Православие.Ru | Виктор Фомин | 22.01.2000 |
ПРАВИТЕЛЬ МИРА
Ни для кого не секрет, что миром сегодня правят деньги. В основе подавляющего большинства конфликтов лежит золото (черное или других цветов — не так важно). Так, по мнению многих наблюдателей, агрессия против Югославии, инспирированная Америкой, призвана была ослабить евро, который угрожал доллару. Говорят также об индексе Доу-Джонса и прочих чисто экономических причинах развязывания войны.
Достоевский больше века назад писал: «Буржуазный долгий мир… всегда почти сам зарождает потребность войны, выносит ее сам из себя как жалкое следствие… из-за каких-нибудь жалких биржевых интересов, из-за новых рынков… из-за приобретения новых рабов, необходимых обладателям золотых мешков, словом, из-за причин, не оправдываемых даже потребностью самосохранения, а, напротив, свидетельствующих о капризном, болезненном состоянии национального организма».
В Америке, где 82% считают себя христианами, а 96% - верующими (Newsweek, 6.01.1992), даже на деньгах декларируется вера в Бога: «In God we trust». Впрочем, по замечанию одного умного человека, следовало бы уточнить — «в этого бога мы веруем», то есть в золотого тельца. Именно его понимает под «числом зверя» (т.е. 666) один современный богослов, ведь «в золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (III Царств, 10: 41).
Революция в России, что уже стало общеизвестным, во многом финансировалась американскими банкирами. Долгая, продолжавшаяся на протяжении всего XX века, борьба двух великих государств окончилась пока что поражением России. Пришедшая от ничтожества к имперской мощи, Америка стала единственной сверхдержавой. Именно поэтому она теперь может уверенно вершить судьбы всего мира, если только что-то или Кто-то не разрушит ее вавилонских планов.
ВОЙНА ГОДА
Главным событием минувшего года, несомненно, стала война против Югославии. Итоги этой агрессии общеизвестны: около 1,3 тысяч убитых (в том числе 400 детей) и 5 тысяч раненых гражданского населения. Уничтожено около 90 памятников истории и архитектуры, более 300 зданий школ, вузов, библиотек, более 20 больниц. Экономический ущерб превысил 100 млрд. долларов. Уровень загрязнения окружающей среды в некоторых районах СРЮ после бомбардировок достиг катастрофических масштабов. Однако послевоенные разрушения и убийства, содеянные в Косово албанскими экстремистами, носят столь же тотальный характер.
Но дело даже не в насилиях и разрушениях. Ведь точно так же поступали в средние века, к примеру, монголо-татары, выжигая всё дотла, точно так же в нашем веке вел себя Гитлер с порабощенными государствами. Гораздо важнее другое — чем сопровождается подобная вакханалия.
«Насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью… Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом», — говорил 27 лет назад Александр Солженицын в своей «Нобелевской лекции».
Международная ассоциация журналистов-профессионалов «Репортеры без границ» опубликовала объемистый доклад-обвинение с конкретными примерами преднамеренного и систематического обмана пресс-службой НАТО аккредитованных журналистов и, соответственно, мировой общественности. В пропагандистской кампании по демонизации сербов во главе с Милошевичем было допущено немало досадных саморазоблачительных промахов, ставших достоянием общественности.
Так называемая «Освободительная армия Косова» финансировалась главным образом из средств, полученных от торговли наркотиками. Юрий Кружилин в «Независимом военном обозрении» отмечал, что по данным английских спецслужб, в настоящее время рядом преступных группировок «контролируется большая часть европейского героинового рынка, каналы распространения наркотиков на Британских островах, в Германии, Австрии, Франции и странах Скандинавии. Большая часть от полученных средств идет на содержание поддерживаемой странами Запада в балканском конфликте ОАК». Секретный документ, направленный Североатлантическим альянсом в Чехию, Венгрию и Польшу перед началом агрессии блока против Югославии и опубликованный тем же «НВО», свидетельствует, что приобретение оружия за границей финансируется в основном общинами косовских албанцев в Западной Европе, причем для этого используются 3-процентный «налог на независимость» с доходов эмигрантов, распространение наркотиков и проституция. Таким образом, понятно, что стоит за американскими лозунгами о борьбе с международным терроризмом и наркомафией.
Лицемерие — вот что легло в основу внешней и внутренней политики Соединенных Штатов, а вслед за ними и бездумно им подражающего мира.
Многие обратили внимание на то, что все главные действующие лица агрессии против Югославии: Хавьер Солана, Герхард Шредер, Билл Клинтон, Тони Блэр и другие — принадлежат к поколению, протестовавшему против насилия и несправедливости, в частности, во вьетнамской войне. Многие из них целиком и полностью разделяли лозунг хиппи: «Make love, not war» («Твори любовь, а не войну»), даже участвовали в антивоенном движении. Цену этих убеждений показали события в Косово.
Фазиль Искандер в своем интервью для радио «Свобода» точно подметил это явление: «В сегодняшней мировой практике политический талант определяется способностью человека быть неискренним, не подозревая о своей неискренности». Лицемерие признается главным качеством общественного деятеля.
Лицемерие стало американским флагом. Его образ — плачущий Клинтон «в раскаянии» о сотворенном с Моникой Левински. Его образ — само американское общество, рассуждающее о пуританизме и смакующее каждую черточку «сексуального скандала». Его образ — законопослушные американские граждане, которые после неожиданного отключения электроэнергии (а значит света и сигнализации) ринулись грабить магазины. Его образ — бизнесмен с широкой улыбкой специально для Вас, думающий, чем бы Вы могли быть ему полезны.
Впрочем, в нашей стране лицемерие цветет столь же пышным цветом. Каждый сам сможет привести бесчисленное количество примеров. Как писал профессор, генерал-лейтенант Н.С.Леонов в своей книге «Лихолетье», «у нас, особенно после 1917 года, ложь нашла чрезвычайно питательную среду в виде доверчивого, малограмотного населения с крайне низким уровнем гражданского сознания. Ложь пожаром охватила нашу общественную жизнь, стала почти неотъемлемой частью национального сознания, напрочь поразила литературу, искусство, погубила журналистику. Она стала основной формой общения между лидерами и народом и остается таковой по сей день». Парламентские выборы, которые пришлись на конец тысячелетия, и предвыборная борьба доказали этот тезис с ужасающей наглядностью.
РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА
Лицемерие нашло для себя благодатную почву в виде рекламной культуры, господствующей в мире. Ее главным принципом является позиционирование товара (а товаром может быть что угодно, включая тела и души человеческие), то есть выпячивание преимуществ, реальных или мнимых, и сокрытие недостатков. Необходимо любыми средствами убедить покупателя выбрать именно эту вещь — так рождается узаконенное лицемерие, цивилизованный обман, имидж, который заслоняет сущность.
Реклама давно уже вышла за узко утилитарные рамки. Она стала целой областью искусства, конкурируя в зрелищности и динамичности со многими другими его видами: живописью, театром, кинематографом. Извлечение прямой коммерческой прибыли порой даже отходит на второй план перед заманчивыми перспективами моделировать мировоззрение других и пропагандировать определенный образ жизни.
Завоевание новых рынков сбыта является важной частью рекламной кампании. Не секрет, что распространение американского образа жизни является важной частью политики США, более того — национальной безопасности страны, о чем пишет, например, Збигнев Бжезинский в своей знаменитой книге о великих шахматных войнах. Это находит свое отражение и во внешней политике. «Поскольку подражание американскому пути развития постепенно пронизывает весь мир, это создает более благоприятные условия для установления косвенной и на вид консенсуальной американской гегемонии», — пишет Бжезинский.
Хорошую рекламную кампанию провела Америка и в своей войне против Югославии. Натовские самолеты стали мощным двигателем торговли. На крыльях желания они принесли надменную силу и безграничную самоуверенность, два груза в подарок страждущему человечеству. «Небеса будут ваши», — отличный слоган для завершения этой кампании.
«РАБ И ЛЬСТЕЦ»
Через два тысячелетия человечество приходит к идеалу Иуды-предателя. Лицемерно целуя своих собратьев, люди не дрогнув предают их на смерть ради золотого тельца. Ведь Иуда, как известно, всегда имел при себе ящик для сбора денег, потому что, как повествует Евангелие, «был вором».
Характерно, что в XX веке сам образ Иуды не только тщательно «отмывается», но даже преподносится в искусстве как положительный во всех отношениях. Общеизвестны утонченные интеллигентские размышления на эту тему: достаточно вспомнить «Три версии предательства Иуды» Борхеса. «Раб и льстец», как именуют Иуду церковные песнопения, очаровал весь мир своими сладкими словами и звенящими сребрениками. С таким идеалом мы встречаем третье тысячелетие.