Православие и современность | Священник Александр Мазырин | 26.11.2012 |
В начале ноября в Москве открылась знаковая для всей верующей России выставка «Преодоление: Русская Церковь и советская власть». Она организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом совместно с Музеем современной истории России и подводит итог исследовательской работе, которую вел университет в течение последних 20 лет. В шести залах музея собраны в хронологическом порядке свидетельства о жизни Церкви в годы гонений: от предшествующих революции 1917 года смут до хрущевских обещаний «показать последнего попа по телевизору» и застойных 70−80-х годов.
О том, что нового здесь смогут открыть для себя как рядовые посетители, так и знатоки истории Церкви, рассказывает доктор церковной истории, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин.
— Выставка, посвященная истории гонений на Церковь, открылась 7 ноября, в очередную годовщину (кстати, 95-летие) Октябрьского переворота, в бывшем Музее революции. Такое совпадение неслучайно? Это, по сути, гражданский вызов или попытка духовного осмысления пережитой катастрофы?— Конечно, это глубоко символично. Богоборческая власть, которая осуществляла открытый антирелигиозный террор, была самым сильным из всех вызовов, с которыми Русская Церковь столкнулась в XX веке.
Руководство музея оказалось весьма заинтересовано в нашем проекте. Не секрет, что музей до сих пор ассоциируется у москвичей с Музеем революции, хотя он давно сменил название и посвящен современной истории России. Но важно напоминать, что эта современная история немыслима без истории Церкви, поскольку Церковь — неотъемлемая часть общества.
В то же время мы сами сознательно выбрали светскую площадку для экспозиции, поскольку выставка обращена не только к церковным людям, но и к широким кругам нашего общества.
Тема взаимоотношения Церкви и тоталитарной советской государственной системы присутствует на выставке как сквозная. При этом показывается, что политические способы «спасения» Церкви не действуют. Церковь спасает Сам Христос в ответ на исповедническое стояние в истине чад Церкви. Это основная идея выставки.
— Каким образом раскрывается эта идея? Что поразит посетителей выставки более всего?
— Наша задача была — показать жизнь Церкви в контексте эпохи. Поэтому значительная часть экспозиции посвящена тому историческому фону, на котором Церковь осуществляла свою миссию.
Далее, представлены документы, рассказывающие о деятельности властей по планомерной организации церковных расколов, насаждению обновленчества, а затем переход от политики жесткого уничтожения Церкви к политике ее использования в годы Великой Отечественной войны. Например, есть записка Сталину от председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Карпова, в которой он предлагает не препятствовать распаду обновленческого движения, которое, по словам чиновника, уже отыграло свою роль. Сталин красным карандашом ставит резолюцию «Согласен».
В изобилии представлены материалы атеистической пропаганды. Может быть, кому-то покажется, что их даже чрезмерно много. Но мы хотели показать, насколько в реальности сильным было давление на общественное мнение, агитация прямо лезла из всех щелей. А ведь одних только наименований атеистических периодических изданий неимоверное количество, не говоря уже о книгах, которые издавались миллионными тиражами. Кстати, последний атеистический пропагандистский журнал, представленный на выставке, датирован 1985 годом.
Деятельность «Союза безбожников», разрушение храмов, осквернение святынь. Все это также иллюстрируют экспонаты выставки.
И на всем этом фоне — лица, документы, вещи мучеников и исповедников, которых духовно так и не смогла победить лютая злоба богоборцев.
— Большое впечатление производит бюст Ленина, не похожий на «каноническое» изображение вождя.
— Он был создан скульптором Георгием Лавровым еще при жизни Ленина и доносит до нас его реальный, а не идеализированный внешний облик. Бюст сделан с большим портретным сходством, но долгие годы был скрыт от глаз в запасниках музея. А рядом с бюстом — то самое письмо Ленина с призывом расстреливать как можно больше священнников.
— Еще один впечатляющий экспонат — лагерная жилетка с написанными под подкладкой текстами молитв. Такая вещь считалась нарушением режима, за которым мог последовать штрафной изолятор, а затем и смерть.
— Конечно же, на выставке много свидетельств, показывающих репрессивную политику власти и жизнь Церкви в тюрьмах и лагерях. Например, предметы лагерного быта, письма заключенных. Так, есть открытка, посланная священномучеником архиепископом Серафимом (Самойловичем) его духовной дочери, написанная 31 октября 1937 года — за четыре дня до его мученической кончины. Есть здесь и подлинные лагерные дела, а также образцы лагерной прессы.
Кульминация экспозиции — времена так называемого «Большого террора». Центральный зал носит название «1937» — эта цифра понятна без объяснений.
Тут не только ужасы репрессий, но и свидетельства о том, что жизнь церковная продолжалась: епитрахили, архиерейское облачение, в котором служил Литургию в тюрьме, например, священномученик Серафим (Звездинский). Также собраны антиминсы, самодельные потиры, переделанные из чашек, подсвечников, консервных банок. Или, например, венчальные венцы, сплетенные в лагере из проволоки.
— Образы каких именно новомучеников подробнее всего раскрыты на выставке?
— ПСТГУ на протяжении двух десятков лет собирает сведения о подвиге пострадавших за веру. В базе собрано более 33 тысяч имен. Около 2 тысяч человек причислены к лику святых. В каждом зале выставки можно увидеть лица исповедников, но нашей задачей не было показать максимальное количество лиц — скорее, хотелось бы показать подвиг конкретных людей, которые были современниками наших отцов и дедов.
