пользуемся… ну и разные бывают формы договора.
Есть брак по любви. Людей соединяет некое чувство. Но мы знаем, что брак как договор все-таки противоречит любви, может быть, не знаю. Все-таки какой-то он такой… заранее предусматривается возможность развода какого-то там. Брак по любви, с другой стороны, брак просто исходя из какого-то чувства — это брак, который очень легко разрушается. Ведь чувство — переменчиво. Времена, когда у людей были сильные чувства, продолжительные — эти времена прошли. Сейчас люди очень легко переходят от радости к унынию, от влюбленности к раздражению и ненависти. Ну и даже такая пословица есть: «От любви до ненависти один шаг». И поэтому такой союз — тоже непрочный.
А вот брак церковный — институт, который основан Богом. Люди приходят к Богу, и Бог их соединяет. Они верят в то, что это соединение — в Боге. Они соединяются не вдвоем в браке, и всё: они живут, и им больше никто не нужен. Соединяются они двое, и Бог. Бог, соединяет этих людей, и это есть гарантия того, что брак будет вечным, что брак будет независимым от переменчивости чувств, что брак будет браком, в котором они будут следовать заповедям Божьим.
Здесь не нужны им никакие договоры, потому что есть Евангелие, есть примеры ветхозаветных праведников, есть церковные установления, и брак основывается именно на этом. Вступая в брак, они именно это обещают Богу, вступают в новую жизнь.
Когда люди венчаются в церкви, они соединяются не просто своими имуществами, они решаются не просто жить рядом, жить вместе, они не просто в браке соединяются телами, сейчас это делают и без всякого брака, как животные. Они не просто душевно близки друг другу, как влюбленные, они соединяются духами. У каждого человека есть дух. Тело, душа и дух. Духи этих людей соединяет Бог. Вот это происходит в венчании, и только в венчании. Потому что в любви дух человека не участвует, он остается свободным. В таинстве венчания Бог соединяет их духи вместе. Супруги едины и телесно, и имущественно, и юридически, едины и душевно, потому что они друг друга, конечно, любят. И едины в духе, едины в Боге. Вот что такое венчание.
— Как не обижаться и кто должен мириться первым?
— Когда у нас с женой возникали какие-то несогласия, она начинала на меня обижаться, я всегда старался ее рассмешить. Потому что просить у нее прощения — это было бесполезно, она не отреагировала бы никак. А вот если мне удавалось что-нибудь смешное такое сказать, она очень любила посмеяться, и мне это иногда, ну не легко, но как-то удавалось. И как-то напряженность сразу снималась. Мириться — это не обязательно прийти и сказать: «Прости меня, грешную». «Бог простит, и я тебя прощаю», — ответить на это. Можно сделать то же самое в какой-то другой форме. Главное, чтобы прошло зло друг на друга.
Первый должен мириться тот, кто больше любит. Первым должен мириться тот, кто совершеннее. Первым должен мириться тот, кто выше в своем духовном развитии. Далеко не всегда начинает мириться тот, кто виноват. Потому что обычно в ссоре все считают виновным не себя, а другого.
Если думать, что пусть первым мирится тот, кто виноват, тогда примирения может вообще не произойти. Потому что жена считает, что он виноват, а муж считает, что она виновата. Пока они будут ждать, что попросит прощения другой, они дойдут в конце концов до развода.
Мириться нужно обязательно до наступления ночи. Всякое бывает, об этом тоже, кажется, писал отец Павел, день нужно заканчивать мирно. Если этого не происходит, мы закладываем бомбу, взрывчатку в основание нашей семьи, которая может взорваться. Мы каким-то образом оставляем ржавчину, гниль, червяков, которые будут дальше разрывать фундамент наших семейных отношений. До вечера нужно обязательно примириться, что бы ни случилось.
Попросить прощения, найти какие-то слова, поступок какой-то совершить. Купить цветы, торт, чтобы как-то загладить какую-то шероховатость в отношениях. Но вообще, конечно, люди очень разные, и примирение может происходить разными способами.
Я все время вспоминаю историю, которая у меня была с моей женой. Она, когда мы с ней ссорились, у нее очень горячий был характер, такой порывистой она была, она била посуду. Брала тарелку и со всей силы хрясть ее об пол! И вот я как-то, после того, как она разбила очередную тарелку, взял ее любимую глиняную такую вазочку и выкинул в окошко. Она засмеялась и говорит: «Что ж ты выбрал мою самую любимую вазочку? Выбрал бы что-нибудь другое». Ну и надо сказать, что после этого она посуду уже не била. Но вазочка осталась цела, потому что мы жили на втором этаже, а была зима, она упала в снег, я, правда, этого не рассчитывал, но так уж случилось. И это тоже послужило примирению.
Так что всякое бывает. Нужно к этому относиться творчески. Помолиться и подумать, что мне сделать такое, чтобы все-таки помириться. Если, конечно, придет мысль, что надо к жене применить силу, наверное, этого делать не стоит. Но все остальное, наверное, допустимо, чтобы примириться с женой. Или с мужем.
— Что делать, если любовь ушла?
— Вы знаете, как говорят: любовь приходит и уходит, но она опять потом приходит. уходит, опять приходит. То, что мы называем любовью, это не любовь. Настоящая любовь никогда никуда не уходит. Если человек узнал уже эту любовь, он от нее никогда уже не может отказаться. Как мать не перестает любить своего сына, даже если он стал мошенником, бандитом, совершил какое-то страшное преступление.
Нужно относиться спокойно. Нужно понимать, что это не любовь ушла. Ушло ложное чувство влюбленности, ушло восхищение человеком, ушло обольщение. Человек в чем-то разочаровался. Значит, он чем-то очаровывался неправильно? Рассеялся какой-то мираж, в который он верил. Ну и хорошо.
Значит, надо любить того, кто перед тобой оказался, когда все эти грезы развеялись. И можно продолжать любить. Любовь — это делание. Есть любовь-чувство, которое очень переменчиво, и основывать брак на этом чувстве нельзя. А есть любовь как волеизъявление. Вот я этого человека люблю и буду всегда все делать для него, жить для этого человека, буду смиряться перед ним, буду терпеть его, этого человека, стараться помочь ему измениться к лучшему. Я его люблю, это мой долг, это моя главная забота в жизни.
Тогда, когда человек этим деланием занят, когда он трудится над этим, тогда появляется настоящая любовь. Она и как чувство проявляет себя, но это другое чувство, это не влюбленность. Это очень глубокое, сильное чувство. Поэтому не нужно бояться, что меняется настроение.
Конечно, я все это говорю кроме тех случаев, когда супруг или супруга разрушили брак тяжелым грехом прелюбодеяния или каким-то другим грехом, который разрушает брак, — если жена решила сделать аборт, если муж изменил жене, если муж отрекся от Христа и принуждает детей к каким-то другим верованиям. Если супруг покушается на жизнь и здоровье детей или супруги. Конечно, любовь в этом случае просто убивается другим, она не уходит. Она просто убита этим грехом.
Есть люди, которые воскрешают эту любовь. Но есть люди, которые говорят: я не могу больше с ним жить, брак разрушен, и они будут правы. А если это просто какое-то несходство характеров, как это говорят, у нас что-то плохо получается в семейной жизни или в интимной жизни или еще что-то, это, конечно, все ерунда, это не повод разойтись. Если такая любовь уходит, то она обязательно вернется в большем объеме и лучшем качестве.
— Может ли быть, что я выбрал супруга неправильно?
— Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Надо отвечать за те поступки, которые мы совершаем в жизни. Мы несем за них ответственность. Тут ничего не поделаешь. Но когда это кажется человеку, он не всегда правильно понимает это. Я могу сказать про мою жену, за жизнь с которой я очень благодарен Богу, что я после вступления в брак, очень долго считал, что этот брак неудачный, зря я с ней начал жить вместе. Я был в этом убежден, уверен, потому что она не соответствовала какому-то моему идеалу, который был у меня в голове.
Иногда мужчины имеют какой-то идеал женщины: блондинка с голубыми глазами, а некоторые думают: нет, блондинки, они все глупые, брюнетка должна быть обязательно, яркая, жгучая. А ему попадается какая-нибудь другая. Это не повод думать, что ты неправильно поступил, женившись на этой женщине. Но с другой стороны это очень важный вопрос для тех, кто в брак еще не вступил, кто только думает о вступлении в брак. Потому что спешить с этим ни в коем случае нельзя.
Ни в коем случае нельзя доверяться своим чувствам, Ни в коем случае нельзя доверять своему разуму, советам друзей, а нужно обязательно помолиться Богу, помолиться усердно. И хотя бы год познакомиться со своей будущей женой, супругом или супругой, потому что за год человек очень меняется. И в разные сезоны он может быть разный, могут быть обострения в осенне-весенний период, или может летом наступать какой-то период активности или наоборот. В общем, надо узнать человека со всех сторон, прежде чем вступать в брак, тогда не будет таких переживаний. А решившись на брак, нужно быть верным этому решению до конца.
— Если выбрал неправильно, можно ли все-таки поменять?
— Ну как, вот тебе дано тело, в котором ты живешь. Вот жена — это часть твоего тела. Руку как поменять? Пришить новую, другую? Ну, сейчас, наверное, можно у каких-нибудь хирургов ногу или руку, но жена — это голова, сердце. Ты уже соединился, прожил какую-то жизнь, ты связан с ней общей историей, а если уж детьми связан, то это уж вообще никуда не годится. Поэтому разорвать это никак нельзя. А в жизни бывает: сегодня тебе кажется: нужно сделать так. А еще через какое-то время: нет, сделал неправильно. Неправильно поступил, а еще через какое-то время опять. Мы же люди несовершенные, мы не знаем полноты истины. Так и здесь, в браке. Тебе казалось, что это была единственная из всех женщин, которой ты хотел довериться, или единственный мужчина, которому ты доверила свою судьбу. И через какое-то время тебе кажется, что это неправильно, почему? Может, ты сейчас ошибаешься, а не тогда? надо подождать какое-то время.
— Можно ли венчаться при втором браке?
— Можно венчаться. В наше время это проще, чем до революции, потому что до революции, если человек разрушил свой первый брак совершением греха прелюбодеяния, то он не получал благословения на венчание во второй раз. Такое благословение получал тот в браке, кто не был виноват в этом страшном грехе. Такому давалось благословение на венчание, он вступал во второй брак.
Если человек разрушил свой первый брак и хочет вступить во второй, он должен по церковным правилам время понести епитимью, какое-то время не причащаться Святых Тайн. Конечно, в наше время эта епитимья значения особого для людей не имеет, мало кто понимает и ценит Причастие Святых Тайн. Мало кто знает об этой Тайне, поэтому это для людей не страшно.
А раньше было такое правило, что второбрачные, вступая в союз свой, после этого отлучались от Причастия. На таком браке не может присутствовать священник, такое тоже есть правило. Но единственно, тут есть такая тонкость: в Церкви очень строгие правила, но очень много любви. Поэтому эти правила говорят о том, что если кто-то из вступающих в брак венчается первый раз, то их венчают по первому чину. То есть их венчание совершается так, как будто оба они вступают в свой первый брак. Ради этого человека.
Так что, конечно, если такое произошло, разрушился брак церковный, но человек хочет создать семью, он не может жить один, его искушают какие-то, может быть, грехи, то ради немощи человеческой ему позволяют вступление во второй брак, и даже третий брак разрешается Церковью. В этом случае, конечно, можно получить благословение на венчание. Покаяться, объяснить это духовнику, получить благословение архиерея на вступление во второй брак, и можно, наверно, повенчаться во второй раз. Ну уж стараться этот брак не разрушать своими грехами.
— Существует ли чин «развенчания»?
— Нет, церковного развенчания не бывает, это глупости, конечно, Церковь может признать и констатировать то, что брак потерял свою силу в случае совершения греха кем-то из супругов, но никакого развенчания в Церкви не совершается, никаких справок о развенчании Церковь не дает.
— Как сохранить любовь?
— Любовь нельзя сохранить так, как мы сохраняем в холодильнике фрукты, мороженое. Она испортится, ее нельзя «хранить в холодильнике». Любовь нужно приумножать каждый день. Если задаться целью сохранить любовь, то она обязательно уйдет и умрет. Будешь думать, что делать, когда любовь ушла. Любовь нужно каждый день приумножать. Нужно стараться, чтобы она каждый день становилась больше.
Приумножается любовь словами, но, конечно, не лицемерными, а искренними, заботами, вниманием к другому, подарками, цветами, конфетами, что любит жена. Уступкой друг другу приумножается любовь.
Каждый день должен проходить так, чтобы в этот огонь любви было что-то было брошено тобой, что-то пожертвовано. Тогда любовь будет преумножаться, а не сохраниться такой, какая она есть, поскольку в начале любовь очень такая эфемерная, призрачная, мираж, а совсем не любовь, а тогда она станет настоящей любовью.
Продолжение следует…
http://www.nsad.ru/articles/episkop-panteleimon-o-seme-i-brake-chast-2