Русская линия | Архимандрит Борис (Долженко) | 21.11.2012 |
Сегодня Святая Церковь прославляет все Небесное воинство во главе с архангелом Михаилом.
Еще пророк Моисей, за 2 тыс. лет до Р.Х., желая создать храм Истинному Богу, повелел изобразить на крышке кивота двух херувимов с распростертыми крыльями и поставить этот ковчег в Алтаре. Из этого мы видим, что с глубокой древности люди знали о существовании Ангелов — служителей Божиих и чтили их.
«В начале сотворил Бог небо и землю». Мир безплотных духов, называемый здесь небом, Бог сотворил прежде земли, то есть материального мира и человека. Своими силами, способностями, познаниями Ангелы далеко превосходят людей. Ангелы имеют свою иерархию: есть Ангелы высшие и низшие. Дионисий Ареопагит в книге о небесной иерархии называет 9 ангельских чинов, высшие из которых: Херувимы, Серафимы и Престолы. Главное занятие Ангелов — это молитва, служение Богу, исполнение святой Его воли.
Кроме Ангелов — служителей Божиих существуют еще и ангелы тьмы, которых Священное Писание называет бесами. Откуда же появились падшие Ангелы? Причиной их появления послужила гордость. Один из высших ангельских чинов возгордился, восстал против Бога, и увлек некоторых других ангелов к своему мятежу. И на небе произошла брань верных Ангелов, во главе с Архангелом Михаилом, с отпадшими. Уж каким оружием она велась и как проходила, мы не знаем. В этой брани сатана и его ангелы не устояли, и были свержены с неба. Однако они еще сохраняли надежду на покаяние, пока не соблазнили первых людей — Адама и Еву, и за это были окончательно прокляты Богом. После этого состояние падших духов таково, что покаяться они уже не могут, им уготовано вечное мучение в геенне огненной. Однако исполнение этого наказания отложено Богом до времени Страшного суда. Главная цель, все усилия падших духов заключаются в том, чтобы досадить Богу, оторвать от Него возлюбленное творение — человека, за которого Спаситель претерпел Крестную смерть, увлечь с собою в погибель как можно больше людей, улавливая их различными грехами. «Бдите, трезвитеся, ибо супостат ваш диавол ходит, аки лев рыкая, ища кого поглотити», — говорит Ап. Павел.
За каждую человеческую душу идет брань сатаны с Богом. Чтобы оградить от диавольских козней людей, Бог приставляет к ним Ангелов-хранителей. С момента Крещения такой Ангел-хранитель есть у каждого христианина. В минуту опасности или искушения христианин часто слышит его предостерегающий голос. Когда в молитве мы вдруг чувствуем умиление, духовную радость — значит, он молится вместе с нами. Если впадем в согрешение — он пробуждает нашу совесть и зовет к покаянию. Его служение нам не ограничивается только земной жизнью. После смерти Ангел-хранитель проводит душу на мытарствах и знакомит её с горним миром. Но даже Ангел-хранитель не имеет власти помогать человеку против его желания. Только если человек сам ищет спасения, старается исполнять Заповеди, Ангел имеет возможность приходить ему на помощь.
Представим себе, что горшечник лепит из глины сосуд. Изделие у него получится, если глина ему послушна. Но если она будет вырываться из рук, сопротивляться, то хороший горшок не получится. Так и Бог в течение земной жизни лепит из человека сосуд для благодати. Но если человек не хочет, сопротивляется, то честной сосуд, достойный быть вместилищем благодати, не получится из него.
Вспоминая сегодня безплотных обитателей горнего мира, будем во время земной жизни готовить свою душу к жизни вечной, чтобы вместе с ангелами славить Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
http://rusk.ru/st.php?idar=58078
|