На выставке можно увидеть, например, интронизационное облачение Патриарха Тихона и подлинный жребий, с помощью которого он был избран в 1917 году. Можно увидеть и облачения священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), архиепископа Феодора (Поздеевского), хирургические инструменты и иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), вещи и документы святителя Афанасия (Сахарова), митрополита Нестора (Анисимова), священномучеников Петра (Полянского), Кирилла (Смирнова), Серафима (Самойловича), Серафима (Звездинского) и многих других известных подвижников.
В то же время есть раздел, посвященный и людям Церкви, которые хоть и не прославлены в лике святых, но свидетельства об их жизни не менее ценны. Например, лагерная переписка с родными протоиерея Григория Синицкого сохранилась в полном объеме — это крохотные клочки бумаги, которые со всевозможными ухищрениями передавали на волю. Сегодня мы можем ее прочитать и понять, как жила обычная священническая семья в годы гонений.
Отдельная история — это материалы, которые отражают официальную сторону жизни Церкви: документы Московской Патриархии, письма Патриархов Сергия, Алексия I, Пимена.
Показана и полемика, вызванная политикой митрополита Сергия (Страгородского). Например, подлинный акт, которым митрополит Сергий запрещал в священнослужении архиепископа Серафима (Самойловича), или письмо митрополита Кирилла (Смирнова) своему духовнику, преподобномученику Неофиту (Осипову), в котором владыка описывает свою встречу с митрополитом Сергием в декабре 1933 года. Мы сознательно стремились не уходить от сложных моментов церковной истории, чтобы у посетителей выставки сложилось целостное и правдивое представление о том, какие процессы тогда происходили. Ведь историческая правда не может противоречить Евангельской Истине. Хотелось бы, чтобы зрители почувствовали дух эпохи, ощутили сопричастность к жизни верующих ХХ века.
— Какие неизвестные страницы истории открываются посетителям выставки?
— Одно из заблуждений, которое мы желали развенчать, — это якобы покровительство Церкви со стороны Сталина. Историческая правда такова, что он был богоборцем от начала своего правления до конца, гонения на веру не прекращались и при внешней смене политики. Даже та легальная деятельность, которая позволялась Церкви, находилась под строжайшим контролем со стороны власти. Вот интересный штрих: на выставке представлены подлинные ордена Патриарха Алексия I, церковные и светские. А рядом лежит его подлинное письмо из фондов ГА РФ, в котором Патриарх спрашивает председателя Совета по делам Русской Православной Церкви, можно ли ему эти ордена носить.
Также бытует стереотип о некоем благополучии Церкви до революции. На выставке, с одной стороны, действительно показано величие Российской империи как православной державы, благочестие императорской семьи — например, это видно на фото, сделанных во время прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. С другой стороны, показывается и нарастание негативных тенденций, которые, в конце концов, и привели к гибели империи. Священники восставали против архиереев, псаломщики против священников, бунты в семинариях. Затем все это уже продолжилось при активном содействии советской власти.
— Не противоречит ли мысль о внутренних нестроениях Церкви как причине яростного уничтожения святынь самим русским народом после революции тому факту, что советской власти приходилось бороться с Церковью путем самого настоящего террора? Зачем уничтожать то, что уже само разрушается?
— Церковь не разрушалась, она этот вызов преодолела. А вот каким образом это происходило, в каких условиях оказалась Церковь при советской власти — этот путь в подробностях и показывает экспозиция.
— На выставке — более тысячи экспонатов. Из каких источников они собраны? Есть ли шанс, что экспозицию можно будет увидеть не только в Москве, но и в других городах России?
— Выставка готовилась Отделом новейшей истории Церкви ПСТГУ, в какой-то мере она действительно обобщает наш 20-летний опыт — ведь здесь представлены наиболее ценные для нас предметы, в том числе и святыни.
Кроме того, подлинные материалы предоставили ГА РФ, Российский госархив социально-политической истории, конечно же, сам Музей современной истории России, многие частные собрания. Книги священномученика Владимира (Богоявленского) нам предоставил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а облачение святого — Церковно-археологический музей Нижегородской епархии, весьма помог нам архангельский энтузиаст Дмитрий Иванов, большой вклад внесли Московская Духовная Академия, Музей Данилова монастыря, Московская (областная) епархия.
Могу добавить, что собрание подлинных документов и материалов из различных архивов выглядит по-настоящему уникальным. Подозреваю, что повторить такую выставку впоследствии будет невозможно.
По окончании ее все вернется в свои родные коллекции. А вот иллюстративная часть остается в нашем распоряжении, и ее, в принципе, технически несложно представить и в других городах и даже странах. Летом следующего года, например, предполагается экспонировать ее в Италии и показать на ежегодной встрече католической молодежи в Римини. В этих встречах принимают участие десятки (если не сотни) тысяч человек, и их очень интересует жизнь Русской Церкви в эпоху гонений. Конечно же, провезти выставку необходимо и по нашим городам.
Выставка продлится до 9 декабря
Специально для газеты «Православная вера» № 22 (474)
беседовала Антонина Мага, корреспондент «Журнала Московской Патриархии»
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61 627&Itemid=3