На вопросы отвечает насельник Свято-Данилова монастыря, руководитель Центра Духовного развития молодежи, ответственный секретарь Оргкомитета юбилейных торжеств, посвященных 700-летию святого благоверного князя Даниила Московского, игумен Иоасаф (Полуянов). — Отец Иоасаф, расскажите, пожалуйста, о клубе «Стратилат». — Это одно из наших структурных подразделений. С дошкольниками и пяти-шестиклассниками легко проводить беседы в классе. Но подростки лет 13−14 быстро устают от таких бесед. Нужно было искать новые формы. Как раз вернулся из армии Федор Тишков. До службы он работал у нас в казачьей охране. Служил в Югославии, в десантных войсках. Сразу после армии поступил на исторический факультет педагогического университета. Клуб назван в честь его небесного покровителя великомученика Феодора Стратилата. Сейчас он уже окончил университет. Сочетание опыта службы в экстремальных условиях, знания истории, педагогического образования и Богом дарованного педагогического таланта позволяет ему успешно работать с подростками. Федор старается воспитывать их в традициях русского воинства — мужества, героизма, жертвенности, стремлении положить жизнь за други своя. — Батюшка, одно время вы часто ездили к морякам Северного флота? — Да, на Северном флоте в дивизии атомных подводных лодок есть субмарина, которая носит имя благоверного князя Даниила Московского. Частично мы свою миссию там выполнили — и в Ведяево, и в штабе 7-ой дивизии есть храмы, в которых служит священник Мурманской епархии. Теперь бываем там реже, но духовные связи с моряками сохранились. — Наверное, большинство из них только ищет Бога? — Есть поговорка: кто в море не ходил, тот Богу не молился. Неверующих людей среди подводников я не встречал. Не все они пока воцерковлены, но православным, в том числе и монахам, можно многому у них поучиться. Для этих людей подвиг — обычное дело. Выходя в море, они никогда не уверены, что вернутся. Удивительный пример мужества, стойкости, постоянства. А вообще у нас с ними много общего и по форме, и по содержанию: мы все носим черную одежду, все подчиняемся жесткой дисциплине, все несем послушание. — Отец Иоасаф, а при работе с молодежью вам пригодился детский опыт участия в общественных мероприятиях класса? — Конечно. В работе с молодежью необходим опыт организации жизни, праздников, мероприятий. Если бы не школьные годы, у меня такого опыта не было бы. К тому же я всегда говорю: православная молодежь — не отдельная конгрегация, она должна уметь жить, уметь, как говорит Господь в Евангелии, светить своим светом перед людьми, чтобы люди, видя добрые дела христиан, прославляли Отца Небесного. — Вы имеете дело не только с воцерковленной молодежью? — С разной. Монастырь окормляет много исправительных учреждений, детских домов, интернатов, больниц. Приходится там бывать. А мое послушание — не административное, а образовательно-просветительское. Работаю не только в воскресной школе, но преподаю в нескольких светских вузах. Сначала меня пригласили в только что открывшийся при факультете журналистики МГУ Российско-немецкий институт публицистики. Он, кстати, давал сертификат и диплом европейского образца. Через некоторое время на наши катехизические курсы пришел преподаватель физтеха, и нас пригласили туда на факультет аэродинамики и летательной техники (ФАЛТ), который находится в Жуковском. Преподаю и в Военном институте. — Какой предмет? — Фактически это основы православной культуры, но первоначально назвать его так мы не могли. Называли по-разному: «История государства российского и русской культуры», «История религий». Сначала это были спецкурсы, но после принятия нового Закона о свободе совести их отменили и сделали факультативы по православной культуре. Студенты всегда проявляли большой интерес и к спецкурсам, и к факультативу. Острые споры часто возникали на журфаке — ребята там интересные, зубастые. — С физиками работать трудно? — Наоборот. Хотя я имею два гуманитарных образования (второе — духовное), мне всегда проще было найти общий язык с технарями и естественниками, чем с гуманитариями. Во-первых, вырос в семье инженеров, много общался с родителями. Во-вторых, математику гораздо легче представить понятие бесконечности, чем любому филологу или историку. Историки мыслят в рамках исторической ленты, филологи — тоже в определенных схемах, а физики или математики хорошо понимают абстрактные вещи. Правда, на самом деле вера не абстрактна, а очень конкретна. — Тяжело нести монашеское послушание при постоянном, тесном контакте с миром? — Сложный вопрос. Когда приходишь в монастырь, мечтаешь, что будешь сидеть в своей келье, молиться Богу, читать духовную литературу, постоянно совершенствоваться. Но жизнь диктует свои правила. Недавно умерший афонский старец Паисий писал, что в древние времена монаха, подходившего к вратам обители, следовало заточать в башню (так и делали в соответствии с древним иноческим уставом, поскольку это считалось воспоминанием о мирской жизни, тоской по ней), а сегодня следует заточать в башню монаха, который не помогает людям. Эти слова я прочитал как назидание. Суть монашества неизменна — внутреннее усовершенствование. Оно и сегодня совершается в тишине человеческой души, в сердце человека. Господь говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне». Именно тогда видишь свои немощи и с помощью Божией стараешься их менять. Возможно, активное социальное и просветительское служение в чем-то мешает — ведь сам ещё ничего из себя не представляешь. Поэтому очень важно помнить слова преподобного Серафима Саровского: стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи. При любом послушании монах (да и любой христианин) должен стараться обрести мир в душе, стяжать Благодать Святого Духа. — Видимо, раньше монахи могли поддерживать мир только молитвенно, так как они уходили из христианского мира? — Монахи уходили не из христианского мира. Почему родилось монашество? Когда христианство стало государственной религией, его приняли очень разные люди: чиновники, богачи, императоры. По форме приняли, а по сути многие из них внесли в него свои мирские устремления. Это стало подрывать заветы, которые нам оставил Господь. Монашество родилось из желания сохранить эти заветы, дух христианства. Это не было бунтом. Уходя из мира, монахи этот мир поддерживали своими молитвами, духовным наставлением. — В этом году монастырь проводит ряд мероприятий, посвященных 700-летию преставления святого Даниила Московского. — 2002−2003 годы — время трех юбилеев. В этом году исполняется 20 лет со дня возрождения монашеской жизни в нашей обители и 700 лет со дня преставления благоверного князя Даниила, а в прошлом году исполнилось 350 лет со дня его прославления в лике святых. По благословению Святейшего Патриарха при участии многих государственных и общественных организаций осуществляется юбилейная программа, посвященная этим датам. Конечно, прежде всего князь Даниил — святой, но он и государственный деятель, и военачальник. Поэтому наши мероприятия носят церковно-общественный характер. Студия «Неофит» совместно с каналом «Культура» подготовила два фильма, которые были показаны в программе «Тесные врата». Готовится специальный фильм для тележурнала «Православная энциклопедия». Издается много книг, посвященных князю Даниилу — как научно-исторических, так и популярных, детских. В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя пройдут торжества, посвященные этой дате. Уже объявлен конкурс на лучшее произведение, посвященное Даниилу Московскому. Будет также конкурс для детей на лучшее сочинение и лучший рисунок. Даст Бог, в сентябре пройдет специальный урок москвоведения. — Несомненно, это не только церковное, но и культурно-историческое событие. А можно ли вообще какое-либо событие рассматривать как внутрицерковное, неинтересное для нецерковных людей? — Думаю, что в России это невозможно. Слишком тесно ее история переплетена с Православием. — Значит, преподавание Основ православной культуры в России необходимо? — Я считаю, что всё должно решаться на местном уровне. Есть рекомендательное письмо министра образования и стандарт, но это именно рекомендация. Надо решать по ситуации. В первую очередь мы должны быть христианами. Помните, как писал Достоевский? Две силы борются, а поле битвы — сердца людей. Если мы будем проигрывать внутреннюю битву, никакие православные предметы не помогут. Нужно проповедовать, объяснять людям связь русской истории и культуры с Православием. Но не с позиции силы. Позиция нажима такая же крайняя, как позиция неприятия Православия. — Отец Иоасаф, есть ли опасность непрофессионального преподавания «Основ православной культуры»? — Есть. Поэтому уже ведется подготовка преподавателей и в МДА, и в Свято-Тихоновском институте. Нужно время. Господь всемогущ. Он мог всех людей собрать в одном месте. А Он ходил по земле, встречался с людьми. Конечно, Нагорную проповедь слушало огромное количество людей. Но в Евангелии немало примеров, когда Господь подходил к конкретному человеку, беседовал с конкретным человеком, исцелял конкретного человека. Лучший пример для нас — пример Христа. Если будем стучаться в каждую конкретную душу, она обязательно откроется.