Русская линия
Русская линия Максим Сидельников29.10.2012 

Барнаульская история
Как чиновники выполняют Закон о реституции церковного имущества

Caaiea auaoae oa?eiaii-i?eoianeie oeieu a Aa?iaoeaАнтицерковная пресса так часто повторяет штамп о «сращивании церкви и власти», что аудитория скоро разучится видеть за политическими агитками объективную реальность. А между тем, реальность эта живёт как жила — за окнами редакций, чиновничьих кабинетов и залов суда. Новости о нарушении чиновниками разных уровней прав православных верующих появляются едва ли не ежедневно. Одна из последних таких историй случилась в Барнауле (Алтайский край).

Два года Барнаульская епархия добивалась возвращения ей церковных зданий в районе Старого Базара. На прилегающей территории Знаменского женского монастыря располагались два жилых дома по адресу: Базарный пер., 8 и Базарный пер., 10, Здания возводились на приходские средства и до революции принадлежали приходу Знаменской церкви. Эти сведения подтверждены документами архивного фонда «Барнаульская городская Дума» (архивная справка N 114 от 20.03.98 г.)

30 ноября 2010 года был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» за N 327. Согласно этому закону, бывшая церковная недвижимость подлежит возвращению во всех случаях кроме тех, когда помещения занимают учреждения социального значения. В последнем случае надо предоставить такому учреждению равноценное новое здание прежде, чем отчуждать старое. Вполне справедливо. Не хватает одной-единственной малости: чтобы правильный закон ещё и выполнялся.

Между прочим, реституция бывшей собственности — и не только церковной — стала повсеместной практикой во всей Восточной Европе после падения коммунистических режимов. Но только не в России. У нас в 90-е вместо реституции прошла незаконная приватизация. Одним из аргументов в её пользу служили соображения о том, что, мол, «бывшего собственника установить невозможно, претендентов много, всех не проверишь — значит, приватизируем».

Большевистский принцип экспроприации экспроприированного, заложенный в экономику новой России, сомнителен уже сам по себе. Но когда речь идёт о церковной собственности, он становится попросту абсурдным. Ведь собственника религиозных зданий установить как раз очень легко, поскольку это не частное лицо. Но чиновники чаще всего глухи к доводам закона и здравого смысла. А «освоение» чужой недвижимости — перспектива куда более заманчивая, нежели возвращение её владельцу за «спасибо». «Спасибо», как известно, на хлеб не намажешь… Именно поэтому власть на местах порой выделывает головокружительные пируэты, лишь бы не исполнять свой долг, предписанный ей законом.

Вот как развивались события в Барнауле. Осенью 2010-го года настоятельница Знаменского женского монастыря монахиня Клавдия (Кремлёва) направила письмо в администрацию Центрального района и в комитет по строительству и архитектуре Барнаула с просьбой возвратить монастырю жилые дома N 8 и N 10 по Базарному переулку. В ответ приходит «отписка», в которой районная администрация указывает на свою «некомпетентность» в данном вопросе. А комитет утверждает: дом N 8 в аварийном состоянии и будет снесён, а дом N 10 не является муниципальным. Тогда монастырь пишет губернатору края и получает копию «комитетского» ответа. А дальше события развиваются стремительно. Выясняется, что дом N 8 по пер. Базарному уже снесён, а правом на аренду оставшейся земли обладает тот, кто «помогал расселять и сносить».

В 2011-м году монастырь просит вернуть ему хотя бы дом N 10. Ссылаясь на то, что администрация Алтайского края САМА только составила «Перечень объектов недвижимости, ранее принадлежавших Русской Православной Церкви», в котором дом по адресу пер. Базарный, 10 обозначен как «Дом священника» (на самом деле это бывшая церковно-приходская школа). Но чиновники, не обращая внимания на собственный документ, требуют, чтобы монастырь «доказал конфессиональную принадлежность здания». Но соответствующие органы отказывают в выдаче справок и отвечают: «Ищите сами». Самостоятельные поиски в городских архивах невозможны, так как архивы БТИ и архитектуры города были уничтожены в пожарах 90-х годов. А дореволюционным документам чиновники не доверяют, потому что в них-де не содержатся словосочетания «Русская Православная Церковь» и «Московский Патриархат». Они словно напрочь забыли, что РПЦ является преемницей дореволюционной Российской православной Церкви.

Издевательство над обитательницами женского монастыря и здравым смыслом продолжается. Наконец в ответ на новую заявку барнаульская администрация сносит дом номер 10. Мол, не доставайся же ты никому.

По-видимому, чиновники решили: нет дома — нет проблемы. Вот только решение это уж очень напоминает практику первых лет советской власти, когда храмы и церковные здания попросту взрывали. Но если в те времена церковные объекты уничтожались под воздействием антирелигиозного фанатизма, то теперь всё происходит куда тише и невиннее. Никто не проводит комсомольских собраний и не кричит на манер героя Ильфа и Петрова: «Эй, ты, божья корова! Почём опиум для народа?!». Просто тихо выписывают справки и подгоняют бульдозер.

По последним данным, сейчас в Базарном переулке идёт межевание земельного участка, на котором раньше стоял злополучный 10-й дом. По непроверенным данным, на месте бывшей церковно-приходской школы появится бизнес-центр. Теперь мы догадываемся, зачем в ХХI веке сносят церковные здания.

Православный правозащитный центр «ТЕРРИТОРИЯ ЦЕРКВИ»
http://www.religare.ru/2_97 5961_156.html

http://rusk.ru/st.php?idar=57611

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru