Русская линия | Игумен Кирилл (Сахаров) | 14.11.2012 |
Вспомнились рассказы о старце: как он непременно угощал всех приходивших к нему, каким он был смиренным, с какой любовью относился ко всем. Особенно меня умилила фотография, на которой почти 100-летнего старца, закутанного в платок, несколько бабушек на санках везли к храму. Рассказывали, что на каком-то ухабе старец выпал из санок и его не сразу обнаружили. Когда спохватились, обнаружили «пропажу», то на вопрос к старцу, почему же он не дал знать о ЧП, тот смиренно ответствовал: «Ничего, ничего» (я представил себя в такой ситуации — окрестности бы оглашались воплями-упрёками).
Совершил заупокойную литию на могиле старца. Вот крест, прикладываясь к которому 30 с лишним лет назад, я так об него ударился головой, что крест аж зазвенел. После литии 5 минут помолились про себя. Настоятель — игумен Никифор, не дождавшись нас, уехал. Ключей от храма у сторожа не оказалось. Мы смогли осмотреть только колокольню. В то время, когда я бывал здесь (конец 70-х — начало 80-х гг.), в ней располагался музей математики. В подклети колокольни захоронен известный математик Пафнутий Чебышев (долгое время село Спас-Прогнань было родовым поместьем Чебышевых). Одно время гроб П. Чебышева и двух его близких родственников подтоплялись водой. Сейчас поставили насос. Сидим в доме друзей — уже поздно, скоро отходить ко сну, завтра утром мы уезжаем. Вдруг раздаётся звонок — приехал настоятель, приглашает нас к себе. Я не удивился: разве мог старец отпустить нас просто так! Мы ведь даже храм не посмотрели. Отец Никифор оказался сыном раба Божия Владимира — старосты храма в 70−80-е гг. — я его хорошо помню. Впоследствии он принял священнический сан, восстановил три храма. Умер два года назад. О. Никифор — лаврский постриженик (был здесь смотрителем патриарших покоев). Входим в храм и первое, что видим в притворе — изображение схиархимандрита Амвросия во весь рост — старец встречает всех входящих. Построен был храм в 80-е годы 18-го века (колокольня — в середине 19-го в.). Храм не закрывался, в нём сохранилось немало старинных икон. В 1993-м году было крупное ограбление — срезали сварочным аппаратом решётку одного окна и унесли 17 ценных икон — так-то мы храним национальное достояние! О. Никифор прост, открыт, безхитростен. У нас с ним полное единодушие по ключевым вопросам. Рассказал он много интересного. Запомнилось, как о. Амвросий (Юрасов) в 70-х годах возил старца в тогда ещё закрытую Оптину Пустынь. Уже при жизни схиархимандрит Амвросий совершал исцеления. Однажды во время службы у одной девочки началось беснование. Старец остановил службу и попросил принести платок. Подойдя к страждущей, он поднёс платок к лицу девочки, и, перекрестив её, сказал: «Выходи, бес». Изо рта девочки вылез большой чёрный паук, и она стала здоровой. Интересен был рассказ о. Никифора о том, как был обнаружен дореволюционный архив храма. Во время ремонта колокольни его брат спрыгнул на пол и провалился. В ящиках, которые обнаружились под полом оказался архив: метрические книги, заполненные красивым каллиграфическим почерком, ведомости о прохождении прихожанами исповеди и причастия и т. п. Что поразительно: о тайном монастыре (старец постриг в монашество по разным данным от 700 до 1000 человек) никто не знал — даже староста храма, и это несмотря на то, что каждому постриженику старец предоставлял справку со своей подписью (о. Никифор показал пару таких справок). Запомнился такой забавный случай: пришла в дом старца под видом богомолки сотрудница райисполкома и спросила его о монашеском постриге. Старец играл на фисгармонии. Ему доложили, кто пришёл и по каком поводу. О. Амвросий (он недослышивал): «Хорошо, хорошо, и тебя пострижём», и обратившись к помощнице, попросил принести узелок с монашеским облачением. Мнимая богомолка со страхом выскочила из дома.
