Русская линия
Православие.Ru Ольга Кирьянова30.07.2003 

В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ПРОШЛИ V ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

27−29 июля 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в стенах Московских Духовных школ проходил очередной всероссийский духовно-просветительский форум «Глинские Чтения». «Глинские Чтения», которые в нынешнем году состоялись уже в пятый раз, неизменно привлекают к себе большой общественный интерес: участие в них принимают иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, видные государственные и общественные деятели, представители отечественной науки и культуры. Устроителем Чтений выступает историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского» при поддержке Правительства Российской Федерации. По традиции среди прочих тем в рамках форума обсуждался практический опыт использования в образовательной деятельности наследия подвижника благочестия XX века, старца Глинской пустыни, схиархимандрита Иоанна (Маслова). Проведение Чтений в июле приурочено к дню кончины старца — выдающегося пастыря-духовника, имя которого и ныне свято чтится православными людьми.
«Долг служения Отечеству» — под таким девизом проходили V Глинские Чтения. Большую часть их участников составляли занимающиеся дошкольным и школьным образованием педагоги Москвы и Московской области, а также других регионов страны. Как отметил председательствовавший на Чтениях президент историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского», заместитель Председателя Госстроя Российской Федерации Николай Иванович Маслов, целью нынешнего форума явился обмен опытом между верующими педагогами. Именно они, по мнению Н.И. Маслова, призваны сохранять и приумножать в душах юных граждан России те моральные начала, основой которых является православное наследие.
Приветствие в адрес участников Чтений направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Его Святейшество дал высокую оценку ежегодным Глинским Чтениям, отметив, что они способствуют консолидации усилий всех православных людей, направленных на утверждение в обществе высоких духовно-нравственных принципов. Он подчеркнул, что Русская Православная Церковь считает «естественным долгом христианина служение общественному благу», напомнив, что еще святитель Феофан Затворник рассматривал общественное служение, как одно из средств спасения души. Величественный сонм русских святых изобилует подвижниками веры и благочестия — благоверными князьями, преподобными и праведными, — которые своей жизнью явили достойный образ служения Отечеству. «Пример подвижников многому способен научить нас сегодня, — подчеркивалось в тексте Патриаршего послания. По словам Первосвятителя, «каждый христианин может и должен на своем месте делать все от него зависящее для воплощения в жизнь евангельских заповедей». Эти слова Святейшего Патриарха стали рефреном всех последующих выступлений.
Одним из первых перед участниками Чтений выступил владыка Симон, бывший митрополит Рязанский и Касимовский, находящийся ныне на покое. Несмотря на преклонный возраст, он счел своим долгом прибыть на Глинские Чтения, чтобы почтить память схиархимандрита Иоанна (Маслова) с которым был близко знаком. Отличительной чертой отца Иоанна Владыка Симон назвал умение жить «не по настроению», т. е. не по прихотям собственных страстей, а «по устроению», которое достигается только непрестанным молитвенным подвигом. По его словам отец Иоанн всегда был готов оказать помощь и духовное утешение своим ближним, его слово, исполненное пастырской любви, вселяло умиротворение и согласие в людские души. Именно в стремлении сохранять мир и согласие в семье и обществе митрополит Симон видит доступный каждому христианину путь служения Отечеству.
Об этом высоком и ответственном поприще говорил и другой участник Глинских Чтений, епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Как подчеркнул владыка, «Нельзя любить свое Отечество и служить ему, не любя свой народ, своего ближнего. Нельзя любить Бога без любви к ближнему. Таким образом, любовь к Богу, к ближнему и к своей Отчизне являются единой христианской добродетелью». Она, по его словам, является своего рода индикатором для определения внутреннего состояния души человека. Нравственная высота многих поколений предков, благодаря которым наше Отечество стало именоваться Святой Русью, является сегодня для нас живым и действенным примером. Но именно она, по мнению архипастыря, налагает особую ответственность на тех, кому вверено воспитание юных человеческих душ.
Каждый день работы Чтений начинался Божественной литургией в Покровском храме Московских Духовных школ. Еще во второй половине воскресного дня в учебных аудиториях Московских духовных школ прошли заседания восьми секций. Даже их неполный перечень — «Воспитание патриота и гражданина Отечества», «Духовно-нравственная подготовка учителя: проблемы и опыт», «Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных учреждениях», свидетельствуют о широте спектра проблем, обсуждавшихся участниками Глинских Чтений. Значительный интерес собравшихся вызвала, в частности, работа секции «Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях профессионального образования и молодежных организациях», которую возглавляли заведующий религиоведческим отделением Курского педунивеситета В.М. Меньшиков и директор Дворца творчества детей и молодежи из Йошкар-Олы Л.Л. Герасимова.
В понедельник 28 июля в актовом зале МДАиС состоялось два пленарных заседания, на которых прозвучали отчеты руководителей секций, в том числе секции «Дошкольное воспитание», которая в рамках Глинских Чтений действовала впервые. О ее работе рассказала Т.И. Лещева — директор московской православной гимназии «Сабурово». Она отметила, что, несмотря на массированную пропаганду контрацептивных средств и практически безучастное отношение общества к многодетным семьям, их число в православной среде неуклонно возрастает. Именно поэтому, по мнению участников секции, сегодня насущно необходимо создавать православные детские сады. При отсутствии средств на создание отдельного дошкольного учреждения можно открывать православные группы на базе существующих государственных детских садиков. Самое главное, по словам Лещевой, — своевременно уделить этой проблеме особое внимание, поскольку начинать духовное воспитание ребенка надо с самого раннего детства.
Неожиданное звучание получил отчет о работе секции «Воспитание патриота и гражданина Отечества». Перед участниками Чтений выступил сослуживец и друг мученически погибшего в Чечне воина Евгения Родионова майор А. Л. Маньшин, который и сегодня продолжает выполнять свой воинский долг, участвуя в контртеррористической операции в Чечне. В полном молчании зал внимал словам человека в погонах, прошедшего две чеченские кампании, не раз смотревшего в лицо смерти. Майор Маньшин рассказывал о своих друзьях, простых русских солдатах, которые проявили беспримерное мужество и стойкость перед лицом бандитов, глумившихся над их верой. По его словам подвиг Евгения Родионова не единичен: за время войны в Чечне не раз случалось, что военнослужащие федеральных сил попадали в плен и, будучи поставлены перед выбором — отречься от Православной веры или умереть, предпочитали мученическую смерть. С болью в сердце собравшиеся слушали рассказ о том, как в минуту краткой передышки между боями один из солдат поделился хлебом с попрошайничавшим чеченским мальчишкой, который в ответ бросил в него гранату. Друг погибшего — снайпер, поймал убегающего маленького чеченца в прицел, долго вел его на мушке, но под конец опустил винтовку со словами: «Не могу, у меня в России братишка такого же возраста». Эти примеры не предаются широкой огласке, не афишируются в СМИ, активно навязывающих России национальную и религиозную толерантность, как одно из непременных условий построения «демократического общества». Между тем, именно на таких примерах должны воспитываться будущие защитники Отечества. Другу Евгения Родионова зал аплодировал стоя. По предложению епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия участники Чтений почтили провозглашением «Вечной памяти» всех православных воинов, павших в Чечне, а несколько десятков из них, занесенных в список, составленный майором Маньшиным, перечислили поименно.
29 июля в день кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова) в Академическом Покровском храме прошла заупокойная литургия и панихида. Затем участники Чтений посетили Старое кладбище Сергиева Посада, где похоронен отец Иоанн. На его могиле была совершена панихида и заупокойная лития, на которой присутствовали и многие прихожане Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В этот же день в актовом зале Академии состоялся вечер памяти схиархимандрита Иоанна.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика