Знаменитая, несохранившаяся до нашего времени церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» находилась до революции близ Смоленского бульвара, на Новом Конюшенном дворе и оставила названия местных Неопалимовских переулков. Она была первым и единственным в Москве храмом, освященным во имя этого образа Богоматери. Название иконы «Неопалимая Купина» произошло от библейского сюжета о чудесном видении пророка Моисея горящего тернового куста — купины, — охваченного пламенем и не сгорающего в огне. Из этого пламени он услышал Глас Божий, возвестивший ему о грядущем избавлении еврейского народа от египетского рабства (даже праздник иконы отмечается Церковью в один день с празднованием пророка Моисея). Такое именование образа Богоматери символизирует Ее уподобление Неопалимой Купине, напоминая о Рождении Ею Богочеловека и о Ее Приснодевстве. Пресвятая Богородица изображена на иконе окруженной пламенем, с Младенцем Христом, в центре православной восьмиконечной звезды, образованной совмещением красного и зеленого квадратов-ромбов. Четыре зеленых конца-луча символизируют купину, терновый куст, сохранившую в огне свой зеленый цвет, четыре красных конца-луча — пламя горящей и неопалимой купины. На некоторых списках образа на концах лучей написаны буквы А.Д.А.М. — по древнему преданию, Архангелы составили имя первого человека от первых букв имен звезд, взятых Ими с четырех сторон света. Архангел Михаил взял с востока букву «А» от имени восточной звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» с запада от звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от северной звезды «Арктос», и Архангел Уриил — букву «М» от южной звезды «Месембрии». Богоматерь как Царица Небесная изображена в центре иконы. В Руках у Нее лестница как символ и путь христианского спасения, и как символ Пресвятой Богородицы, — Лествицы, по которой Бог сошел на землю, а человек восходит к Нему. И в ознаменование этого в четырех углах иконы символически изображены ветхозаветные пророчества о Воплощении Христа: видение Моисеем горящей купины, где в ее центре написана икона Богоматери «Знамение» с Младенцем в лоне, видение «врат» пророку Иезекиилю, знаменитое видение пророку Исаие Серафима с горящим углем, символом Христа, и «Корень Древа Иессеева». Последнее изображение символизирует пророчество Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис… в знамение вечное несокрушимое». По углам красного четырехугольника изображены апокалиптические символы святых Апостолов-Евангелистов — Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк). Вместе с христианскими Апостолами, все Небесные Силы, подвластные Царице Небесной, окружают Ее на иконе. В средневековых преданиях ангелы управляли небесными светилами и стихиями (гром, молния, ветер, дождь, мороз). И каждый ангел, изображенный на иконе, держит в руках символ своей стихии, как облако, меч, чашу, факел, закрытый кивот (мороз), фигуру (ветер). Это означает и церковное представление о ниспосылаемых Богоматерью на безбожников стихийных бедствиях, которые могут быть отклонены по молитве к Ней и явлены Ее милосердие и помощь. Именно эту икону Богоматери с древности почитали чудотворной защитницей от пожаров и гроз. На Синае был составлен особый чин службы чудотворному образу, творимой во время сильного стихийного бедствия, когда «молния бывает страшна». На Русь икона «Неопалимая Купина» попала в 1390 году, когда ее привезли в Москву палестинские иноки с Синая. Ее вскоре поместили в новоустроенном кремлевском Благовещенском соборе, а позднее список появился и в царских Святых Сенях при Грановитой палате. Иметь икону, почитаемую защитницей от пожаров, было жизненно необходимо для деревянной Москвы, но первый престол во имя Неопалимой Купины был освящен только в 1648 году после очередного большого пожара в русской столице. Тогда задумали выстроить храм во имя этой иконы на выгоревшей Малой Дмитровке. Там с давних времен стояла деревянная церковь Рождества Богородицы, тоже сгоревшая в пожаре. Однако поскольку раньше на Руси не было посвящения храмов Неопалимой Купине, то решили выстроить каменный храм с прежним освящением главного престола во имя Рождества Богородицы, а при нем устроить новый придел во имя Неопалимой Купины. Об этом царя Алексея Михайловича просил сам Патриарх Иерусалимский Паисий. Государь согласился и велел выдать денег на строительство церкви с приделом Неопалимой Купины, — самым первым и в Москве, и во всей средневековой России. Освятили его в 1652 году. Очень скоро в Москве появился и храм во имя Неопалимой Купины. Он был выстроен в 1680 году в Новоконюшеннной слободе, близ Зубовского бульвара, куда в то время переехал с арбатских мест царский Конюшенный двор, и где была устроена слобода дворцовых конюхов. Интересно, что двор царских конюхов был переведен сюда после очередного большого пожара, случившегося на его прежней территории между Арбатом и Пречистенкой (там о нем ныне напоминает имя Староконюшенного переулка). Однако основание Неопалимовского храма было связано не с этим пожаром, а с легендарным чудесным спасением боярина Дмитрия Колошина, царского конюха, невинно осужденного пред царем Федором Алексеевичем, старшим братом Петра I. Тогда в Кремле, в Святых Сенях у Грановитой Палаты помещался чудотворный образ Неопалимой Купины, и боярин часто молился перед ним. Невинно осужденный, он вновь обратился в слезах за помощью к иконе. Молитва его была услышана. Богоматерь явилась во сне царю Федору Алексеевичу и объявила о невиновности осужденного боярина. Наутро испуганный царь велел вновь рассмотреть дело Колошина, нашел его невиновным и отпустил. Прощаясь, спасенный боярин выпросил у царя образ Неопалимой Купины из сеней Грановитой Палаты и решил устроить в Москве храм в ее честь, у себя на Новом конюшенном дворе, по благословению патриарха и по челобитью новых прихожан. Так новоустроенная церковь стала приходской для слободы царских конюхов, которые селились близ нее. С тех пор, по историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случалось огненное бедствие, храмовый образ Неопалимой Купины обносили с крестным ходом вокруг домов прихожан, и они оставались невредимыми. В 1707 году церковь была выстроена в камне на добровольные пожертвования — успели до петровского запрета 1714 года возводить каменные здания в Москве. С тех пор церковь ни разу не перестраивалась, хотя потом были устроены приделы во имя св. Евангелиста Марка и св. Димитрия Ростовского. До 1771 года в нее совершали крестный ход из Успенского собора в память о том, что чтимый образ храма изначально находился в Кремле в царских покоях. Известно, что кроме Неопалимой Купины в московском храме помещался и особо чтимый образ Богоматери «Нечаянная Радость». А в 1812 году от нее было явлено еще одно чудо. Той огненной осенью к протоиерею Новодевичьего монастыря пришел наполеоновский солдат и возвратил ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из московского храма в Новоконюшенной. Он поведал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французов возвратил ризу в Неопалимовскую церковь. В 1892 году при ней открылся Елизаветинский комитет, одно из учреждений св. Елизаветы Федоровны, где бедным родителям помогали деньгами на воспитание детей. Елизаветинское общество было создано в тот же год под патронажем великой княгини и по инициативе управляющего Московским Воспитательным домом для организации помощи неимущим семьям и детям. Перед Обществом стояли такие задачи, как обеспечение вскармливания грудных детей в случае отсутствия или болезни матери, организация детских приютов, образование и профессиональное обучение детей бедняков, устройство и содержание так называемых «детских очагов», то есть ясель, где родители могли оставить своих детей на весь день, если были вынуждены уходить на работу. Такие ясли были открыты Обществом в Столешниковом переулке, в частном доме купца Карзинкина, на собственные средства. Среди благотворителей были сама великая княгиня, Юсуповы, Кноп, Морозовы. Только после Октябрьской революции новая власть решила уничтожить московский храм — ради торжества идеологии безбожия и ради строительства на его месте в престижном районе жилого дома кооперативного товарищества ВСНХ. В 1928 году решением Моссовета храм закрыли и в 1930 году снесли. Придел во имя Неопалимой Купины существовал и в храме св. Климента Римского в Замоскворечье.