Русская линия
Православие.Ru Антон Леонтьев10.11.2012 

Святость как урок истории
На выставке «Православная Русь» выбрали облик будущего памятника патриарху Ермогену

Юбилейные даты нынешнего года — 400-летие победы Организаторы конкурса на лучший памятник патриарху Ермогену с его победителямиополчения Минина и Пожарского и преодоления Смуты, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, а также 1150-летие зарождения российской государственности — стали главной темой практически для всех просветительских или научных форумов, конференций и выставок последнего времени. Не оказалась исключением и ежегодная выставка-форум «Православная Русь», проведение которой по традиции приурочено к двум праздникам: государственному — Дню народного единства и церковному — празднованию Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установленному в благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков в 1612 году.

Перед организаторами выставки стояла непростая задача: подвести некий итог «года российской истории», а также раскрыть духовный смысл воспоминаемых исторических событий.

Яркая идея — показать на выставке все 59 проектов памятника священномученику Ермогену и, кроме того, дать возможность всем пришедшим сюда проголосовать за понравившийся проект — нашла отклик у посетителей. В результате в книгах отзывов было собрано несколько тысяч мнений, которые были учтены жюри конкурса при принятии решения. Всего выставку посетили более 20 тысяч человек.

Главной святыней выставки в этом году стал чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, который был принесен в Москву из Казанского собора Санкт-Петербурга.

Это один из списков XVII века с первообраза, обретенного в 1579 году в Казани. Как известно, события явления и перенесения иконы описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген. Ему также принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая тропарь «Заступнице усердная.»

Преодолеть беспамятство

В день празднования чудотворному образу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил литургию в Успенском соборе Московского Кремля, куда была доставлена святыня. На богослужении собралось более тысячи человек. После его окончания чтимый образ был перенесен крестным ходом в Центральный выставочный зал «Манеж» и установлен для поклонения верующих.

 — Никакие иноземные войска не пришли бы на нашу землю, если бы наши предки сами того не захотели. В борьбе за власть столкнулись боярские элиты, которые ослабили центральную власть, ослабили основы государственности, и на поверхность всплыло самое гадкое и страшное, что таилось в каких-то глубинах народной жизни, — отметил патриарх Кирилл, напоминая в своей проповеди уроки русской Смуты XVII века.

 — Вместе с этим распадом общественной жизни, вместе с этими угрозами благополучию народа произошло смятение в умах. Смута, которой так точно окрестил народ наш тот период времени, была смутой в сознании, была потерей ориентиров, утратой национального самосознания, ослаблением веры настолько, что многие считали, что отказаться от своей веры означает открыть дорогу иностранцам, которые наведут порядок в стране. И вот в самый тяжкий момент, когда везде царило предательство, когда никто не мог ни на кого положиться, когда к вступившим на землю нашу иноземным полчищам присоединялись наши собственные разбойники, мечтавшие разбогатеть на страданиях своего народа, — тогда народ наш явил отдельные очаги удивительно мощного сопротивления, — подчеркнул предстоятель.

Всеобщее беспамятство и потеря ориентиров. Этой печальной участи удалось избежать тому, кто стяжал Благодать Божию.

 — Старец-патриарх, мучимый в подвалах Чудова монастыря и голодом, и холодом, и жаждой, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники. Напротив, в этих самых подвалах он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества. Знаем, что это воззвание достигло умов и сердец русских людей. Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества, — напомнил патриарх Кирилл.

На открытии выставки предстоятель призвал паломников, пришедших поклониться Казанскому образу, сугубо помолиться о судьбе Отечества.

 — Дай Бог, чтобы народ наш больше никогда не разрушал памятники, и дай Бог, чтобы народ наш умел созидать памятники в память о тех, кто реально, а не мнимо спасал Отечество и обеспечил его историческое бытие, — сказал патриарх Кирилл.

История в деталях

Подробности о подвиге священномученика, истории его народного почитания и затем прославления в лике святых, которое состоялось 12 мая 1913 года, посетители выставки могли узнать из небольшой, но очень емкой исторической экспозиции, представленной в «Манеже».

 — Например, здесь вы можете видеть изображение будущего патриарха в образе митрополита Казанского. Похоже, этот фрагмент росписи Благовещенского собора, вскрытый и обновленный несколько лет назад во время реставрации Казанского Кремля, доносит до нас единственное изображение первосвятителя того периода жизни — еще не убеленного сединами старца, но человека в расцвете духовных и физических сил, — рассказывает председатель Фонда по установке памятника патриарху Гермогену Галина Ананьина.

 — Всероссийское прославление Казанской иконы как главной святыни ополчения, как известно, случилось уже после гибели патриарха Гермогена. Печально, что сейчас в Казани на месте посвященного этой иконе и этому событию Богородицкого монастыря — развалины табачной фабрики советских лет и лишь символическое обозначение места исторической часовни, — добавляет она.

В 1910 году великая княгиня (будущая преподобномученица) Елизавета Федоровна, впервые посещая Казанский Богородицкий монастырь, увидела запустение на месте бывшей часовни, где когда-то Матрена Онучина вместе с матерью достали из пожарища икону Божией Матери. Пожелав восстановить часовню, она взяла работы по ее реставрации под свою личную опеку. Проект был заказан архитектору А.В. Щусеву, а сестры Марфо-Мариинской обители участвовали в подготовке эскизов для росписи.

 — К сожалению, ни одного изображения часовни, освященной к 300-летию Дома Романовых и снесенной вместе с монастырем в 1930-е годы, найти пока не удалось. Но известны ее многочисленные подробные описания, которые можно будет использовать при ее будущем воссоздании, — говорит Галина Ананьина.

Глядя на то, как реально воплощается в жизнь проект, еще несколько лет назад казавшийся почти фантастическим, — памятник у Кремлевской стены священномученику, вымолившему у Божией Матери спасение России, появляется уверенность в том, что Фонд по установке памятника патриарху Гермогену добьется и реализации нового смелого проекта — восстановления часовни на месте обретения Казанской иконы.

Оригинал Московского списка Казанской иконы Божией Матери в 1904 году был украден, дальнейшая судьба его неизвестна. Но по миру разошлось множество ее точных списков — тоже чудотворных. Один из них также демонстрируется на выставке — его семь лет назад подарил России папа Римский Иоанн Павел II.

 — Сто лет назад торжества по прославлению патриарха Гермогена растянулись не на один год, — продолжает рассказ Галина Ананьина. — Они совпали с подготовкой торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых. И члены августейшего семейства, отлично сознавая великую роль святителя Гермогена в сохранении российской государственности и независимости нашей страны, принимали в них самое активное участие.

К примеру, в 1914 году, когда мощи патриарха Гермогена облачали и торжественно переносили в новую раку, императрица Александра Федоровна лично украсила жемчугом воскрылья патриаршего куколя. Зримым воплощением духовной связи патриарха Гермогена с Казанским образом Богородицы, о Которой не забывали в семье последнего российского императора, служит выставленный на одном из стендов маленький нательный образок. Его Елизавета Федоровна раздавала в 1913 году при освящении иконы священномученика в Успенском соборе Московского Кремля. На одной стороне — сам патриарх, на другой — Божия Матерь.

Особую программу организаторы нынешней выставки подготовили для маленьких посетителей. Это различные народные игры и песни (в разделе экспозиции, посвященном зарождению российской государственности), костюмированные представления в стиле эпохи Отечественной войны 1812 года и даже спортивные занятия по дзюдо, организованные в разделе, посвященном Православию в Японии (особая экспозиция была подготовлена совместно с Японской Православной Церковью к 100-летию святителя Николая Японского). Однако как эта «игровая» часть, так и «официальная» составляющая в виде презентационных стендов синодальных отделов и различных православных просветительских проектов были достаточно умело сбалансированы.

Более искушенные любители истории, посещая выставку, могли принять участие в круглых столах и конференциях и узнать также о других личностях Смутного времени и неизвестных страницах этого исторического периода.

По традиции, в рамках выставки «Православная Русь» прошли вручение премии «Просвещение через книгу» и кинофестиваль «Лучезарный ангел». Музыкальной премьерой выставки-форума стала опера-оратория Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген», которая была исполнена в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Средства от концерта будут направлены на установку памятника святителю в Александровском саду у стен Московского Кремля.

Приношение патриарху-герою

По мнению ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова), подвиг патриарха Гермогена, который стал решающим в истории преодоления Смуты, сегодня все же почти неизвестен широкой публике. Именно поэтому образ первосвятителя-мученика стал центральным в концепции выставки. Ее посетители должны были узнать в подробностях о роли личного духовного подвига в сохранении единства целого государства.

 — В марте нынешнего года, когда праздновалось 400-летие со дня кончины патриарха Гермогена, Святейший Патриарх Кирилл в Александровском саду заложил камень на месте будущего памятника. Как вы понимаете, добиться этого и принять решение, что в таком месте, как Александровский сад, будет стоять новый памятник, было непросто, но предложение патриарха Кирилла нашло полное понимание у руководства страны и города. Теперь предстоит серьезнейшая задача — найти правильный образ, — отметил архимандрит Тихон перед началом выставки. Поэтому, по его словам, к участникам конкурса предъявлялись высочайшие требования.

Подводя итоги конкурса на выставке «Православная Русь», отец Тихон высоко оценил уровень представленных скульптурных решений и отметил, что было подано рекордное количество заявок даже с учетом того, что участие в состязании на проект памятника, который установят в самом сердце столицы, является большой честью для каждого скульптора.

 — Конечно, среди них есть и чересчур патетические, пафосные, но есть и удивительно художественно цельные проекты. Я очень рад, что художники смогли так серьезно поработать над историческим материалом, — сказал отец Тихон.

Памятник Святителю Гермогену (проект Салавата Щербакова)
Памятник Святителю Гермогену (проект Салавата Щербакова)

Победителем конкурса проектов памятника патриарху Гермогену стал творческий коллектив под руководством народного художника России Салавата Щербакова, куда вошли также заслуженные художники России Константин Зубрилин, Николай Сидоров, заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский, Дания Гимальдинова, Екатерина Коваленко, Николай Николаев, Юлия Роткова, Маргарита Салычева, Владимир Убасев.

 — Жюри поразила внутренняя сосредоточенность этого скульптурного образа, — сказал архимандрит Тихон (Шевкунов), оглашая имена победителей конкурса. Он также отметил, что проект памятника еще будет дорабатываться, чтобы он максимально органично вписался в архитектурное пространство Александровского сада; необходимо будет придать ему и большего исторического соответствия внешнему облику патриарха.

Мнение жюри совпало со зрительскими симпатиями: проект-победитель собрал наибольшее число положительных отзывов — 26 процентов.

Авторы проекта — коллектив известных художников, который сложился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; он существует уже 12 лет. Его члены имеют богатый опыт: так, в свое время они работали над памятниками Сергею Королеву у Музея космонавтики, инженеру Владимиру Шухову на Сретенском бульваре в Москве, над монументом странам — участницам антигитлеровской коалиции на Поклонной горе, а также над взорванным в Кутаиси мемориалом «В борьбе против фашизма мы были вместе» и мемориальной доской патриарху Алексию I на Мясницкой улице в Москве.

 — Если кратко сформулировать идею монумента, то можно сказать, что главным для нас было историческое величие и подвиг патриарха Гермогена. Он был замучен, но сохранил верность и не был побежден, а в результате стал победителем, — рассказал порталу «Православие.ру» скульптор Салават Щербаков. — Это одновременно и мученик, и победитель, и старец-молитвенник, и борец с врагами Отечества. Кроме того, образ святого патриарха разрабатывался с учетом классических традиций — его стиль будет перекликаться с памятником Минину и Пожарскому у собора Василия Блаженного. Классика была выбрана еще и потому, что мы сочли невозможным внедряться в кремлевский ансамбль с какими-то новостроями. История мученичества патриарха, а также подвиг ополченцев будут изображены на барельефах, которые украсят постамент памятника.

Второе место занял проект творческого коллектива под руководством народного художника России Андрея Ковальчука, куда входят также народный архитектор России Михаил Посохин и заслуженный архитектор России Андрей Оболенский. Третье место — у еще одного коллектива под руководством Андрея Ковальчука, куда входят Михаил Посохин, Александр Чернявский, Андрей Шишков.

Накануне жюри во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом выбрало эти три варианта из 59 представленных проектов. В состав жюри вошли ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры России Григорий Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника патриарху Гермогену Галина Ананьина, заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Волчок, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия Павел Пожигайло, заместитель директора по науке Института российской истории РАН Владимир Лавров, руководитель Объединения московских скульпторов Московского союза художников Иван Казанский и другие.

Жюри также обсудило вопрос, как будет звучать имя патриарха — Гермоген или Ермоген. Митрополит Иларион напомнил мнение Святейшего Патриарха Кирилла, обоснованное церковной традицией, — Ермоген. Единственный вопрос, по которому мнение жюри разделилось примерно поровну, — это то, как высота постамента памятника должна соотноситься с уровнем Манежной площади. Это еще предстоит решить.

Монумент будет установлен и открыт к 100-летию празднования прославления патриарха-мученика — 25 мая 2013 года.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/57 310.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru