Русская линия
Православие.Ru Елена Лебедева19.05.2004 

СВЯТЫНИ СТАРОЙ МОСКВЫ
ВОЗНЕСЕНСКИЕ ЦЕРКВИ СТАРОЙ МОСКВЫ

Знаменитая церковь «Большое Вознесение» у Никитских ворот — самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами «Большое Вознесение» непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания.
Старомосковское название этого величественного храма было дано для отличия от старинной Вознесенской церкви по соседству, на Большой Никитской улице, построенной раньше и имеющей гораздо меньший масштаб. Обе церкви — как две эпохи истории России, как два лица: допетровской и петровской Москвы. Одна была построена, когда Москва была еще русским престольным градом, вторая — в эпоху столичного Петербурга.
Храм «Малое Вознесение» построил царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, в память о дне своего венчания на русский престол — оно состоялось в праздник Вознесения Господня в 1584 году. В тот же год и сам храм стал впервые известен в истории. Он был выстроен по царскому повелению как приходской для слободы переселенцев из Новгорода и Великого Устюга, переведенных в Москву еще Иваном Грозным — отчего один из храмовых приделов освящен во имя св. Прокопия Устюжского. А затем Вознесенская церковь на время стала домовым храмом патриарха Филарета, который, вернувшись из плена, вскоре построил себе другое утешение в тех же местах — церковь Феодора Студита у Никитских ворот, дожившую до наших дней (см. нашу публикацию от 24 ноября 2002 г.)
Первоначально Вознесенский храм был деревянным, а каменный появился уже в середине XVII столетия и был сильно перестроен во второй половине XVIII века. В нем обрели покой представители многих родовитых русских фамилий — Собакины, Сверчковы, Таракановы. Здесь же был похоронен и сын русского поэта Александра Сумарокова.
Разумеется, что старомосковское имя «Малое Вознесение» церковь получила после того, как поблизости был построен грандиозный Вознесенский храм у Никитских ворот. Обычно его возведение связывают с именем матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Однако известно, что царица построила новую каменную Вознесенскую церковь на месте старой деревянной, основанной здесь точно при первом Романове и впервые упоминавшейся еще в 1619 году. Спустя ровно десять лет, в 1629 году, деревянная церковь сгорела, были попытки восстановить ее, но исполнила это только царица Наталья Кирилловна в 1680-х годах. Двор царицы находился тогда на месте нынешнего Столового переулка, и тот отрезок Большой Никитской назывался потому Царицынской улицей. Напротив своего двора царица и приказала построить на свои средства каменную шатровую церковь во имя Вознесения Господня.
Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г. А.Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы.
С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма — величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось — он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург.
По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф. Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге.
Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой.
Многострадальное строительство Вознесенского храма, наконец, завершилось в 1848 году. Имя Потемкина осталось не забыто в легендах, окружавших историю церкви «Большое Вознесение». Здесь, по старинному преданию, хранились брачные венцы, в которых Екатерина Великая венчалась с князем Потемкиным, — правда, не в этом храме, но венцы были переданы именно сюда. А вот иконы с этого бракосочетания оказались в домовой церкви Рождества Богородицы при дворце князя Голицына на Волхонке, 14 (см нашу публикацию от 21 сентября 2002 г.) Легенда гласит, что сама императрица Екатерина подарила их хозяевам дома, в котором в 1770-х годах для нее был устроен временный дворец. По мистическому совпадению именно в той церкви на Волхонке сначала намеревался венчаться Пушкин со своей Натали. Вероятно, в домовом храме оплата была меньше, да и внимание большого света к этой свадьбе и «нищему» Пушкину было бы не столь пристальным — ведь даже фрак он одолжил у друга. Однако святитель Филарет, митрополит Московский, настоял, чтобы венчание совершилось в приходе невесты, в храме Вознесения у Никитских ворот. Историки полагают, что в то время венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, людям, не имевшим к ним никакого отношения, просто запрещалось.
И 18 февраля 1831 года в притворе недостроенного Вознесенского храма Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, жившей неподалеку на Большой Никитской улице. Венчание, как известно, сопровождали таинственные знамения. Перед свадьбой Пушкин, крайне стесненный в деньгах, не стал шить нового фрака и женился во фраке своего ближайшего друга Павла Нащокина. По некоторым свидетельствам, именно в нем поэт и был похоронен. Во время бракосочетания внезапный сильный порыв ветра, сквозившего из всех щелей здания, задул у жениха венчальную свечу, потом Пушкин уронил крест с аналоя, случайно задев его, и когда молодожены обменивались кольцами, одно из них упало на пол. Пушкин был смертельно бледен — во всем этом он, как и многие другие свидетели происшедшего, видел недоброе предзнаменование. Из храма молодые отправились на Арбат — в первую московскую квартиру Пушкина, где их ждали друзья с иконами и поздравлениями.
«Большое Вознесение» осталось в московской памяти связанным не только с именем Пушкина. Всю свою историю именно он всегда был излюбленным храмом московской интеллигенции. В 1863 году в нем отпевали великого М.С.Щепкина, а 13 ноября 1917 года — юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот, и по преданию, здесь же, около храма, захороненных. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма «Апостола». 5 апреля 1922 года в Вербное воскресенье Святейших Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение — за два дня до смерти. В 1923 году в нем отпевали архидиакона Константина Розова, а в марте 1928 года — первую народную артистку Советской республики Марию Ермолову: служба длилась почти весь день, и только поздним вечером гроб перенесли в Малый театр для прощания.
Существует предположение, что в 1919 году в храм Большого Вознесения были переданы иконы университетской домовой церкви св. мученицы Татианы на Моховой, закрытой и превращенной в клуб. Эти иконы, по всей видимости, разделили судьбу икон самого Вознесенского храма — они были вместе сожжены после его закрытия.
«Большое Вознесение» закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: не только сожгли его иконы, но и уничтожили весь интерьер. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и поставили памятник писателю А.Н.Толстому, жившего последние годы своей жизни прямо напротив храма, в доме на Спиридоновке.
Само здание храма долго использовали под хозяйственные нужды и различные учреждения — были в нем и склад тары, и высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского. А уже в наше недавнее время, в 1987 году, появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. Но в итоге «Большое Вознесение» все-таки вернули Православной Церкви. В сентябре 1990 году состоялся первый Крестный ход в этот храм во главе со Святейшим Патриархом Алексием II из кремлевского Успенского собора.
Выдающаяся история «Большого Вознесения» сразу же продолжилась — в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II совершил в нем панихиду по русской поэтессе Марине Цветаевой, трагически окончившей свою жизнь в Елабуге 31 августа 1941 года. А в июне 1999 года здесь поминали А.С.Пушкина во время московских торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения поэта.
И в тот же юбилейный год красоты и московского благолепия на площади Никитских ворот приумножилось — прямо перед храмом был установлен великолепный фонтан с изящной беседкой-ротондой и скульптурой «Александр и Натали». Старомосковская традиция сочетается в нем с оригинальной идеей — это единственный в Москве фонтан с чистой питьевой водой, где прохожие могут не только полюбоваться на воду и прохладиться в ее брызгах, но и утолить жажду.
В старой Москве было немало и других замечательных Вознесенских храмов, не только связанных с выдающимися событиями русской истории, но и овеянных интереснейшими легендами. Главный из них, разумеется, знаменитый шатровый храм Вознесения в селе Коломенском, которое со времен Ивана Калиты было великокняжеской, а потом и царской подмосковной вотчиной. До сих пор историки спорят о причине и о времени возведения здесь Вознесенского храма. Одни считают, что он был построен около 1529 года Василием III в молитве о даровании ему наследника — этот великий князь более двадцати лет не имел потомства. Другие полагают, что Василий III построил этот храм в 1530 году, напротив, в благодарность за рождение у него сына, будущего царя Ивана Грозного, и что строил его не кто иной, как сам Петрок Малый — итальянский архитектор, возводивший в Москве стену Китай-города и Успенскую звонницу в Кремле. Третьи вообще относят построение Вознесенского храма ко времени правления Ивана Грозного.
Как известно, именно в этом храме 2 марта 1917 года, в день отречения российского императора Николая II, была чудесно обретена Державная икона Божией Матери. Перед тем в феврале крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон, в котором таинственный голос повелел ей «взять в селе Коломенском большую черную икону, сделать ее красной и дать верующим для молитв». Богобоязненная крестьянка начала усердно молиться, чтобы ей разъяснили Божественную Волю, и вскоре она увидела во сне белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В ней Андрианова узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее Лика. Она решила рассказать об этом священнику и отправилась в коломенскую Вознесенскую церковь, которую, как оказалось, она и видела во сне. В церковном подвале была обнаружена огромная икона, почерневшая от многолетней пыли. Когда ее осторожно промыли, то открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царственной порфире с короной на Главе. В Руках у Нее были знаки государственной власти в России — скипетр и держава, а на коленях сидел величественный благословляющий Младенец Христос. В этой иконе увидели Божественное знамение — в день отречения русского императора Божия Матерь принимала власть над Россией в Свои Руки.
И еще одну старомосковскую Вознесенскую церковь на Гороховом поле в Басманной слободе история окружила замечательной легендой. Будто бы в старину здесь действительно было гороховое поле, и шли однажды по нему муж и жена. Внезапно муж, увидав пучок гороховых стеблей, валяющийся на земле, громко рассмеялся. Жена спросила его, что случилось, и он рассказал ей, как много лет назад на этой пустом, безлюдном поле он убил человека. Свидетелей злодеяния не было, и умиравший скрюченными пальцами вырвал из земли пучок гороха и призвал в свидетели его — «он-де расскажет, кто убил меня». Вот и засмеялся убийца — как же пучок гороха может быть свидетелем? Но очень скоро муж оказался за решеткой — на него немедленно донесла собственная жена. А затем по странному совпадению на этом месте появилась и церковь Вознесения, выстроенная в 1790—1793 гг. самим Матвеем Казаковым для местного землевладельца, знаменитого екатерининского вельможи графа А.Г. Разумовского — тогда же он построил для него и роскошный дворец поблизости. После революции эту усадьбу занимал Институт физкультуры, а изумительной красоты Вознесенская церковь ныне вновь действует.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
русское порно первой лица