Русская линия
Крестовский мост Егор Пережогин ,
Михаил Устюгов
13.11.2012 

«Следующая тема — совесть»
Репортаж с урока Основ православной культуры

 — Открываем следующий урок — «Совесть», — молодая учительница школы № 572 Алёна Ерёмина прохаживается между партами. 20 четвероклашек шуршат учебниками. — У слова «зло» в православии есть синоним. Правильно, Маша, грех! Государство не всякий грех посчитает преступлением. Но свидетель у дурного поступка всегда будет: ваша же душа. Сработает тревога: «Так нельзя! Исправься!» Это мы и называем совестью.

Во всех российских школах с 1 сентября введён новый обязательный курс: «Основы религиозной культуры и светской этики». Проходят его в четвёртых классах, в неделю — один урок. Своим опытом поделилась школа № 572, что в Люблине на Тихорецком бульваре.

 — Ещё прошлой весной давали родителям на выбор 6 модулей, — рассказывает завуч Екатерина Жукова. — Две трети предпочли «Основы православной культуры», остальные — «Светскую этику». Своей задачей видим вовсе не воцерковление учеников. Мы должны направить их, дать знания, выбор. Чтобы они могли без смущения зайти в церковь, знали, как она устроена, как нужно молиться, какие есть заповеди. Имели понятие об истоках нашей веры.

Уроки ОРКиСЭ (так они обозначены в расписании) в этой школе имеют предысторию. В качестве эксперимента здесь на протяжении трёх лет преподавалась «История и культура религий». Занятия были дополнительными и посещались добровольно. Родители писали заявления, чтобы туда попали их дети. Сами школьники ходили с удовольствием. В общем, опыт получился удачный.

Ошибка крокодила Гены

Кто же преподаёт такие сложные уроки? Обычно учителя младших классов, либо историки, либо преподаватели обществознания. Условие одно — нужно отучиться на специальных курсах.

 — Когда мне предложили преподавать этот курс, с радостью согласилась, — рассказывает Алёна Ерёмина. — Очень нравится этот предмет, с ним связана вся моя жизнь. Я ведь окончила Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Как человеку верующему мне важно, чтобы и мои ученики тоже знали основы нашей культуры.

Пока мы беседуем, дети продолжают изучать по учебнику урок «Совесть». Это цветастая яркая книжка, написанная протодиаконом Андреем Кураевым. На открытой учениками странице — определения добра, зла, совести и раскаяния. Ниже — пример из Евангелия «Отречение Петра».

 — Дети, помните песенку крокодила Гены? — Ерёмина ведёт занятие задорно и весело. Дети хором затянули: «Может, мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист…»

 — Из песенки получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, — открыл учитель неожиданную её сторону. — Такое суждение подойдёт только к математической ошибке в тетрадке. На самом деле если совесть стала досаждать уму, то поможет только одно лекарство — искреннее раскаяние. Ваня, расскажи, пожалуйста, что это такое. А потом все вместе перечитаем, как апостол Пётр раскаялся!

Есть ли магия в православии

 — Извините, а можно спросить не в тему! А в православии магия есть? — мальчик Саша даже заёрзал, так ему это интересно.

 — Магия есть, но она — действие силы злой, греховной, — Алёна Ерёмина ответила не сразу, неожиданный для неё вопрос.

 — Так значит, пророки не маги и не колдуны, — школьник чуть расстроился. Но тут же рассмеялся чему-то вместе со своей соседкой. Достал ручки и карандаши и начал увлечённо рисовать храм. Это уже новое задание.

 — Нравятся уроки? — спрашиваю его.

 — Конечно, мы и рисуем, и сценки из Библии ставим. Недавно в Музей иконы ходили, скоро в Ярославль с экскурсией поедем. — Едва договорив, мальчик снова тянет руку. Опять у него вопрос. Но его опережает одноклассница.

«В прошлой жизни я была крестьянкой»

 — А вот мама мне сказала, что души перерождаются, а я в прошлой жизни была крестьянкой, — выпалила девочка и с интересом посмотрела на учителя.

 — Очень приятно, а у меня всего одна жизнь, — с улыбкой отвечает Ерёмина. Так просто её с урока не сбить. — Православие учит, что душа бессмертна.

Алёна Ерёмина мне потом объяснила: эта бойкая девочка принадлежит другой конфессии. Но её родители сами настояли именно на основах православной культуры. Решили — пусть дочь узнает культуру страны, в которой живёт.

Урок закончен. На следующем занятии ребята будут изучать иконы.

Задание на дом: посоветоваться с родителями и рассказать о традициях в семье.

Пока только пятая часть москвичей выбрала этот предмет

Пока в Москве православную культуру выбрали всего 23 процента семей (по стране — почти 32). Почти половина родителей предпочли для своих чад светскую этику.

 — Времена и законы изменились, а настороженное отношение к религии в школе остаётся. Боятся, что в класс придут люди в рясах и начнут агитировать за Царствие Божие, — говорит зав. сектором Отдела религиозного образования и катехизации Герман Демидов.

На самом деле священники в классах обычных школ практически не преподают. Абсолютное большинство учителей ОПК — педагоги, которые прошли специальные курсы.

Вопросов по ходу обучения возникает масса. Вообще, новый курс оказался для учителей нелёгкой задачей. Многие говорят, что на подготовку к нему уходит гораздо больше времени, чем на обычные дисциплины.

 — Если у московского учителя ОПК возникают проблемы, куда ему обращаться?

 — Лучше позвонить в соответствующее благочиние. Можно обратиться и в Московский институт открытого образования — он занимается подготовкой учителей для столицы.

Сегодня курс ОПК рассчитан на один учебный год — для четвероклассников. Но в будущем этот срок может быть существенно увеличен. С точки зрения священноначалия курс должен вестись — желательно с 1-го по 11-й класс. Кроме того, в новом проекте закона «Об образовании» есть статья, где хотя и в рекомендательной форме, но предусматривается, чтобы каждая религиозная конфессия имела возможность контролировать, насколько качественно преподаётся соответствующая религиозная культура.

http://krest-most.ru/?c=article&id=229


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru