Русская линия | Владимир Чуров | 02.07.2012 |
С 22 июня по 12 июля в ЦИКе проходит выставка подназванием «Год истории России». Выставкаоткрылась 22 июня в 4 утра в память о дне и часеначала Великой Отечественной Войны. О выставкемы поговорили с одним из ее организаторов, председателем ЦИК России Владимиром Чуровым.
— Владимир Евгеньевич, как возникла идеявыставки, почему Вы решили организовать ееименно сейчас?
— В этом году Россия отмечает сразу несколькопамятных дат: 400-летие изгнания иностранныхинтервентов из России, 200-летие победы надНаполеоном, 300-летие переноса столицы из Москвы вСанкт-Петербург. К тому же в этом году мы отмечаемюбилей — 1150-лет с начала первых выборов на Руси -выборов князя Рюрика. В следующем году мы будемотмечать 200-летие битвы под Лейпцигом, 400-летнийюбилей Дома Романовых, а в 2014 году — столетие сначала Первой Мировой войны. Кстати, я всегдазадумывался над тем, почему мы употребляемтермин «Первая Мировая война». Он ведь поздний ипоявился только после начала Второй Мировойвойны, а до этого все называли эту войну Великой. Она и была Великой по потерям, потому что те жебританцы и французы понесли большие потериименно в Первую Мировую войну, чем во Вторую.
— Почему вы решили провести выставку в такомформате?
— Идея выставки родилась после посещениястудии военных художников им. МитрофанаБорисовича Грекова. Это уникальная студия суникальной школой батальной живописи, котораяобъединяет художников, работающих надисторическими полотнами в России и за еепределами. Мы открыли выставку 22 июня в 4 часаутра в память о дне и часе начала ВеликойОтечественной Войны. В этом есть глубочайшийсмысл, потому что в очередной раз мы напомнилиизбирателям, в том числе и молодым, какой ценойбыло завоевано наше нынешнее право на свободныевыборы в свободной стране.
Если события пошли бы иначе — и в 1612 году, и в 1812 году, и в 1941 году — неизвестно, кого и как бы мывыбирали сейчас, и было бы у нас вообще это правовыбора. Мы старались этой экспозицией показатьнепрерывность истории России.
— Какие картины представлены на выставке, и покакому принципу вы их отбирали?
— Выставка начинается с полотен, посвященныхКуликовской битве и заканчивается картинами, посвященными современной российской армии, которая по-прежнему является опорой нашегосуверенного государства. Другой опорой нашегогосударства всегда являлась духовность, котораяв России традиционно связана с православием.
Тема духовности прослеживается почти во всехкартинах выставки. Например, на одной из картинпоказана осада подмосковного монастыря в 1610 году, где стрельцы вместе с монахами защищаютМоскву (Федоров А.И. «Смутное время. Защитаобители»), а на другой — святой СергийРадонежский изображен в раздумьях передКуликовским сражением (Павел Рыженко «ОжиданиеСергия»).
Большую роль в духовности России играло нетолько Православие, но и другие традиционныеконфессии: ислам, католичество и иудаизм. Например, в Крымской войне участвовали офицерыкавказского мусульманского дивизиона конвоя ЕгоИмператорского Величества, а поляки — католикислужили в рядах русской армии и во второйполовине XIX
— Владимир Евгеньевич, вам близка тема войны, быть может, еще потому, что у вас в роду не однопоколение военных. Расскажите о нихпоподробнее.
— Два моих деда служили в Красной армии, а двадругих (двоюродных) — в Белой армии.
На выставке представлен триптих Павла Рыженко"Наследник", посвященный цесаревичу Алексею, ина нем изображен солдат, который напоминает мнемоего двоюродного деда, воевавшего в Белой армиии попавшего впоследствии в Париж. На картинесолдат изображен в рваной шинели, продающий наулицах Парижа свой Георгиевский крест. Мойдвоюродный дед был унтер-офицеромАлександрийского гусарского полка белогоформирования, прошедший стандартный путь: Новороссийск — Тиф — Крым — Галлиполийскийлагерь — служба в пограничной стражекоролевства сербов, хорватов и словенцев, затемЛион и, в конце-концов, оказался в Париже, где онвпоследствии стал заведующим складом крупнойфирмы. Ну, а во время войны он воевал вСопротивлении, после освобождения Парижавступил в Союз советских патриотов, получилсоветский паспорт, но остался жить в Париже. Былнагражден французской серебряной медалью труда, медалью Мориса Тореза Коммунистической ПартииФранции и профсоюзной наградой, поскольку многодесятилетий был активным членом французскихпрофсоюзов.
На выставке представлены также разные видыоружия, одно из которых носит название Золотогоили Георгиевского оружия. Один из моих предковтоже имел золотую шпагу с надписью «захрабрость», он получил ее перед Войной 1812 года засражение при Рущуке во время Русско-Турецкойвойны.
— Кстати, а какие картины на выставке посвященыОтечественной войне 1812 года?
— Например, картина Сергея Присекина"Подвиг генерала Скалона при Смоленске". ГенералСкалон погиб при отражении очередной атакифранцузов, долгое время его судьба быланеизвестна, думали, что он попал во французскийплен, пока один из пленных французских офицеровпри отступлении не указал место его захоронения. Два великолепных панно, посвященных воинам 1380 года и воинам 1812 года, предоставил ЗурабЦеретели. Картины выполнены в уникальной техникегорячей эмали по меди. Также на выставкепредставлены несколько скульптур студии Грековаи Зураба Церетели, часть из которых выставляютсявпервые.
— Как могут в одной стране мирно уживаться людис совершенно противоположными взглядами насудьбу и историю России?
— С историей нужно обращаться бережно иосторожно, из нее ничего нельзя вымарывать, ничего не противопоставлять друг другу, нужностараться воспринимать все события целостно. Яимел счастье присутствовать вместе с покойнымПатриархом Алексием II
— Что, на ваш взгляд, помогало русскимпобеждать во всех войнах?
— Во все времена большинство граждан Россиипридерживались очень простой идеологии: «Россиявсегда права», или «Родину не продают», «Родинузащищают, какая бы она ни была». Покидать Родинуследует только в самых крайних обстоятельствах, а не добровольно. Например, среди первой истиннопатриотической эмиграции, было много патриотовнашей Родины, они уезжали со слезами на глазах ипри первой возможности возвращались обратно. Думаю, эти простые слова должны и сейчасопределять нашу идеологию.
— Хочу спросить по поводу последнихинформационных войн, это ведь тоже войны в полномсмысле этого слова.
— Да, совершенно очевидно, что это войнанаправлена против устоев российскогогосударства. Известен и метод, которымпользуются испокон веков — методперсонифицирования противника. Помнитевысказывание римлян: «Карфаген должен бытьразрушен». Именно поэтому и пытаютсядискредитировать основные институтыроссийского государства. Люди, которые этимзанимаются, делают это либо по недоразумению (илискорее по неразумению), либо — сознательно, получая за это неплохие деньги. Но надо четкопонимать, что намеренно подрывать устоироссийского государства могут только врагигосударства. Те же, кто сегодня предлагает пойтиРоссии «оранжевым» путем, просто глупцы …
Повторю слова, которые произнес на открытиивыставки 22 июня в 4 часа утра. Российская армияна протяжении тысячи лет воевала под разнымизнаменами: на Куликовом поле — под черным илитемно-красным стягом с изображением Креста иЛика Спасителя. В XVIII
Беседовала Юлия Богородская
http://rusk.ru/st.php?idar=57618
|