Русская линия
Русская линия Юрий Московский22.11.2012 

Миграция, эпидемии, контроль и здравоохранение
Некоторые меры для улучшения эпидемиологической обстановки в России и оказания медицинского обслуживание иностранным гражданам

В Государственной Думе России 22 ноября 2012 года Комитет по охране здоровья проведёт Круглый стол «Законодательное регулирование вопросов организации оказания медицинской помощи мигрантам в Российской Федерации», инициатором которого выступила депутат, опытный работник здравоохранения, врач Салия Мурзабаева.

Позволю себе высказать некоторые соображения по поводу планируемых к обсуждению на КС вопросов, благо, что на проблемы организации медицинской помощи приезжим в Российской Федерации неоднократно обращали внимание представители органов законодательной и исполнительной власти, общественности: в Общественной Палате Федерального Собрания РФ, в общественных палатах регионов, в общественных советах при органах государственной власти, на многочисленных форумах, конференциях и круглых столах.

В том числе на организованных Общественно-консультативным советом при УФМС России по г. Москве и Фондом развития международных связей «Добрососедство», или проходящие с участием их представителей.

Следует отметить, что в настоящее время федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности по налаживанию миграционного контроля всё больше опираются на социально активных граждан, структуры гражданского общества. Это отмечают как эксперты, так и гражданские активисты.

Миграционная обстановка в Российской Федерации характеризуется постоянно возрастающим потоком различных категорий внешних и внутренних мигрантов, приезжающих на различные российские территории как из регионов собственно Российской Федерации, так и их зарубежных стран, прежде всего из государств, когда-то, наряду с нами, входивших в СССР. При этом наибольшие миграционные потоки приходятся на мегаполисы, прежде всего на Москву, Московскую область, а также и Санкт-Петербург. В Московском регионе, например, сосредоточено более 1/3 всех приехавших к нам из-за рубежа, а население Москвы с 2002 года выросло за счёт приезжих, согласно данным переписи населения 2010 года, более чем на 1 миллион человек. Имеются и другие регионы, где приезжих, сравнительно с численностью населения на порядок больше, чем в среднем по стране.

Следует отметить схожесть проблем, имеющихся у иностранных граждан, приехавших в Россию и российских граждан, приезжающих в другие регионы нашей страны.

Конечно же, массовые приезд в Российскую Федерацию иностранных граждан свидетельствует о привлекательности жизни в ней для приезжих, о выгодности для них работы у нас, и задача российского государства в этой ситуации — защищать граждан России от тех издержек, которые неизбежно несёт в себе массовая иностранная и инокультурная миграция. И хотя нельзя сводить медицинские вопросы, связанные с иностранными гражданами, только к медицинскому контролю и профилактике эпидемий, но в силу остроты этого вопроса, придётся уделять в материала именно этой теме основное внимание. Хотя имеется масса и других проблем, связанных с оказанием квалифицированной, эффективной и недорогой медицинской помощи иностранцам, живущим и работающим в Российской Федерации.

Разумеется, не только иностранные рабочие являются причиной инфекционных заболеваний россиян. Поддельные медицинские справки и «липовые» освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России.

А внутренняя миграция, значительно превосходящая зарубежную, происходит в условиях слабости медицинского контроля и безответственности, как самих граждан, так и ответственных структур. Грязь и антисанитария, разводимые бомжами и другими асоциальными элементами, находящимися в местах массового скопления людей возле вокзалов, супермаркетов, рынков и станций метро, на которых, кажется никто из обязанных следить за безопасностью горожан, не обращает внимания, также вносят свой значительный вклад в дело заражения россиян различными заболеваниями.

Большие проблемы порождает слабость медицинского контроля, отсутствие должного медицинского обслуживания приезжих иностранных рабочих, прежде всего из стран Средней Азии, многие и которых не имеют страховых полисов.

Эксперты отмечают, что больных намного больше, чем указывается в отчётах, чему способствует отсутствие в России замкнутой системы медицинского освидетельствования мигрантов. Единая информационная база, о которой так много говорят, пока только намерение, а не свершившийся факт. Реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как заболеваемость иностранных работников выясняется зачастую только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулёзу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Это ведёт к заражению не только общающихся с инфицированными российских граждан, но, в первую очередь, их соседей и коллег по работе.

В настоящее время иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, не обязаны представлять справку о своём здоровье сразу после появления в стране, и могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток. К тому же, после того, как временные трудовые мигранты получили право работать у физических лиц по патентам, не проходя при этом медицинское обследование, они потеряли право на бесплатную медицинскую помощь, если не приобретают соответствующий медицинский полис. В результате бюджеты России и регионов тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданам, заболевшим ещё до въезда в Россию, и не должными вообще пересекать её границы. Да и их последующее содержание в спецприёмниках и депортация также стоят денег налогоплательщиков, отнимая ресурсы у и без того перегруженных госструктур.

Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая персонал из числа приезжих из государств СНГ. Из-за низких «чёрных» зарплат, а также из-за стремления «сэкономит» многие иностранные рабочие не снимают нормальное жильё, а живут в местах, не предназначенных для этого, в том числе и по медицинским показаниям: в промзонах, в подвалах, на чердаках жилых домов, в подсобных помещениях.

Эта ситуация, безусловно, порождена коррупцией в сфере ЖКХ со стороны управляющих компаний, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.

Незаконное использование нежилого фонда, отселённых домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов противоречит всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, ведёт к распространению болезней, которые ещё недавно казались в России побеждёнными (туберкулёз, холера и другие инфекционные заболевания).

Всё это требует принятия мер, которые помогут снизить смертность от инфекционных заболеваний в России, от которых ежегодно умирает 600−800 тысяч россиян, не считая тех, кто умер от других причин, происшедших в результате ослабления организма из-за инфекций.

В наведении порядка в этой сфере заинтересованы не только россияне, но и сами иностранные рабочие, которые подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с больными. И начинается это буквально с момента их путешествия в Россию, ведь они вместе едут в одних поездах и автобусах, летят на одних самолётах. Так что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.

Это поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в России и сопредельных государствах, снизит смертность среди населения и улучшит демографическую ситуацию, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений между странами и народами, снизит уровень ксенофобии и экстремизма.

Во время проведения всевозможных слушаний представителями общественности высказывались различные предложения для исправления ситуации. В настоящее время необходим целый комплекс мер, среди которых из предложенных на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, его научно-экспертного совета, встречах рабочих групп и других мероприятиях могли бы быть нижеследующие.

1. В связи с участившимися случаями выявления поддельных медицинских справок, предъявляемых при оформлении разрешения на работу иностранными гражданами, возникает серьёзный риск распространения социально опасных заболеваний (СПИД, туберкулёз и пр.) на территории России. В целях искоренения данного правонарушения, последствия которого представляются опасными как для здоровья российских граждан, так и для самих иностранных рабочих целесообразно сформировать объединённый банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ.

2. Обязать медицинские учреждения (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. В случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции вплоть до отзыва лицензий.

3. Участниками ряда круглых столов и экспертами было обращено внимание на участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний — нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Эти схемы используются не только для уклонения от налогов, но и для найма иностранных рабочих без соответствующих медицинских документов. Для пресечения данных фактов участники предложили разработать механизм по привлечению к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан с фальшивыми медицинскими документами.

4. В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, было бы целесообразно отстранять от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организации, допустившие в предыдущие годы правонарушения в порядке оформления иностранных граждан на работу, в том числе и при оформлении медицинских документов.

5. Сегодня для работодателей для оптимизации расходов на обязательные налоговые выплаты выгоднее привлекать не российских граждан, а иностранных рабочих. В связи с этим предложено рассмотреть возможность об уравнении налогообложение иностранных и российских граждан с точки зрения обязательных выплат в фонды медицинского страхования.

6. На мой взгляд, важно приравнять к особо тяжким уголовным преступлениям изготовление и сбыт (продажу) фальшивых медицинских справок об инфекционных заболеваниях.

7. Необходим универсальный медицинский полиса приезжего, выдаваемого при въезде, по которому иностранным рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе России. Эта мера должна касаться и работающим на основании патента («патентников»), которые ныне совсем не обследуются.

8. Участники мероприятий ОКС неоднократно высказали мнение о создании специальных медицинских центров для обследования иностранных работников.

9. В связи с тем, что эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависит от контроля за миграционными процессами, с целью недопущения пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями необходимо:

— правоохранительным органам, прежде всего полиции, а также ФМС, более активно взаимодействовать с общественными структурами и общественными активистами, помогающими выявлять и предотвращать правонарушения, в том числе: Опорными пунктами охраны порядка, Народными Дружинами, молодёжными организациями;

— с целью более широкого привлечения граждан к контролю необходимо ускорить принятие Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», находящийся в Госдуме с 2008 года;

— ввести в постоянную практику проведения регулярных крупномасштабных специальных мероприятий на территории мегаполисов со стороны правоохранительных органов с участием общественности, направленных на выявление фактов нарушения миграционного законодательства иностранными гражданами, юридическими и физическими лицами, нарушающих установленный режим пребывания;

— полиции, совместно с народными дружинами, действующими в регионах РФ, усилить контроль за соблюдением миграционного законодательства на улицах, площадях, в метрополитене и в других общественных местах, а также активизировать работу по взаимодействию с Управлениями Федеральной миграционной службы по проверке законности нахождения иностранных граждан в жилом секторе;

— создать в составе региональных народных дружин специальные подразделения, тесно взаимодействующее с региональными Управлениями ФМС;

— правоохранительным органам выявлять деятельности организаторов изготовления и продажи фальшивых медицинских справок, о раскрытых случаях немедленно сообщать в СМИ, выводя преступников на открытые процессы;

— исключить возможность использования отселённых или выселенных жилых домов для проживания в них российских и иностранных граждан, оперативно решать вопрос о сносе таких домов;

 — предложить правительствам и администрации городов разработать программу по переоборудованию бывших промышленных и на сегодняшний день нефункционирующих объектов под проживание приезжих на законных основаниях;

— в качестве одного из шагов в наведении порядка усилить административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭК и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию мигрантов в объектах городского нежилого фонда, введя для ответственных должностных лиц соответствующие штрафы;

— расширить полномочия МВД и ФМС по проверке жилых и нежилых помещений на предмет установления нелегального проживания российских и иностранных граждан;

— определить ответственность собственника здания, управляющей компании, организации, эксплуатирующей жилой дом, в том числе отселённый, за незаконное представление помещений иностранным гражданам для проживания;

— законодательно закрепить необходимость оформления при въезде в Российскую Федерацию соответствующей медицинской страховки, определив одновременно запрет на въезд и пребывание в России иностранного гражданина без её предъявления;

— наделить субъекты Российской Федерации полномочиями определять государственные и негосударственные медицинские учреждения для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность;

 — ввести обязательное требование представления документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина, пребывающего в безвизовом порядке, заболеваний, представляющих опасность для окружающих одновременно с подачей заявки для оформления разрешения на работу;

— в целях усиления миграционного контроля целесообразна обязательная дактилоскопия иностранных граждан при обращении как за разрешением на работу, так и за оформлением патента.

10. На заседаниях ОКС звучало предложение о создании соответствующих межведомственных комиссий как на федеральном, так и на региональном уровнях для разработки экстренных мер по нормализации эпидемиологической обстановки. В состав этих Комиссиях должны войти представители ряда профильных региональных департаментов и ряда федеральных ведомств — департамента здравоохранения, департамента труда и занятости, департамента жилищно-коммунального хозяйства, несущего непосредственную ответственность за допущение массового проживания мигрантов в нежилых помещениях, а также ФМС, МВД, Прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития, Минсоцтруда и Росстата.

Межведомственная комиссия на федеральном уровне должна разработать поправки к действующему федеральному законодательству, Постановлениям Правительства РФ и другим подзаконным актам, необходимые для нормализации эпидемиологической обстановки и ситуации с медицинским обслуживанием иностранных граждан в РФ.

11. Также необходимо разработать основы межгосударственных соглашений Евразийского экономического союза в части единого трудового пространства так, чтобы в процессах трудовой миграции в рамках ЕЭС обеспечивалась эпидемиологическая безопасность страны и единые принципы медицинского обслуживания.

12. В связи с тем, что одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях, оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Также с целью стимулирования строительства общежитий необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешёвого жилья.

13. На сегодняшний день не существует механизма привлечения к ответственности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов (по причине их утери). Зачастую иностранцы сами целенаправленно уничтожают собственные паспорта, чтобы избежать выдворения из Российской Федерации за допущенные нарушения миграционного законодательства. Поэтому предлагается закрепить норму о необходимости помещения таких неустановленных лиц в специальные центры содержания иностранных граждан по решению суда, с пребыванием их там до установления личности и медицинского освидетельствования при этом.

14. Важным фактором реального миграционного контроля станет создание единой электронной базы данных въезжающих и выезжающих иностранных граждан. Наличие подобной базы позволит видеть реальную картину с иностранной миграцией, отслеживать и пресекать правонарушения, позволит пресечь слухи, распускаемые недобросовестными СМИ и «экспертами» о нахождении на территории Российской Федерации чуть ли не десятках миллионах иностранцев, что усложняет реальную оценку обстановки и способствует росту ксенофобии и экстремизма.

15. На общественных мероприятиях, посвящённых вопросам миграции, поднимался вопрос о проблемах социального обеспечения детей иностранных граждан (прежде всего приехавших из безвизовых стран) и в этой связи высказывались предложения о дополнительном рассмотрении урегулирования правового статуса детей иностранных граждан (в том числе и в случае нелегального нахождения на территории РФ родителей данного ребёнка) и разработки эффективного механизма обеспечения детей иностранных граждан правом на медицинское обслуживание, что не только будет содействовать адаптации и интеграции приезжих, но и будет способствовать улучшению эпидемиологической обстановки.

Ко всему прочему, требуется организовать выпуск соответствующей разъяснительной литературы для иностранных граждан и российских работодателей об их правах и обязанностях по соблюдению режима эпидемиологического контроля на территории Российской Федерации, по правам в области получения медицинской помощи.

Разумеется, необходима серьёзная научная работа для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране, являющейся частью глобализирующегося и урбанизирующегося мира. При этом нам необходимо изучать не только зарубежный опыт и практику, но и не забывать историю собственной страны, весьма успешно справляющейся с аналогичными проблемами.

И конечно же, для реализации задач по улучшению миграционной обстановке в стране и связанной с нею эпидемиологической ситуации необходимо более широкое привлечение к их решению общественных организаций, общественных советов при органах государственной власти и просто неравнодушных граждан.

http://rusk.ru/st.php?idar=58125

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика