Русская линия
Православие и современностьИерей Димитрий Фетисов05.11.2012 

Призрак коммунизма

Иерей Димитрий ФетисовНа одном кабельном телеканале есть передача с занятным названием — «Разрушители легенд». Там два джентльмена занимаются проверкой различных мифов, чаще всего разоблачая их. Круг вопросов у американских затейников весьма широк, например: правда ли, что зуб млекопитающего за несколько суток растворяется в «кока-коле», может ли вращающийся потолочный вентилятор отрубить человеку голову, можно ли сделать ракету на топливе из колбасы «салями»?

Про это весёлое шоу я недавно вспомнил по дороге из автосервиса, постоянным прихожанином которого являюсь. Сидя за баранкой своего пылесоса, я услышал, как ведущие модного всероссийского радио устроили опрос слушателей: «Нужно ли священникам РПЦ пересесть с „бентли“ и „мерседесов“ на более скромные авто?»

Двоякие чувства разбирали меня. С одной стороны, хотелось позвонить им в прямой эфир и сказать: «Нет, не нужно, отцы и братия, не пересаживайтесь ни в коем разе. У меня вот с „жигулями“ одни проблемы, сыплется машина по мелочам — замучила уже…»

Ну, а с другой стороны, хотелось вызвать упомянутых заморских парней, чтобы они исследовали и, возможно, разрушили ещё одну легенду: «Правда ли, что клирики РПЦ живут очень богато?»

Интересная была бы серия. Поездили бы, поснимали. Подавляющее большинство приходов — сельские, большая часть духовенства — люди многодетные. С голода, конечно, никогда батюшка не помрёт, прихожане на поминовение усопших и хлеба, и крупу с сахаром принесут, но перспектив радужных в далёком селе с пятью детьми, в сущности, тоже никаких.

Русская православная церковь вообще бедна. Приведу в пример мой приход. Храм располагается в людном месте, в центре города, являющегося областным центром. Прихожан всегда много, даже в будний день. Свечки покупают, обедни с молебнами заказывают, а вот приходишь иной раз за зарплатой — и шиш тебе: «На той неделе, батюшка, непременно получишь хоть часть», — утешает бухгалтер. «У меня, в смысле, у ребёнка, памперсы закончились, дайте из моих кровных 15 тысяч хоть две…» — «Ладно, ладно, нечего ерепениться, у всех дети», — вздыхает бухгалтер и звонит настоятелю «выбивать деньгу».

Да я и не ерепенюсь. Я понимаю. Церковное здание огромно. В советские годы сделали перекрытия, оборудуя пивзавод, получилось 8 этажей. Боюсь даже представить, сколько это по площади тысяч квадратов. Отопление, электричество, газ, вода и прочие земные вещи безжалостно пожирают деньги из церковной кассы.

А ремонт, пусть даже косметический? Посчитайте, сколько стоит «подмарафетить» квартирку в 50 квадратов? А тут ведь огромное здание, нуждающееся в капитальном ремонте, ему ведь почти 200 лет.

Кроме этого около 100 человек сотрудников, которым тоже нужно на что-то жить. 6 священников, 1 диакон, 15 человек правого (праздничного) хора, 7 певцов из левого (будничного), 1 звонарь, 6 продавцов свечей, 8уборщиц, 5 поваров, 5 библиотекарей (из бесплатной епархиальной библиотеки, располагающейся в храме), 4 пекаря в просфорне, около 12 педагогов воскресной школы для детей, взрослых, глухонемых и общественной организации «Православные Витязи», где занимается более сотни ребятишек, занятых подготовкой к службе в армии и избавленных от «прелестей» досуга в подворотне, 1 прораб, 6 рабочих, 1 столяр, 1 электрик, 4 охранника, 1 староста, 1 секретарь, 1 казначей, 1 бухгалтер и кто ещё — всех не упомнишь.

Плюс отчисления на нужды епархиального управления, духовной семинарии (если нет денег, плати картошкой или брюквой, чтоб семинаристы с голоду не померли), женского епархиального училища, тюремной миссии и экстренные случаи (хоть немного, но всё время помогаем погорельцам, больным детям и др. горемыкам).

При самых оптимистичных предположениях становится понятно, что экономически это всё нецелесообразно и расходы каждый раз превышают доход.

Есть, конечно, меценаты, но их крайне мало. Нашему храму изредка помогает несколько бизнесменов, но больше — по мелочам. Последнее крупное пожертвование произошло 2 года назад — подарили металл для половины крыши. Так и стоит церковь до сих пор: одна половина протекает — другая радует глаз.

Нет, всё не так уж и грустно. Есть действительно батюшки на иномарках. Откуда они у них? Да по-разному бывает, кому-то благодетель подарил или дал «покататься», или накопить удалось, другой наследство получил, третий не удержался-таки и старушку процентщицу укокошил.

Шучу, конечно.

А как тут не шутить при такой пошлой постановке вопроса? Это ведь действительно тема для «Разрушителей легенд», но не более. Всерьёз обсуждать, почему и как кто-то хорошо живёт, можно, на мой взгляд, только в одном случае — радуясь за человека.

Согласен, есть такое негативное явление — нескромное духовенство на представительских машинах. Читаешь иногда сводки, и становится обидно «за державу». Но это столичные батюшки, считай, что из другого государства, где уборщик эскалатора в метро получает зарплату в несколько раз больше, чем директор городской школы. Да и в столице это тоже явление редкое — роскошествующее духовенство.

Размышляя о том, чем отличались дореволюционные российские антиклерикалы от современных, прихожу к одному безутешному выводу: у нынешних — чёрная зависть.

Глубокая, осознанная, продуманная и привычная, наследованная от коммунизма. Обратите внимание — не только к духовенству зависть, но и вообще к любому успешному человеку. Удивительно, но завистники чаще всего сами живут даже обеспеченнее своих раздражителей.

Помню такую историю. Во дворе, где мне довелось снимать квартиру, жил священник — тоже квартирант. Мой приятель. Потом съехал, т.к. ждал третьего ребёнка, и они уже не помещались в «однушке» типа «хрущёвка». Так вот его потом несколько лет двор вспоминал, но не из-за того, что это очень добрый и отзывчивый пастырь, а потому что у него автомобиль Skoda…

К слову, достался он ему таким образом: родители — рабочие завода в провинциальном городке — долгие годы копили деньги, мечтая помочь своему чаду приобрести квартиру. Но в определённый момент они поняли, что это нереально, и купили ему автомобиль. Глупая история, правда? Особенно если учесть, что район, где квартировал батюшка, сравнительно благополучный, и отечественный автопром встречался там на парковках нечасто.

Или вот ещё пример — один мой знакомый игумен, успевающий окормлять с десяток тюрем, интернатов, домов престарелых, и много чего ещё. Все это он успевает делать лишь потому, что один московский благодетель, которому батюшка в своё время помог, оплачивает ему автомобиль и водителя.

«У них денег куры не клюют, ну, а нам на водку не хватает…» «А мой сосед объездил весь союз…» Как верно отобразил Высоцкий всю пошлость ситуации.

А как же «Трудно войти богатому в Царствие Небесное…»?

Конечно, важно не забывать про это предостережение Господа. Но что такое богатство на языке Священного Писания?

Это нечто абсолютно самодостаточное, делающее человека независимым от ближних и Бога. Это не столько сами земные блага, сколько неправильное к ним отношение. Богатым называется Соломон, собиравший 666 талантов золота благодаря непосильным налогам, богач, презревший нищего Лазаря, у которого псы лизали язвы, неразумный господин, думающий о бесконечном расширении своих и без того огромных амбаров.

Всё это вряд ли может сравниться с нынешней подержанной иномаркой провинциального священника, желающего, чтобы его семья не превратилась при аварии в «консервы», как это бывает с «жигулями"…

С другой стороны, в притчах Христос Спаситель хвалит домовитость, даже предприимчивость (притча о талантах), т. е. нам вовсе не противопоказано разумное радение об устроенном, нормальном быте.

Вообще Новый Завет не производит социальной революции, например, нет отмены такой вопиющей бесчеловечности, как рабство, т. к. человек призывается не к уничтожению неких границ вокруг себя, а к внутреннему преображению, вследствие которого границы социального неравенства сами сотрутся.

Таким образом, материальное благо — это всё-таки благо, только стоящее в иерархии ценностей на третьих и четвёртых позициях, и отрицать это — значит строить утопию и быть фарисеем.

Так что, други, да изыдет от нас сей смрадный призрак коммунизма — зависть, определяемая св. отцами как скорбь о благополучии ближнего.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61 480&Itemid=4


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru