Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургЕпископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов)05.12.2012 

Нельзя губить храм своей души
Беседа с епископом Душанбинским и Таджикистанским Питиримом в эфире телеканала «Союз»

Христиане должны протестовать Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанскийпротив собственных грехов

— Звонок из Ростова-на-Дону.

 — Добрый день, меня зовут Наталья. Скажите, пожалуйста, Владыка, что мне отвечать человеку, который говорит, что Евангелие написано людьми?

 — Евангелие написано людьми по откровению Духа Святого. Так и отвечать. То есть Автор Евангелия — Дух Святой, Автор Евангелия это Бог, а написали его люди, конкретно — евангелисты. Вообще все Священное Писание боговдохновенно.

 — В стране сложилась парадоксальная ситуация со строительством церквей. Возможность строить храмы есть, даже местные власти каким-то образом помогают, но есть и ярые противники строительства церквей.

 — Это наследие советского атеистического времени. Эта закваска сильна у нас.

— Даже если это молодежь?

 — Да, даже и молодежь. Они выросли в этой культуре, среди этих настроений, в этом культурном контексте. И, казалось бы, вроде молодой человек, а настолько впитал через родителей, через общение такие настроения. Вообще-то, любые протесты богопротивны — христиане не должны протестовать против мирского устроения, они должны протестовать против своих собственных грехов. У нас должен быть взгляд внутрь себя, мы должны себя исправлять: «спасись сам — и вокруг тебя спасутся». Каждый человек должен исправить свой мир, свой микрокосмос, и тогда вокруг нас тоже начнет жизнь налаживаться. А мы любим как раз бороться с чужими грехами, про себя забываем: в себе ковыряться неинтересно и неприятно, давайте будем исправлять ближнего или с мировым злом бороться.

— А возможно ли с мировым злом бороться?

 — Еще Достоевский в повести «Записки из подполья» говорил: «Чем больше я люблю весь мир, тем меньше я люблю того человека, который рядом со мной, и даже ненавижу его». Понимаете? Это тоже такая уловка. Бороться за правду во всем мире, за социальную справедливость, а храм своей души губить. Мы не будем отвечать за то, что творится во всем мире — мы будем отвечать за свою бессмертную душу: спасли или погубили.

Господь попускает скорби, чтобы нас исправить

 — Сейчас все чаще появляются храмы в буквальном смысле рядом с домом. Но отговорки остаются прежними: нет времени, храм далеко, неудобно идти, плохое здоровье — все, что угодно, лишь бы не идти в храм. Это современная тенденция или всегда была?

 — Она, наверное, всегда была, и чем больше человеку делаешь удобств, тем он становится капризнее. Если мы обратимся к советскому прошлому, когда храмы были за шестьдесят километров, а бабушки немощные выходили с вечера и шли в храм, чтобы успеть к заутренней, они совершали подвиг, да. Они не жаловались, что храм далеко. А сейчас люди стали не способны к какому-то подвигу. Процент настоящих православных христиан, верующих, ревностных, всегда был невысоким.

Сейчас другое устроение, а поводы, чтобы не пойти в храм, те же. Я родился в Сергиевом Посаде и знаю людей, которые живут рядом с Лаврой, но ни разу в Лавре не были. И неверующие жители Сергиева Посада отличаются высокой агрессивностью иногда против Церкви, я тоже с этим сталкивался лично. Нужно жалеть таких людей, ведь там, где святое место, там идеологическая машина советская работала наиболее тщательно. И люди поселялись там как раз такие, кто против Церкви уже несколько поколений, очень озлобленные. Во многих святых местах коренное население оказывается богоборческим. Такой вот парадокс. А в Сергиевом Посаде и власть — одни хуже других, не везет с правителями. Одного мэра убили, другого выгнали, это тоже показатель ненормальности ситуации, коррупции страшной.

Почему Господь попускает? Попускается по грехам людей. Приведу интересный случай из Византийской истории. Где-то на рубеже VI—VII вв.ека был император Маврикий, благочестивый император, но была у него слабость — он был скуп. Византийская империя всегда вела войны: и на востоке с арабами, и на западе. На Балканах аварский хан захватил около двенадцати тысяч солдат византийских и предложил Маврикию заплатить выкуп за них. Маврикий стал торговаться, сбросил цену в два раза, хан согласился, а Маврикий решил еще поторговаться, и тогда хан разозлился и всех солдат казнил. Император благочестивый очень был, понял, что тяжко согрешил, в слезах просил Господа, и он услышал глас Божий: «Где ты хочешь получить наказание — здесь или там?». Он говорит: здесь. И тогда восстал узурпатор Фока, солдат императорской армии, сбросил Маврикия и казнил, всю семью его казнил жесточайшим образом и всю империю залил кровью. Недолго он процарствовал, около двух лет. А в это время жил в Византийской империи подвижник высокой духовной жизни, он молил Господа: «Господи, почему Ты это попустил — был у нас благочестивейший император, зачем Ты попустил прийти к власти тирана жестокого?». И Господь ответил ему: «Я по всей вселенной искал человека хуже, чем Фока, и не нашел, чтобы наказать этот нечестивый народ». Понимаете? Причина в нас, в народе, в грехах народа, а не в самих правителях. Народ грешит, и Господь будет таких правителей нам попускать, чтобы нас наказать, чтобы исправить.

Гонения всегда на пользу

 — Следующий звонок — Ставропольский край на связи.

 — Уважаемый Владыка, на территории Республики Таджикистан расположена 201-я мотострелковая дивизия Российской армии, выполняющая миротворческую миссию. Мы не можем туда приехать, и так Господь управил, что я сегодня могу к Вам обратиться с просьбой — не откажите помянуть в молитвах моего убиенного брата воина Якова, который погиб в Пасхальную ночь в Таджикистане в 1995 году на границе. Храни Господь вас и всех воинов, которые сейчас на посту. Спасибо большое.

 — Спаси Господи. Я запишу себе в синодик обязательно воина Иакова. Мы поминаем воинов, в этой воинской части, она сейчас называется бригада, есть храм Иверской Иконы Божией Матери, там очень хороший священник. Там есть памятник погибшим воинам, они поминаются, и Иакова теперь будем всегда поминать и помнить. Присутствие этой воинской части очень важно, потому что она — гарант мира, спокойствия на этой земле. И очень хорошо, что наш Президент Владимир Владимирович Путин приезжал недавно, 5 октября, в Таджикистан, и был подписан договор о продлении пребывания этой части на 30 лет — это гарантированное спокойствие в этом очень взрывоопасном регионе.

 — Говорили мы о комфорте, и вот вопрос из социальной сети задает Марина (Казань): «Как быть? Мы с мужем живем в маленькой комнате, он нецерковный человек, и при нем мне неудобно совершать утренние и вечерние правила, так как он не очень хорошо отзывается об этом, а уйти куда-то нет возможности».

 — У меня был случай, когда одна женщина оказалась в такой же ситуации, она молилась даже в туалете, ее на это благословили. Всегда можно найти место, где можно молиться. Верующая жена, как пишет апостол Павел, освящает неверующего мужа. Поэтому нужно молиться, находить время, когда мужа нет. И не устраивать из-за этого каких-то сцен. Потому что иногда бывает: «вот, мы верующие, нам нужно место помолиться», и начинают отгораживать для себя личное пространство. Если все делать со смирением, тогда и раздражения не будет вызывать. Если раздражение, то нужно понять, откуда оно, а со смирением нам ничего не страшно. Можно в любой уголочек забиться и помолиться, можно пораньше из дома выйти, если храм рядом, в храме помолиться, можно помолиться в транспорте. То есть можно найти средство, как выйти из этого положения, Господь поможет.

 — Ситуацию такую отчасти, если я правильно понимаю, можно назвать гонениями?

 — Еще года три назад, тогда я в Московской Духовной академии преподавал, мы, проповедники, выходили на проповедь и говорили: мы живем не во времена гонений. Сейчас с такой уверенностью нельзя это сказать. Сейчас можно говорить с определенной долей уверенности, что мы живем во времена гонений не в какой-то отдельно взятой стране, как раньше было, это гонение глобальное. Информационная атака на Церковь развернулась по всему миру.

 — Душеполезно ли это для православных?

 — Гонения всегда были на пользу. Это аксиома — Господь попускает только то зло, которое непременно обратится в добро. И если общество невозможно исправить другими способами, тогда попускаются гонения, войны, катаклизмы, голод, болезни массовые, и мы должны это терпеть. Нам важно научиться терпеть.

Вот тоже случай был в храме у нас года два назад. Пришла женщина, вся в слезах, у нее сын, следователь, был честный, очень порядочный, воцерковленный, ходил в храм каждый выходной. Ему руководство поручило расследовать деятельность какой-то фирмы, он расследовал, нашел преступления в деятельности этой фирмы и подал рапорт своему руководству, а руководство ему говорит, что «все это дело нужно замять». А он был принципиальный, честный человек, не согласился. И тогда в его машину подбрасывают крупную сумму денег, обвиняют его во взяточничестве и сажают в тюрьму. И вот эта женщина плачет: ее сын, человек честный, сидит в тюрьме.

Почему (здесь уже философский вопрос напрашивается) страдает праведник? Ситуация, которая сейчас складывается в обществе, и ситуация с этим молодым человеком неисправимы человеческими силами. Враги, против которых он боролся, сильнее его, влиятельнее, у них все связи. А он претерпевает скорби в тюрьме, физические боли, моральные, душевные, и они заставляют Бога действовать. Сам Господь начинает тогда исправлять эту ситуацию. И это касается глобальных масштабов — когда люди невинно страдают, Господь Сам приходит на помощь и исправляет ту ситуацию, которая неисправима человеческими силами. Это касается и войн, и революций, и гонений, и всего остального. То есть наша задача — терпеть все это, а Господь будет тогда Сам исправлять. А не ходить протестовать на площадях, сбрасывать правительство, устраивать революции, это неправильно.

В данном случае Господь избрал этого человека, он решился на этот подвиг — бороться за правду, и ситуация оказалась настолько неисправима, что Господь от него потребовал еще большего подвига — терпеть в тюрьме невинное заключение. А потом те, кто его туда отправил, будут так наказаны, что даже страшно подумать… Есть такая фраза: «Страшно впасть в руки Бога живого».

 — Все чаще пропагандируется такая позиция — «глаз за глаз, зуб за зуб», к этой справедливости человек стремится? Как же должно быть по правде?

 — Не помню, кто сказал очень хорошую фразу, кто-то из святых отцов или из подвижников благочестия, что обостренное чувство справедливости происходит от очень сильной и тонкой гордости. Когда человек начинает бороться за правду… Даже вот у нас в Церкви все эти борцы за правду потом устраивают расколы — это люди гордые. Нельзя так, мы не знаем, что такое правда человеческая: это не правда Божия. И прежде чем бороться, стать таким борцом за правду, как, например, Иоанн Креститель, нужно достигнуть духовного уровня Иоанна Крестителя, то есть надо настолько самому очиститься, чтобы понимать, как за эту правду бороться и что такое вообще правда, отличать ее от подделки. А если человек страстный, не очистившийся от грехов, начинает бороться за правду, то и борьба происходит страстная, кровавая. Поэтому нельзя поддаваться этому искушению.

Свет Христов неверующих обжигает

 — Все становится очень удобным, а спасаться становится не очень удобно; может быть, это еще одно искушение, чтобы отвернуться от России?

 — В Таджикистане условия не такие комфортные, как у нас, — бедность. И очень удобно как раз спасаться.

— Чем хуже, тем лучше?

 — Святитель Иоанн Златоуст говорил, что главное для христианина — стремиться к Богу и угождать Богу, а остальное все Господь даст, и материальные блага Господь тоже в изобилии даст, если ты не будешь их хотеть, к ним стремиться. Не надо к ним стремиться. Если ты будешь стремиться, то будешь бояться их потерять. У нас должна быть свобода, а мы постоянно хотим в какое-то рабство попасть.

 — Получается светская идеология, которая не принимает Бога, православное мировоззрение не принимает?

 — Они вообще не могут понять, что такое Православие. Для них это закрыто. Они читают Евангелие — и его не понимают. Парадоксальный случай: многие в советское время исследователи древнерусской литературы, древнерусских текстов сталкивались с Евангелием, но не могли понять, при чем тут Бог. Один знаменитый ученый недоумевал, почему там все время про Бога пишут. Это открывается только тогда, когда человек становится верующим — у него спадает пелена, и ему все открывается. Они считают, что понимают что-то, и слушать их бывает неудобно, и стыдно за чудовищное невежество образованных наших соотечественников.

— Притом такая ненависть есть только к Православию.

 — Мы, христиане православные, отражаем свет Христов, как вот ангелы; «ангелы — это вторые светы», есть такое выражение, так же и христиане это свет, отраженный свет. И когда он приближается к людям, которые во мраке, они этого не выносят; даже апостол Петр сказал, когда улов рыбы был: «Господи, отойди от меня, я человек грешный» — когда чудо свершилось, он почувствовал свою греховность, но он со смирением ее почувствовал.

А людей, которые не принимают Православие с ненавистью, этот свет обжигает, хотя этот свет слабый, поэтому сталкиваемся с такой вот реакцией: когда хоть немножко заходит речь о православном христианстве, все, тут же отторжение.

 — Владыка, время нашей беседы подошло к концу, благословите наших телезрителей.

 — Бог благословит наших телезрителей, и я надеюсь, что они справятся со всеми искушениями, которые нас подстерегают на жизненном пути, и выполнят тем свою миссию в истории и в Церкви.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52781


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru