Русская линия
Вера-ЭскомЕпископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин)06.12.2012 

Спасение от рабства

6 декабря наша Церковь поминает святого благоверного Св. блгв. Великий Князь Александр НевскийВеликого князя Александра Невского. Он прославлен не за полководческие и организаторские таланты, святым его почитают за исповедание веры, преданность православию, личное благочестие в тяжелейших для духовного спасения условиях войны с многочисленными врагами. Между тем не стоит забывать и иные его заслуги перед Россией. В том числе перед нашим Русским Севером. Этому посвящено исследование священника Мурманской и Мончегорской епархии, настоятеля Успенского прихода с. Варзуга игумена Митрофана (Баданина). Он установил интересные факты, связанные с северной политикой Великого князя.

«Норвежцы и русские соседствуют тысячу лет, и между этими народами и их странами не было серьёзных конфликтов» — так начинает свой труд по истории российско-норвежских отношений норвежский учёный К. Селнес. Действительно, Новгородская Русь и Норвегия издревле имели добрососедские отношения. Великий покровитель христианской Норвегии XI века король Олав II Святой приходился свёкром Великому князю Ярославу Мудрому. В Великом Новгороде в XIV веке ещё существовала церковь Святого Олава и почитание его новгородцами было весьма велико.

Два последующих короля, уже христианской Норвегии, Магнус I Добрый (сын Олава) и Харальд III Суровый (сводный брат Олава), были связаны с Новгородскими князьями династическими браками и с жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христианских Церквей Востока и Запада в 1054 году тесные династические связи между правителями Руси и Норвегии стали ослабевать, но взаимная заинтересованность и традиции дружбы остались. Так, Александр Ярославич (св. благв. кн. Александр Невский) предложил династический союз королю Норвегии Хокону IV через брак своего сына Василия с принцессой Кристиной. Тот отказался. Русь в то время страдала под гнётом Золотой Орды, и Запад пытался использовать эту ситуацию, дабы склонить непокорных «схизматиков» к принятию католичества в обмен на обещание военной помощи против татар.

Князь Киевский и Новгородский Александр Ярославович не только не поддался на такой торг, но сам приступил к военным действиям. «Достойный всяческого уважения Олоф Далин в своей „Истории Шведского государства“ утверждает, что князь Александр Невский покорил всю Биармландию и беспокоил даже Норвежские границы, проходя к оным через Лапландию и Финмаркен». Это был масштабный поход по северным землям, когда в подданство были приведены все местные народности, населявшие тогда Крайний Север Европы. В итоге в 1251 году Александр Ярославич заключил крайне важный договор между Новгородом и Норвегией, узаконивший русский сбор дани с саамов по всему Кольскому полуострову и во всём Финмарке, вплоть до норвежского Гологаланда (нынешний округ Тромсе).

Что ещё предшествовало этому договору? В 1249 году князь Александр Ярославович добился особого расположения Ордынского хана и получил от него княжение в Киеве и Новгороде. Теперь он мог опираться на силу Орды, оставаясь при этом христианином и патриотом своей земли. В 1250 году князю пришлось ехать в Монголию к Великому хану. Зная языческие обряды Орды, князь молился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся». И своё слово князь сдержал.

Союз с Золотой Ордой завещал крепить ему отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сын хана Батыя Сартак, заведующий «русским направлением» Орды, после принятия христианства стал другом и побратимом Александра. Обещав свою поддержку, святой Александр обеспечил хану Батыю возможность выступить в поход против Монголии и стать главным повелителем всей Великой Степи. Более того, на престол Монголии был возведён вождь татар-христиан, хан Мункэ. Позже, в 1261 году, при содействии Великого князя Александра в Сарае была образована православная епархия.

Именно эта, стоящая за Великим князем, сила Золотой Орды и позволила привести к покорности земли Корелии, Лапландии и Норвежского Финмаркена. И более того, с властью войти в пределы Норвежского Королевства, тем самым обусловив успешное заключение крайне необходимого для Руси договора 1251 года.

Важность этого деяния благоверного князя безмерна, ибо та дань, которую Русь теперь могла беспрепятственно взимать с богатой мехами Лапландии, спасала русский народ от рабства — в прямом смысле этого слова. Золотоордынских сборщиков «салыги» (подушной подати) на Руси интересовала исключительно пушнина («мягкая рухлядь»). Как писал Плано Карпини, оказавшийся на Руси в те годы, «каждый, как малый, так и большой, бедный или богатый, платил монголам дань: одну шкуру медведя, одного чёрного бобра, одного чёрного соболя, одну чёрную шкуру дохорь (чёрного хорька), и одну чёрную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть обращён в их раба».

В 1256 году в ответ на попытку шведов и финнов заложить крепость на берегах реки Нарвы князь Александр вновь ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «тёмным походом» — русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». Шведы бежали, не достроив крепости.

В дальнейшем, в русле Северной политики святого Александра Невского, в 1326 году был подписан ещё один необычайно важный для истории Крайнего Севера договор о мире, границе и торговле в Заволочье и Лапландии. «Согласно древним означениям и рубежам» северная граница между странами была определена в районе реки Паз. При этом территория сбора дани с саамов по-прежнему простиралась от Белого моря до города Тромсе, занимая всю русскую Лапландию, шведский Лапмаркен и весь норвежский Финмарк (это видно на карте-схеме).

Центрами сбора дани с населения Великой Лапландии для её дальнейшей отправки на Большую землю со времён Александра Невского были определены поселения Варзуга и район нынешней Кандалакши. Это была обычная практика того времени. Для нас же важно, что святой князь Александр проводил её не для своего обогащения, а для спасения русских людей от угона в ордынское рабство.

По рукописи книги игумена МИТРОФАНА (Баданина)

http://www.rusvera.mrezha.ru/672/9.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru