Татьянин день | Протоиерей Александр Агейкин | 30.10.2012 |
Прежде чем говорить о проблемах освещения в Средствах массовой информации различных сторон церковной жизни, хотелось бы в качестве эпитета привести отрывок из книги Премудрого Соломона, который мы слышим в преддверии праздников Богородицы:
«Не обличай злого (в ц.-слв., в синод. — кощунника), чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; потому что чрез меня умножатся». (Прем. 9, 8−11)
Думаю, что этот призыв к стяжанию мудрости особо актуален для современного журналистского сообщества, особенно для тех, кто исповедует веру во Христа.
Каковы вообще цели христианской журналистики? Наверное, все-таки это не рейтинги и тиражи, а сеяние «разумного, доброго, вечного», т. е. быть активными помощниками Церкви в деле домостроительства Божьего. Поэтому и разговор о проблемах церковной жизни, особенно о внутренней стороне этой жизни, должен начинаться с глубокого осмысления того, какую реакцию вызовет написанное тобою — послужит ли это созиданию или внесет некий соблазн и породит конфликт.
Я не говорю о том, что писать на животрепещущие темы церковной жизни не нужно. Нужно! Но как? Во всеоружии мудрости! А для этого каждый из нас, кто пишет о церковных проблемах, должен делать это, осознавая свою причастность к этой проблеме, быть частью ее, а не внешним свидетелем. А это значит, что журналист-христианин должен быть воцерковленным человеком, для которого Церковь — это родная Мать, а не начальник-работодатель. А вот как мы напишем о родителях, о родной Матери? Не думаю, что кто-то, даже с учетом некоторых проблем воспитания, напишет что-либо в язвительном и оскорбительном тоне. Это касается не только церковных журналистов, но и всех представителей этой корпорации, кто именует себя христианином. Опять же, исходя из опыта Церкви, Ее Писания и Предания, можно вспомнить библейское повествование о Ное и его сыновьях: «и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 21). Думаю, что сей библейский образ поступков родных братьев, сыновей Ноя, должен всегда быть памятным для людей, пишуших и говорящих о Церкви и ее проблемах. Можно, подобно Хаму, смело обнажать проблемы членов Тела Церковного и, являя их обществу братьев, примеряя на себя тогу креативности, борца за чистоту и истину, а можно, по примеру Сима и Иафета, покрыть с мудростью эту «наготу», опасаясь и за развращение собственного сердца. Итог этой библейской истории мы все знаем, и отразился он не на самом Хаме, а на его потомстве. Так и журналист, смело и неразумно обнажающий, или, как сегодня говорят, актуализирующий некие церковные проблемы, должен понимать, что в результате он возлагает духовную ответственность и на тех, кого делает причастными своим делам.
Я не говорю о том, что мы должны делать вид, что никаких проблем не существует, подобно персонажам сказки о голом короле, в результате чего нагота так и останется безобразной и соблазняющей, а о том, что мы должны с мудростью, со страхом и благоговением научиться прикрывать эту зияющую наготу. Мы должны в совершенстве научиться пользоваться некими «прикровенными» методами, чтобы торжествовала мудрость, а не порождались насмешки и озлобленность.
Здесь мы подошли к еще одной проблеме современной журналистики, в том числе и церковной — проблеме потери важных для журналистики жанров. На некотором историческом этапе развития нашего общества журналистика, как и все творчество, изнемогавшая под гнетом идеологии и тоталитарности, вырвалась на свободу. Да, наверное, актуальные репортажи, аналитические статьи, свободное изъявление альтернативных взглядов на события, важны, но не всегда полезны. Играя на обнаженных нервах, как на струнах, используя умело психологию, страстность и животные инстинкты, можно добиться известности и популярности, повысить рейтинги издания, а, стало быть, и тиражи. Но какова от этого польза для домостроительства спасения, служителями которого мы все призваны быть? Даже в самые жестокие годы разгула цензуры и тоталитаризма мудрость рождала прикровенные формы творчества, позволявшие сеять «разумное, доброе, вечное», и, минуя острые углы, приобщать людей к Божественной Истине, менять общество к лучшему. Я говорю сейчас о практически забытых жанрах — притче, иносказании, фельетоне и других подобных жанрах, через которые умело обнажались пороки и проблемы, вразумлялись негодяи и вдохновлялись ревнители благочестия. Где сегодня эти жанры и методы проповеди, которыми полно Священное Писание и жизнеописания святых Церкви? Вместо этого мы видим сегодня повторение ошибок, свойственных некогда западноевропейской культуре Нового и Новейшего времени, когда критерием актуальности стали рационалистические, позитивистские и атеистические тенденции, когда достояние традиционализма и Священного Предания зачислялось в разряд «темных веков».
Думаю, что не случайно начало нынешнего форума совпало с Неделей 21-й по Пятидесятнице, когда на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки, доносящий до нас притчу Спасителя о сеятеле, потому что все вы призваны быть соработниками на ниве Домостроительства Божия. Во многом от журналистов зависит то, на какую почву упадет Евангельское семя, брошенное сеятелем. Будет ли это благодатная, обработанная с любовью и благоговением пашня, или ваши труды преумножат камни и терния сомнений на этой ниве!
Страницы: | 1 | |