Русская линия
Православие.RuСвященник Георгий Максимов28.06.2001 

Православная миссия в Индонезии

Индонезия, расположенная в Юго-Восточной Азии, — самая большая мусульманская страна в мире, с почти 200 миллионным населением. Она состоит из более чем 13.677 больших и малых островов, с такими основными крупными островами как Суматра, Ява, Калимантан, Сулавези и др. У нее есть древняя история королевств и империй, как например, индуистское княжество Матарам, индусско-буддистское княжество Маджапахит, и, с XV века, Исламские королевства Явы, Суматры и т. п.
В XVI столетии Индонезия была занята голландцами, которые принесли с собою западное христианство на эту землю. Затем она была занята японцами, и, наконец, приобрела независимость 17 августа 1945 года, став современной Республикой Индонезия.
Из-за ландшафта и истории Индонезия имеет много этнических и религиозных групп. В течение Маджапахитского периода, восточные христиане сирийской-антиохийской традиции высаживались на ее землю, и позднее еще дополнялись нехалкидонитами. Тем не менее, вскоре они исчезли из индонезийского пейзажа. Со времени провозглашения своей независимости, Индонезия признает только те религии, которые существовали к середине ХХ века и активно участвовали в борьбе за независимость. Государственный департамент религий признает ислам, римский католицизм, протестантизм, индуизм и буддизм. Все новые религии, которые появлялись позже, должны быть распределены под этими пятью признанными религиями или считаться незаконными.
Появление Православной Церкви в Индонезии — чудо наших дней. Оно началось с обращения одного молодого мусульманина. Тот искал более глубокой веры в Бога. Беседуя со своим прежним школьным учителем, который обратился в христианство, он победил в споре и не убедился в истине Евангелия. По милости Божией, через его чтение Корана 3:45, где сообщается, что Христос — «Слово от Бога», он осознал, что единство Христа и Бога подобно единству «Речи» и «Говорящего». Он обратился в протестантское христианство, и испытал сильное влияние харизматических движений в середине 1970-х.
Позднее индонезиец был поставлен в тупик разнообразием деноминаций и сект с противоположными традициями. Он решил в своем сердце продолжить поиск самого древнего христианства Востока, поскольку знал, что христианство родилось в том же Средне-Восточном ареале, как и ислам. В 1978 он отправился заниматься в Протестантской духовной семинарии Азиатского центра для теологических исследований и миссии в Сеуле. В начале 1982 в одном из книжных магазинов Сеула он случайно обнаружил книгу: «Православная Церковь» епископа Каллиста (Уэра). Книга помогала ему обрести Церковь, которую он искал. Наконец, 6 сентября 1983 года он обратился в Православие с благословения Вселенского Патриарха Димитрия и Его Высокопреосвященства Дионисия, митрополита Новозеландского, и был миропомазан рукою архимандрита Сотириоса (Трамбаса) (ныне — епископ Цейлонский, находящийся в Корее).
Затем, он отправился в Грецию и познал православную духовность на Св. Горе Афон. Он знал свою культуру, и он захотел выразить Православие в пределах контекстов своей собственной культуры. Еще находясь на святой горе Афон о. Даниил начал переводить Божественную Литургию на яванский язык и писать первые православные богословские монографии на этом языке, пытаясь преодолеть терминологические трудностями для выражения языка веры. Также он поддерживал непрерывную переписку со своими друзьями в Индонезии. К концу 1984, он поехал на учебу в США, в Богословскую Греко-Православную Школу Святого Креста в Бостоне. Завершив обучение в Бостоне и в двух других школах в Америке, он был рукоположен Его Преосвященством епископом Максимом Питтсбургским в диакона для Церкви Святого Креста (настоятель — о. Иоанн Хаккос), и, позднее, в священника для Церкви апостола Павла в Кливленде, штат Огайо, (настоятель — о. Иаков Симеонидис). Молодого человека, о котором мы рассказываем, теперь узнали как отца Даниила Бамбанга Дуи Баянторо. Результатом его переписки с Индонезией было обращение четырех молодых людей, которые разделили его служение и теперь также стали священниками в Индонезии.
8 июня 1988 года отец Даниил оставляет свое служение ради Индонезии. Сперва он отправился в свой родной город Moджокерто, Восточная Ява. Все переводы, над которыми он работал в течение своего пребывания в Греции и Америке, были привезены домой. В Moджокерто он начал с обращения членов своей семьи, и со временем научил их печь просфоры, и шить облачения из местного материала. Из Moджокерто он переместился на Соло (Центральная Ява) где были расположены многие его прежние друзья-харизматики. Он начал вести классы по изучению Библии, в результате чего было положено начало миссии в нескольких деревнях. Первым обращенным в Православную веру был молодой мусульманин Мухаммед Суги Бассари, который был окрещен с именем Фотий, в 1989 году.
Для того чтобы получить легальный статус, движение было оформлено под именем «Yayasan Dharma Tuhu» («Общество Прямого Учения»), но затем, из-за возражения о слишком индуистски звучащем названии (то есть, «Dharma»), было переименовано в «Yayasan Orthodox Injili Indonesia» («Индонезийское Православное Евангелическое Общество»). Посредством юридической регистрации, было открыто представительство, всего с двумя работниками, использующее павильон о. Даниила, арендовавшего дом в деревне Батуран, и затем, через несколько месяцев, оно переместилось в арендованную комнату небольшого отеля «Отель Kaлокa» в центре города. Церковь жила за счет помощи, исходившей из Америки в течение всего этого времени, как из OCMC (Православный Центр Церковной Миссии — пер.) так и от личных друзей о. Даниила, православных и неправославных.
В течение всего этого времени о. Даниил прилагал усилия к тому, чтобы органично использовать элементы местной культуры в Православии. Помимо местного языка, он также взял некоторые местные обычаи, как, например: сидение на полу во время поклонов, покровы на лицах женщин, снятие обуви при входе в церковь, использование на поминках традиционных сортов риса вместо пшеницы для колива и т. п. Восточная Церковь в Индонезии стала действительно восточной в своем культурном выражении.
По прошествии еще некоторого времени был арендован дом на окраине города, где разместилось представительство и классы по изучению Библии. В нем уже было одиннадцать работников. На этот раз богословские классы устраивались с видом на то, что впоследствии они должны стать предтечей семинарии, но они не смогли просуществовать долго из-за финансовых трудностей. Небольшой дом около представительства был преобразован в церковь. Предпринятые о. Даниилом несколько визитов в США помогли приобрести часть этой земли, а епископ Сотириос помог приобрести дом, который использовался в качестве церкви. В это время в пределах миссии возникла большая трудность из-за некоторых интриг, ссор и клевет, которые были сделаны против о. Даниила. Это было наиболее тяжелым временем для о. Даниила. Несколько раз он даже хотел выйти на покой из всего предприятия, но в каждой ситуации ему ниспосылались все новые силы для продолжения миссии.
Церковь непрерывно росла. В 1991 году, после большой и трудной борьбы, Православная Церковь юридически была признана и помещена под наблюдение Протестантской секции Государственного департамента религий. К этому времени миссия уже имела о. Иоанна для служения в Moджокерто, чей проект постройки церкви на средства, пожертвованные господином Лестенковым из США был остановлен из-за протестов мусульман, и незаконченная постройка осталась руинами. О. Лазарь, который возглавлял приход в Чилапапе, не мог получить разрешения на строительство церкви также из-за возражений мусульман. Аналогичная ситуация была у диакона (теперь священника) Мефодия, возглавляющего приход в деревне Грасак, где на строительство церкви было пожертвовано в 1990 году Его Высокопреосвященством митрополитом Дионисием, однако строительство так и не было завершено из-за протестов мусульман. Благодаря еще одному визиту в США, о. Даниил смог собрать некоторые деньги на постройку постоянной церкви. Денег было недостаточно, но благодаря помощи епископа Сотериоса, был оказан взнос из Греции, и, со многими трудностями, было получено разрешение на строительство церкви, которая, наконец, была построена 10 сентября 1996 г.
Результаты прежних интриг все еще сказывались, но в 1994 г. на Соборе духовенства воцарился мир, было принято соглашение об объединении усилий для проповеди Христа, и в дальнейшем это единство не должно омрачаться никакой клеветой. С тех пор Церковь находилась в мире, и больше ссоры не происходили среди духовенства в Индонезии. В течение всех этих лет время от времени Божественная Литургия проводилась в Греческом Консульстве в Джакарте. Позже в 1995 году, один протестантский пастор заинтересовался Православием. Вскоре после того, как он обратился в Православие, возник спор об определенных пунктах учения и обычаев Церкви. Он оставил Церковь ради нехалкидонской традиции. Но, после массового крещения в Джакарте, о. Даниил встретился с этим человеком, и примирение в духе Христовой любви было достигнуто. Люди, которые были крещены о. Даниилом, теперь стали членами прихода «Agia Epiphania» («Святое богоявление», греч. — пер.) в Джакарте. С тех пор о. Даниил должен ездить в Джакарту и раз в месяц бывать в Соло, где церковь находится под началом о. Алексия, но все еще опекается о. Даниилом.
Тем временем в Сурабае группа людей заинтересовалась Православием, и 30 октября 1997 о. Даниил провел там семинар. В Джакарте аналогичный семинар был проведен 21 ноября. 12 октября 1997 была крупное пожертвование церкви в Джакарте, и на это собирается строиться Православный Христианский Центр. Также теперь, после смерти прежнего руководителя деревни, церковь в деревне Грасак собирается возобновить процесс на получение разрешения на постройку. В Джакарте о. Даниил каждый воскресный полдень проводит библейские уроки. О. Даниил изучает арабский и древнееврейский для работы с мусульманами. Литургия в Джакарте проводится в доме одного из прихожан, господина Роя Мартина, знаменитой индонезийской кинозвезды, который обратился в Православие вместе с женой.
С 29 июля по 5 августа 1997 года Индонезию с архипастырским визитом посетил Его Высокопреосвященство митрополит Никита Гонконгский и Юго-Восточной Азии. Это было большим событием для православной паствы. Митрополит Никита указал много направлений для дальнейшего развития Церкви. Его Высокопреосвященство также основал новое представительство, Православный Центр, с господином Матфеем Будихарджо во главе.
Проповедь Православия на индонезийской земле ведется различными способами и имеет разные направления. Как пишет архимандрит Даниил, «подобно тому, как Святые Отцы, сталкиваясь с эллинским язычеством, иудаизмом, и гностицизмом, пытались представить Евангелие понятно для людей того времени, православное богословие, в контексте индонезийской миссии, встречается с аналогичными проблемами. Эти проблемы:
1. исламская составляющая, которая имеет сходство с иудаизмом;
2. индусско-буддийская составляющая, которая имеет сходство с эллинским язычеством;
3. мистическая составляющая, называемая по-явански „Kebatinan“ („тайное убеждение“), что имеет сходство с гностицизмом (это смешение древнего шаманистического анимизма с одной стороны, и индусско-буддийской мистики и исламского суфизма с другой, оно подразделяется на многие мистические деноминации и группы, подобно древним гностикам);
4. секулярно-материалистическая составляющая современного мира.
Проповедь происходит не только на Литургии в Церкви, но также через чтение лекций о Православии по приглашению на неправославных собраниях».
Исследования Библии проводятся не только в пределах православных обществ, духовенство Индонезии делает доступным их каждому, кто заинтересуется. Как правило, такой курс изучения Библии начинают посещать около 50−100 неправославных.
Многие священники стараются свидетельствовать о Христе в обыденной жизни. Они беседуют с людьми в гостях, на улице, в магазинах, и в любом месте, где священник или православный человек встречает людей, а также через личную дружбу с нехристианами или неправославными.
Православные общины занимаются также распространением литературы среди интересующихся. Для этой цели отцы Даниил, Матфей, Иоанн и Хризостом перевели и написали православные богословские книги. Перевод богослужебных книг еще не закончен, к настоящему времени частично переведены Минеи, Триоди и Октоих. В Джакарте о. Даниилом ведется радиопередача и время от времени радиопередачи выходят в городе Соло. Семинары о Православии удается делать только изредка, поскольку их проведение требует значительных средств. Наконец, для того, чтобы открывать новые возможности миссии в такой огромной стране как Индонезия, архимандрит Даниил совершает миссионерские путешествия в другие части Индонезии, как, например, на Калимантан (Борнео), на запад и восток острова Суматры, и на остров Тимор. Им были сделаны переводы богослужебных и богословских книг с целью преподавания, и основная часть служб была переведена на индонезийские языки, в частности на яванский, балинийский, и батак (язык Суматры).
Члены Церкви распределяются практически по всем слоям общества: от неграмотных рабочих до докторов. Церковь имеет членов из многих этнических групп в стране, как, например: китайцы, яванцы, батаки, тиморцы, санданийцы, менадонцы, каронцы, тораджанийцы, палем-бангийцы и др. Церковь окормляет девять священников. Трое студентов учатся в Греции, и четыре студента в США.
Перед проповедью Православия в Индонезии стоит ряд трудностей. С падением режима президента Сухарто, Индонезия впала в длительный политический кризис, вызвавший натиск фундаменталистского ислама. Импликация этой силы — требование осуществления шариатского закона в стране. Это означает, что не-мусульмане будут иметь статус «защищенных общин». Когда это случится, это вызовет серьезные проблемы для работы миссии любой Церкви в Индонезии. Мусульманам не будет позволено обращаться в христианство, в то время как любые средства могут быть задействованы для обращения христиан в мусульманство.
Ситуация складывается крайне тревожная. С 1977, более чем 700 церквей было сожжено и уничтожено, некоторые пасторы сгорели живьем в горящих храмах. В канун Рождества 2000 года несколько бомб было взорвано в церквях в разных городах, что привело к человеческим жертвам. Бойня христиан «Армией Джихада» на острове Малуку еще очень свежа в памяти. Для христиан, которые хотят иметь место для поклонения, не легко получить разрешение на строительство церкви. Но даже если разрешение официально получено, постройку уничтожают террористы. В этом случае ждать помощи неоткуда. Многие христианские организации подавали жалобы, но они не находили ответа.
Христианство было завезено в Индонезию в течение правления европейцев (португальцев и голландцев). Оппозиция индонезийцев по отношению к Западу была очень глубокой: не только политической и расовой, но и религиозной. Даже теперь в умах обывателей христианство считается голландской религией, религией европейцев. Следовательно, христиане заклеймены не только как неверные, но и как изменники веры предков и следующие религии неприятеля. Однако, несмотря на все трудности и невзгоды, Православная Церковь в Индонезии с каждым годом содействием Духа Святого растет и крепнет, нуждаясь в братских молитвах Вселенского Православия и русских братьев в особенности. Чудо рождения Церкви в Индонезии напоминает апостольские подвиги русских миссионеров в Японии, Китае и Аляске, с особой силой призывая не забывать о миссии — долге каждого христианина.
Составлено по статьям о. Даниила (Баянторо)

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика