Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургЕпископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов)16.11.2012 

Каждый православный должен ответить на вызовы, которые ему бросает дьявол

Тема беседы — искушения современного христианина.

Все должно быть гармонично

— Владыка, разве искушения современного христианина отличаются от Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанскийискушений в Средние века или в другую эпоху?

 — По большому счету, не отличаются, все искушения укладываются в триаду, сформулированную еще святым апостолом евангелистом Иоанном Богословом: «Откуда искушение приходит? Это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская» — на самом деле, ведь все искушения идут от плоти, от чувств, от гордости.

Но для каждой эпохи характерны свои вызовы, и на эти вызовы мы должны отвечать — каждый православный христианин должен в своей жизни ответить на те вызовы, которые ему бросает дьявол.

В таинстве Крещения священник читает заклинательные молитвы, довольно-таки страшные, там изгоняется сатана, бросается ему вызов. Естественно, что тот будет мстить, и мстить всю жизнь. Искушение для каждого человека свое, ведь он знает все наши слабости, пороки и искушает нас, исходя из тех слабостей, которые только нам присущи. У каждой эпохи есть свои какие-то пороки, а мы должны противостоять вызовам.

Часто человечество оказывается перед этими вызовами бессильно. Опыт истории показывает, что человечество соблазняется искушениями, а потом находят какие-то скорби, войны, революции случаются. Они случаются потому, что люди не справляются с искушениями, которые свойственны были их эпохе. И только претерпевая гонения, войны, революции, человек научается справляться с этим.

— Что нам принесла эпоха технического прогресса и комфорта?

 — И то, и другое — как раз для плоти. А для духа, для души практически ничего. Даже в начале человеческой истории можно заметить, что происходило, когда начинался научно-технический прогресс. Потомки Адама не отличались нравственностью и грешили очень сильно. Потомки Каина-братоубийцы строили города, начали обрабатывать железо, занимались искусством. А потомки Сифа жили на этой земле, не прилепляясь, не устраиваясь поудобнее.

Современная цивилизация — потребительская цивилизация, она проповедует комфорт, и Православие стало тоже комфортным. Еще в XIX веке религиозный философ Константин Леонтьев придумал термин — «розовое» Православие, то есть разбавленное, разжиженное. Сейчас многие, приходя в храм, не принимают такой концентрации духа, которая не дает разлагаться современному обществу; немощь какая-то. К сожалению, мы поддаемся духу времени, адекватно не отвечаем на те вызовы, которые существуют в мире. Ну и навлекаем на себя, невольно или вольно, скорби, искушения, болезни.

— Но и в начале истории земледельцы и жители городов как-то сосуществовали. Сейчас взаимосвязь сохраняется между теми, кто работает на земле, и теми, кто живет в городе и никакого отношения к земле не имеет?

 — Она должна быть; эта взаимосвязь — норма. Когда она разрывается, то происходят всякие катаклизмы, искажения. Все должно быть гармонично. Нарушается гармония и с той, и с другой стороны, тогда происходит перекос в ту или другую сторону. Наше время как раз и характеризуется такими перекосами.

Потребительство губит душу

— Владыка, у нас звонок — Белгородская область на связи.

 — Мне кажется, что сегодняшнее искушение самое великое и страшное — это гедонизм, потребительство. И сейчас заражены все, раньше такого не было.

 — Я с вами совершенно согласен. Действительно, общество потребления себя так и позиционирует. Посмотрите рекламные лозунги — «ты этого достойна» и так далее. Сам термин «гедонизм» возник еще в античные времена, но если раньше это были отдельные социальные группы, то сейчас весь мир заставляют жить по законам потребления независимо от культурных, национальных или религиозных особенностей.

Эта катастрофа произошла давно, акценты были смещены начиная с эпохи гуманизма, когда поменялось мировоззрение человека. На Западе это произошло на рубеже XIII—XIV вв.еков, когда начинается эпоха Возрождения и в центр вселенной поставляется не Бог, а человек, и сознание человека становится антропоцентричным (до этого оно было теоцентричным, то есть Бог был в центре мироздания). На Руси это происходит в более позднее время, где-то в XVII веке; тогда появляется сатирическая проза — до XVII века не было у нас сатирических произведений, а тут вдруг над человеком стало возможно смеяться. Но человек — образ Божий, и над ним нельзя было смеяться, даже мысли ни у кого не возникало. А тут появляются сатирические произведения в русской литературе, и сознание меняется тоже на антропоцентричное, в иконографии мы это видим начиная с XVII века: более живоподобная икона, иконы начинают подписывать, до этого автор никогда не ставил свое имя на иконе, считалось, что иконописание — это дар Божий.

То есть появляется личностное начало, человек уже понимает свое достоинство. Вот на этом и основана современная цивилизация — она даже не просто антропоцентрична, а эгоцентрична, то есть уже «я» в центре вселенной.

— Вопрос из Самары, Дмитрий: «Насколько важно ходить постоянно в один храм? Мне нравится ходить в разные. Не искушение ли, что мне не нравится причащаться в праздничные дни — не чувствую себя в спокойствии, мне больше нравится в будни, когда мало народу в храме…»

 — Лучше, конечно, ходить в один храм — в этом храме священник, к которому вы ходите, исповедуетесь, вас знает. Когда престольный праздник в каком-то другом храме, можно туда ходить, но не бегать по разным храмам. А насчет Причастия — желательно причащаться в праздники, несмотря на искушение, на толчею. Искушениями показывается ваша немощь — вы не можете это терпеть, раздражительны и так далее. Так открываются ваши грехи, и вам есть в чем исповедоваться, в этом тоже есть свои плюсы. Не нужно думать, что если вы причастились в спокойном состоянии, как вам кажется, и нравитесь себе, то вы достойны Причастия. В состоянии самоукорения лучше причащаться, чем в состоянии самоуспокоенности. Самое главное — смирение и самоукорение. Вот на таких Господь призирает, а на людей самодостаточных нет.

Слово Божие — живительная влага

— Звонок из Орла.

 — Я сама родом из Таджикистана, в свое время всей семьей по известным причинам уехали оттуда. И теперь я рада Вас видеть на экране и спросить, как там русская паства? Я слышала, что в Курган-Тюбе строится новая церковь — значит, остались там православные; всем им здоровья, благополучия, спаси их Господи.

 — Да, спаси Господи. Я рад вашему звонку. Действительно, не все еще убежали из Таджикистана, и моя задача — постараться удержать там русских, русскоязычных людей (мне когда-то сделали замечание, что мы здесь не все русские, но русскоязычные, православные, ходим к вам в храм). Люди удивительные — такое ощущение, что они отстали от нас лет на двадцать: все плохое, пережитое за эти двадцать лет, что нас испортило, их не коснулось.

Они остались как бы в советской эпохе, их отличают лучшие качества той эпохи — они открытые, доверчивые, бескорыстные. Поэтому с ними очень легко мне. Полюбили меня сразу — там огромная жажда слова Божия. Когда говоришь проповеди, беседуешь с людьми, то понимаешь, что каждое слово твое — как живительная влага попадает в иссохшую почву. Не хватает людей у нас, чтобы духовную жажду тех немногих русских, которые там остались, удовлетворить. К нам недавно пришли два генерала, возглавляющие службы по борьбе с наркотиками, так они сравнили нашу жизнь с первой христианской общиной. Действительно, очень похоже, у нас там епархия создается, все начинаем с нуля, и помощники находятся.

Сейчас приехал в Москву, сразу семинаристы некоторые отозвались, причем хорошего, подвижнического духа, которые со мной туда согласились поехать и принять на себя все тяготы и трудности тамошней жизни.

Русских там осталось немного, и, к сожалению, общее настроение такое, что уезжать оттуда надо. Но это связано с тем, что трудно получить образование хорошее в Таджикистане и медицинскую помощь. И, к сожалению, эти аспекты я исправить не смогу, но то, что от меня зависит, конечно, буду стараться делать.

— Возвращаемся к нашей теме. Некоторые современные молодые люди размышляют так: у меня нет вредных привычек, я занимаюсь спортом, слежу за собой, разве во мне может что-то быть плохое?

 — Это культура плоти. Здесь стоит обратиться к человеческой природе, как учат нас святые отцы, как Церковь учит. Какой состав нашей природы? Это дух, душа и тело. Когда был создан человек, вектор направленности сил через природу был таковым, что дух питался Богом, жил в Боге, а душа питалась силами духа, а тело питалось в душе. Все было направлено к Богу. А когда произошло грехопадение, то этот вектор перевернулся, и дух, отвернувшись от Бога, стал паразитировать на душе, душа стала питаться силами плоти, плотские пошли страсти и грехи, а тело не находило для себя пищи и стало смертным. Так произошла эта катастрофа. Спаситель, Господь наш Иисус Христос, в Себе эту природу человеческую исцелил в момент Боговоплощения, и вектор стал опять направлен к Богу. Но задача каждого человека — к этой искупительной Жертве, которую принес Господь на Голгофе, приобщиться: мы должны своим личным подвигом тоже участвовать в этом.

Сейчас многие люди, и малоцерковные, и совсем нецерковные, и неверующие говорят: мне не нужна Церковь, достаточно того, что я верю в Бога, знаю, что Бог есть, у меня Бог в душе. А как тогда человек усвоит это оправдание, ведь именно в Церкви существуют все таинства — и Исповедь, и Причастие, и Крещение?