Старец имел обыкновение встречать духовных лиц игрой на фисгармонии «Достойно есть» (то, что поётся при встрече архиерея). Один из духовников Союза Православных Братств протоиерей Вадим Красноцветов (ныне покойный) растроганно об этом рассказывал.
Неподалёку от храма находится святой источник. С молитвой к подвижнику благочестия промыл водой больной глаз и почувствовал значительное облегчение. На обратном пути в машине раздался звонок — духовное чадо спокойным голос сообщает, что в его запутанной семейной ситуации произошли большие подвижки. А ведь мы молились на могиле старца и об этом. Слёзы выступили на глазах: «О старец великий! Велика твоя любовь ко всем прибегающим к твоей помощи! Немощное человеческое естество с трудом выдерживает столько благодеяний за такое короткое время. Ты завещал прежде всего не забывать благодарить Бога. Благодарю от всего сердца Подателя всех благ Господа, Его Пречистую Матерь и тебя за твоё милостивное предстательство».
А вот слова самого старца: «Никогда не забывай, даже в самые тяжёлые дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждёт этого и пошлёт тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чём не нуждается».
О прозорливости старца. Смотрит он в окно и говорит: «Упокой Господи души усопших раб Твоих» и перечисляет имена, присовокупляя: «клавшего у нас кирпичную кладку, ремонтировавшего у нас оградку» и потом: «И Галину, пёкшую пирожки». Ему говорят: «Батюшка, да как же так — Галина-то жива, вот же она рядом». Старец в ответ: «Да…но не долго ей осталось».В эту же ночь та умерла.
Восприемницей всех постриженников была монахиня Пульхерия. Она юродствовала, говорила всегда стихами, например: «Сидят два друга — метель и вьюга». «Вьюга» — очень точно был охарактеризован темперамент одного из друзей.
О старце удалось узнать следующее: отрочество и юность его прошли в Оптиной Пустыни. Поступил он туда в 1897 году пятнадцатилетним мальчиком через три года после смерти старца Амвросия (Гренкова).Здесь он пел на клиросе, был регентом в больничном храме. Его отличали простота, кротость и смирение. Через семь лет в 1904 году он был переведён в Пафнутьево-Боровский монастырь, где в 1911 году принял монашеский постриг, а впоследствии сан иеромонаха. В1930 году старец был арестован (у него обнаружили мелочь с панихиды) и сослали в Семипалатинск. В ссылку везли арестованных в переполненных вагонах стоя, почти без остановок. Три года подряд его ставили в бочку с холодной водой и требовали отречения от веры. По молитвам о. Амвросия была исцелена жена начальника тюрьмы. По воскресеньям его стали отпускать в храм, откуда он приносил для заключённых сумки с едой. С 1942 года (дата предположительная — в этом году умерла мать батюшки, её похоронили на местном кладбище) и до самой смерти в 1978 году старец служил в Преображенском храме в селе Спас-Прогнань. С 60-х годов по благословению Патриарха Алексия I он начинает совершать тайные монашеские постриги. Самому старцу было откровение о необходимости этого. На трапезу после служб приходило до ста человек. Сам старец варил для богомольцев борщ, картошку т.д. Приезжали к нему со всех концов страны. Ему было открыто о том, кто приедет. Он молился о тех, у кого встречались трудности в пути. По вечерам в келье старца проходили беседы, он делился воспоминаниями. Умер схиархимандрит Амвросий в праздник Покрова. Хоронили его на пятый день после смерти (на отпевание ждали архиепископа Никона — большого почитателя старца). Запаха тления совершенно не было, руки старца были как у живого. На его могиле, справа от алтаря, на кресте висит табличка с такими словами: «Отец Амвросий! В стране небесной, нас, чад земных, не забывай. И о спасении душ наших Христа на небе умоляй!»
http://rusk.ru/st.php?idar=57932
|