От первородного греха мы освобождаемся в таинстве Крещения. Но, выходя из крещенской купели, не становимся же безгрешными. Все страсти, которые у нас были, остаются. И наша задача теперь — начать борьбу против всего этого, то есть получить это оправдание, усвоить его себе. А те люди, которые говорят, что Церковь не нужна, не получают этого оправдания, не усваивают его, они остаются вне Церкви. Господь установил Церковь, и надо прислушиваться к тому, что здесь происходит: в Церкви мы соединяемся с Богом в таинстве Причащения на этих трех уровнях — духа, души, тела.

Благословение необходимо

— Слушаем звонок из Подольска: «В начале передачи вы говорили о бесах, что в наше время сильны их нападки. Не является ли искушением с моей стороны, что я очень много лет читаю молитву из молитвослова об изгнании бесов из дома, только сейчас до меня дошло, без благословения батюшки? Звучит она так: „Именем Господа Иисуса Христа и Его страдания за род человеческий, изыди, враг рода человеческого, из сего дома на двадцать четыре часа в сутки“. Может быть, я провоцирую этим чтением что-нибудь такое непонятное?».

 — Сразу смущает «изыди на двадцать четыре часа», а через двадцать четыре часа можешь приходить? Такие молитвы без благословения читать нельзя, и кто включил эту молитву в молитвослов, непонятно. Сейчас хорошо, что все молитвословы издаются с грифом Издательского отдела Патриархии. Я работал экспертом в Издательском отделе, и, я вас уверяю, молитвослов с такой молитвой в наше время не прошел бы, было бы сделано замечание, что такая молитва не подходит. Бывают молитвы, которые святой читал сам или какого-то конкретного человека благословлял читать эту молитву. Но это не значит, что можно читать всем. Поэтому на такие вещи, особенно это касается молитвы, обязательно надо спрашивать благословения у священника, а тем более того, что касается изгнания бесов, нечистой силы: люди заклинательные молитвы возьмут из требника и начинают читать самочинно, а потом с ними начинают происходить всякие искушения, а они не понимают природы этого. Конечно, все нужно делать с благословением.

У христианина должна быть гражданская позиция

— Есть звонок — Саратовская область, Елена.

 — Проходили выборы на Покров, и для меня это серьезным искушением стало — я готовилась к Причастию, а вместо этого попала дежурить на выборы. Меня заставили на работе, практически насильственно заставили состоять в одной из партий. Для христианина возможно состоять в партии?".

 — На этот вопрос еще Господь ответил, что Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Каждый человек лично решает, состоять ли ему в партии, участвовать ли в политике, потому что если состоять в партии будут только неверующие, даже худшие из людей, то мы получим соответствующий политический режим. Поэтому кого-то можно и благословлять состоять в партии. Участвовать в выборах тоже нужно, нужно активную гражданскую позицию занимать.

В этом как раз и заключаются вызовы современные. Как на них отвечать? Вот сейчас появились партии, какие-то общественные движения, появился интернет, социальные сети, в которых идет хула на Церковь, на Священноначалие, тоже нам как-то нужно на эти вызовы отвечать. Соотечественники очень сильно согрешают, возводя хулу, клевету на Церковь, на Священноначалие. Это такой грех, на который будет отмщение. Лет двадцать назад люди грешили плотскими грехами, блудом, прелюбодеянием, воровством, убийством — вы знаете, что творилось в 90-е годы; в последнее время стали хулить Церковь и ругать Священноначалие. Это тоже искушение нашего времени, поддадимся мы этому соблазну или устоим? Если поддадимся, то тогда последует наказание Божие. Те плотские грехи, которые я перечислил, это грехи против себя, против ближнего, а этот грех — против Бога. Люди бросают вызов Богу, и, естественно, будет ответная реакция.

Я всегда привожу в пример православную Грецию. Там давно уже в средствах массовой информации идет массированная атака против Церкви и против Афона, против Афонских монахов — они объявляются тунеядцами, аферистами. Пик агрессии пришелся на историю со старцем Ефремом Ватопедским, когда его заключили в темницу. И большинство греков были на стороне тех, кто это сделал. То есть они поверили в эту клевету. И что сейчас творится в Греции, что она получила? А получила она экономический кризис, и неизвестно когда выберется. Сколько протестных выступлений против экономических трудностей; а где были эти протестующие, когда их духовный лидер, их старец находился в заключении? Были, конечно, протесты, но не такие масштабные.

И у нас в России — если мы сейчас поддадимся тому искушению, соблазну, который пришел, то мы, боюсь, можем получить ситуацию еще худшую, чем в Греции. В принципе, то же самое было и в 1917 году. В течение многих десятилетий развращались умы, была пропаганда против Церкви, против самодержавия, захотели свободы, а получили жуткую деспотию и рабство.

Подготовил Александр Сергиенко

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52752


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru