Русская линия
Православие и современностьМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)25.10.2012 

Вопрос Архиерею. Новые ответы
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Интересуюсь историей Церкви.Митрополит Лонгин (Корчагин) Возник вопрос по преодолению последствий церковного раскола. Соборами XVII века на всех православных, молящихся двуперстно, были положены клятвы, отмененные Поместным Собором РПЦ 1971 г. и архиерейским Собором РПЦЗ 1974 г. Архиереями РПЦЗ в 2000 г. было принято покаянное обращение к старообрядцам, в котором было выражено сожаление о жестоких гонениях на них, которые вдохновлялись и некоторыми архиереями тех времен. В обращении было испрошено прощение у нынешних старообрядцев за те гонения на их благочестивых предков. В РПЦЗ с момента снятия клятв на всех православных двуперстников до момента появления архиерейского обращения к старообрядцам прошло 26 лет. В РПЦ с момента снятии клятв прошёл 41 год. Мне до сих пор не встретилось ни одной отрицательной оценки того обращения кем-либо из священнослужителей РПЦ, а подобного обращения от РПЦ до сих пор нет. Отсюда и возникает вопрос. Как Вы думаете, почему архиереи РПЦ до сих пор не обратились к старообрядцам подобным образом?

Если Вы посчитаете возможным ответить мне, привлекаю Ваше внимание к факту, что имею некоторый уровень знаний по истории возникновения и углубления раскола, которые мне удалось обрести после ознакомления с трудами известных, авторитетных в РПЦ церковных историков.

В данный момент мне уже известно:

1) известны основные конкретные факты возникновения и существования раскола;

2) известны цитаты св. отцов о старообрядцах, в т. ч. преп. Серафима Саровского, свт. Димитрия Ростовского и др.;

3) известны формулировки обвинений в адрес старообрядцев;

4) известно, что чрезмерное углубление в исторические, догматические и богословские подробности произошедшего раскола видится уводящим от конкретики: вряд ли архиереи РПЦЗ не учли этих подробностей, обращаясь к старообрядцам;

5) известно о существовании многих старообрядческих согласий;

6) известно, что гнала старообрядцев именно государственная власть, а не церковная, но вдохновляли-то ее на гонения как раз некоторые священнослужители;

7) известно, что использование в качестве аргумента об отсутствии обращения архиереев РПЦ невозможность покаяния за чужой грех не соответствует действительности: такое покаяние возможно, и тому готов привести немало авторитетных для РПЦ мнений, если пожелаете. Да и на примере покаяния за чужой грех из Св. Предания, упоминаемого в тексте обращения архиереев РПЦЗ, видно, что это возможно;

8) известно отношение высшего руководства РПЦ к вопросу о законности нынешних поповских старообрядческих согласий;

9) известны соборные решения РПЦ в отношении старообрядцев и высказывания высшего руководства РПЦ об отношениях с ними;

10) известно отношение старообрядцев к РПЦ;

11) известна роль Патриарха Никона, государя и греческих реформаторов в произошедшем расколе;

12) известно, что РПЦ и РПЦЗ в 2000 г. не имели евхаристического общения между собой.

Повторение уже известных мне вышеперечисленных фактов в Вашем возможном ответе, как мне видится, лишь отнимет Ваше время и может сделать ответ на мой вопрос неконкретным.

Итак, вопрос очень краткий — почему ?

Михаил.

Уважаемый Михаил! Поскольку Вы сами всё знаете, что я могу Вам сказать? Могу только поделиться собственным опытом. В свое время, когда я учился в Московской духовной семинарии, там учился некий Авдей Калинин. Сейчас он «патриарх», предстоятель Русской Древлеправославной Церкви Новозыбковского согласия (это одна из ветвей старообрядчества). Тогда многие старообрядцы учились в наших духовных школах просто потому, что своих духовных школ у них не было. Мы общались с ним в свободное время. Он был достаточно интересным, неплохо образованным собеседником. И я, тогда еще молодой, очень горячий человек, всё пытался получить у него ответ на вопрос: почему старообрядцы не согласны на воссоединение, в чем препятствие? Церковь давно уже признала свою неправоту, несправедливость гонений, равночестность обрядов, и так далее. Он говорил только: «Нет, мы не можем с вами воссоединиться». Я продолжал настаивать на ответе: «Ну почему? А если мы попросим у вас прощения…». У нас с ним не было никаких противоречий, мы общались вполне корректно, я бы даже сказал, по-дружески. И вот однажды, когда я в очередной раз привел в нашей дискуссии все аргументы, которые у меня были, он сказал: «Мы не можем пойти на воссоединение. Что ж, выходит, наши предки 300 лет мучились напрасно? Если мы воссоединимся, все простим, мы предадим своих предков».

Думаю, что такая психология и по сей день сохраняется у старообрядцев. То обращение, о котором Вы говорите, — обращение ряда архиереев РПЦЗ — тоже ведь не привело ни к какому результату. Происходит возвращение в Православие отдельных людей, отдельных общин и «приемлющих священство», и «беспоповских» согласий. Таких случаев немного, но они имеются. Однако в общем и целом старообрядчество стоит примерно на той позиции, которую в свое время мне озвучил будущий Новозыбковский «патриарх». Они считают примирение для себя невозможным в принципе. Поэтому сохраняет ли актуальность Ваш вопрос — судите сами.

Я считаю себя верующим человеком, но ни в церковь, ни в мечеть не хожу, лелея себя одной мыслью — верить достаточно в душе. Но появился человек, посеявший у меня сомнение в этом. Ведь это получается то же самое, что любить родителей, но никогда их не навещать — если возможно, конечно, такое сравнение. Мне очень близко христианство, но «культурная привязанность» нации к определенной вере создает барьер, пугает осуждением со всех сторон. В тоже время принять ислам не могу, может, в силу службы на Кавказе, может, в силу ощущения враждебности, чуждости. Есть только стремление прийти к осознанию истинности своей веры. Ответьте: можно ли быть православным, но не оглашать, может, даже скрывать это? Расходится ли это с христианством? Дамир

Уважаемый Дамир! Я знаю достаточно много людей, которые происходили из традиционно мусульманских семей, но приняли Крещение. Им пришлось выдержать достаточно бурные объяснения со своими родителями, близкими людьми. Но те из них, кто выстоял, сегодня являются настоящими верующими православными христианами, некоторые даже приняли священный сан. Я вижу, что Господь помогает этим людям, покрывает их от каких-то проявлений враждебности. Поэтому то, что Вы предлагаете, — некое криптохристианство — все-таки будет не совсем правильным. Я бы Вам не советовал идти по такому пути.

Крестная 8-летней внучки подписала письмо против введения ОПК в школах. Как быть? Валентина

Уважаемая Валентина! Очень жаль, что крестными становятся люди, которые не считают для себя необходимым согласовывать свою позицию с позицией Церкви. Приведенный Вами случай—очередное доказательство правильности того, что мы сегодня настаиваем на катехизации взрослых, в том числе восприемников, перед крещением. Очень жаль, что так получилось в Вашей семье. Как тут быть? К сожалению, думаю, что перед крестной Вашей внучки такого вопроса не стоит, поэтому и посоветовать здесь что-то очень трудно.

Уважаемый Владыка! Я очень люблю Ваши богослужения и стараюсь по возможности их посещать. Особенно мне нравится миропомазание. Вот подходишь к Вам, и сердце замирает: а вдруг не макнет кисточку в масло? И не передать словами ту радость после каждого миропомазания, когда Вы опускаете кисточку каждый раз в чашу с маслом, и также не передать ту досаду, если Вы не опускаете кисть, а сразу же после впереди идущего прихожанина мажете следующего. Конечно, я не все понимаю в церковных обрядах, и может быть, зря расстраиваюсь? Разъясните, пожалуйста. Заранее спасибо. Татьяна

Уважаемая Татьяна! В Церкви таинство миропомазания совершается над человеком только один раз в жизни — при его крещении. На всенощном бдении совершается помазание елеем, освященным во время литии, которая служилась на этом же или предыдущем богослужении. Вынужден сказать, что все Ваши эмоции по поводу макания кисточки в масло не имеют никакой здравой основы, на это просто не стоит обращать внимания. Рекомендую Вам поближе познакомиться с православным богослужением, сегодня для этого есть все возможности.

Скажите, пожалуйста, благословляется ли принимать загранпаспорт нового образца, если он имеет электронный носитель со штрихкодом? Как относиться и можно ли читать покаянный канон Пресвятой Богородице? Андрей

Относиться к паспорту нужно спокойно, его можно принимать и использовать. Канон Пресвятой Богородице тоже можно читать. Я только не совсем понял по Вашему вопросу, уважаемый Андрей, как эти вещи взаимосвязаны. Если Вы считаете, что покаянный канон надо читать тому, кто взял паспорт, это неправильно. А читать каноны можно в любое время, тогда, когда есть потребность души в молитве.

Борюсь со страстью курения уже год с переменным успехом. Молюсь Господу и Богородице о помощи, но все на той же стадии. Может ли так быть, что Господь почему-либо не дает мне освобождения от этой страсти? И может ли человек с такой страстью исполнять послушание проведения огласительных бесед? Галина

Уважаемая Галина! Страсть курения, конечно, неприятная вещь, особенно для женщины, и она вдвойне неприятна, если человек, подверженный этой страсти, является верующим и выполняет какие-то послушания в Церкви. Что касается проведения огласительных бесед, я думаю, лучше Вам их не проводить, пока Вы не можете избавиться от этой страсти. А избавляться от нее надо — это возможно, необходимы только решимость и время. Есть множество примеров, когда люди смогли, благодаря своим постоянным усилиям, с помощью Божией, от страсти курения избавиться.

Чтобы поверить в Бога, необходимо просить Бога о даре веры. Владыка, как это объяснить неверующему человеку? Что можно посоветовать прочитать таким людям? В Бога не верят, Церковь ругают, но вопросы о вере задают не ради праздного любопытства. Как им сделать первый шаг? Александр

Уважаемый Александр! Я думаю, что пытаться убедить неверующего человека в том, что ему нужно просить Бога о даровании веры, все-таки достаточно сложно, если не невозможно. Если этот человек Вам близок, сами молитесь о нем, молитесь о том, чтобы Господь открыл ему Себя, потому что, действительно, вера — во многом дар Божий. А если Вам задают какие-то вопросы о вере, церковной жизни, постарайтесь максимально доброжелательно на эти вопросы отвечать. Есть очень простое правило: самому ничего близким не навязывать, но если спросят — будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).

Для чего Господь попустил нынешнее поругание святынь Церкви? Можно ли ставить вопрос таким образом, ведь во всем происходящем есть Его Промысл. Дмитрий

Уважаемый Дмитрий! Как правило, Промысл Божий становится для нас очевиден через какое-то время, на расстоянии. Поэтому давайте не будем сейчас пытаться искать ответ на этот вопрос. Поживем — увидим.

Хочу поинтересоваться, есть ли в епархии планы по восстановлению единственного из сохранившихся деревянных храмов (церковь Архангела Михаила в с. Малая Осиновка Аткарского района, 1871 года постройки)? Находится он в плачевном состоянии, но, несмотря ни на что, стойко возвышается над полем. Будет непоправимым, если храм уничтожат, а в связи с тем, что он деревянный, сделать это легко. Нельзя ли поставить вопрос перед власть имущими и возможными спонсорами о переносе храма в Саратов, возможно, хотя бы в качестве музейного экспоната? Денис Анатольевич

Уважаемый Денис Анатольевич! К сожалению, этот храм находится в настолько тяжелом состоянии, что разобрать его для того, чтобы куда-то перевезти, просто невозможно—потом не соберешь. Это очень печально. И к тому же, стоимость такого мероприятия была бы равна стоимости постройки нового храма. Мне тоже очень жаль этот храм, у нас в епархии есть достаточно подробная фотофиксация его состояния, но, к сожалению, возможности его восстановить практически нет. Да и не для кого, потому что в Малой Осиновке почти не осталось жителей.

Что касается власть имущих. К сожалению, сегодня мы не сможем никого из них заинтересовать этим объектом культурного наследия.

Мой друг проживает в Финляндии и является прихожанином православного храма (Константинопольский патриархат). На работу регентом хора их храма принята женщина нетрадиционной сексуальной ориентации (лесбиянка). Они протестуют, но протесты не услышаны. Объясните, пожалуйста, каноничность того, что там происходит. Не оскверняется ли этим храм? Как им поступать? Ходить ли в этот храм? Где причащаться?

И вопрос лично от меня. Владыка, если в наших храмах когда-нибудь за Литургией будет поминаться папа Римский, как в униатской церкви, то можно ли причащаться? Будет ли таинство иметь силу? Михаил

Уважаемый Михаил! Дело в том, что Финляндская Православная Церковь с самого момента ее незаконного, неканонического образования (думаю, Вам известна ее история), взяла курс на абсолютную либерализацию, причем не столько по любви к либерализму, сколько для того, чтобы как можно быстрее оторваться от традиций Русской Православной Церкви. Это была государственная политика, поддержанная финским духовенством и епископатом. Задача была поставлена очень сложная: маленькому астероиду оторваться от орбиты крупной планеты — Русской Церкви. Надо было полностью порвать с ней всякие отношения, при том, что служили финны в русских храмах и пользовались всем тем церковным имуществом, что осталось в маленьком осколке Российской империи — Финляндии. Поэтому такое вот хождение «впереди планеты всей» в смысле модернизма было характерно для Финляндской Православной Церкви всегда. Мало кто знает, что Финляндская Церковь—единственная из Православных Церквей, которая приняла западную пасхалию: она празднует Пасху по западному католическому календарю, что категорически запрещено канонами. Лишь только в качестве икономии, то есть снисхождения, другие Поместные Православные Церкви продолжают сохранять с Церковью Финляндии каноническое общение. И я так понимаю, что именно в ходе движения за модными трендами в этой Церкви начинается укрепление того духа «терпимости», который сегодня господствует в протестантских деноминациях Европы, в том числе терпимости к однополым сексуальным отношениям. Пока речь идет только о регенте, не о священнике, но, как правило, все начинается с малого, и это «малое», как мы видим, начинает заявлять о себе в полный голос.

Оскверняется ли этим храм? Я бы сказал так: формально, наверное, не оскверняется, поскольку регент не является священнослужителем. Хотя, конечно же, это беззаконие. И я думаю, что людям, которые протестуют против этого, нужно ходить на службы и причащаться в храмах Московской Патриархии, которые тоже есть в Финляндии.

Уважаемый Михаил, я хочу Вас уверить, что в наших храмах никогда не будет поминаться за литургией папа Римский. Только в том случае, если Римо-католическая Церковь в полном составе с покаянием, вернется в Православие. И хотя это было бы замечательно, надежды на это практически нет. Значит, и такого поминовения нет и не будет.

Здравствуйте Владыка! Обращаюсь к Вам как к члену общественной палаты РФ. В настоящее время принимается ряд поправок в законодательство, которые фактически вводят ювенальную юстицию на территории России. Если вбить в строке поиска следующую фразу: «обращение епископа против ювенальной юстиции»,—то вываливается список найденных документов с обращениями «сектантских» епископов, но нет ни одного обращения епископа Русской Православной Церкви. И теперь вопрос: какие действия будет предпринимать Русская Православная Церковь и Вы лично против введения западного образца ЮЮ на территории России? Андрей

Уважаемый Андрей! Во-первых, я не являюсь членом Общественной палаты уже второй год. Когда я им был, то участвовал в рассмотрении соответствующих документов и голосовал против введения ювенальной юстиции.

Что касается обращений, Церковь в лице своих представителей, от мирян до Патриарха, неоднократно высказывалась по этой теме, более того — ею проводится планомерная и систематическая работа, что, по моему мнению, гораздо более важно, чем обращения в интернете. Приведу слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, юридическая служба Московской Патриархии находятся в постоянном контакте с Государственной Думой, с соответствующими учреждениями, с институтами гражданского общества, которые работают в этой области, и мы будем делать все для того, чтобы не разрушить нашу семейную традицию и одновременно — чтобы защитить несчастных детей, которых защитить некому».

Сбор подписей против введения западного образца ювенальной юстиции прошел в Саратове совсем недавно.

Подскажите, пожалуйста, как мне вести с родными и близкими людьми в такой ситуации. Вопрос, с одной стороны, материальный, с другой — меня интересует нравственная сторона. После смерти папы осталась недостроенная дача (только фундамент и стены, какой-то стройматериал). Достраивали мы с мамой, младший брат с самого начала самоустранился. А теперь мама говорит мне о том, что наследником в семье является сын, и это была папина воля, чтобы дочери осталась квартира, а дача — сыну. Не развращают ли такие широкие жесты человека, который палец о палец не ударил и все теперь должен получить «на блюдечке с голубой каемочкой»? Я его очень люблю, конечно, но и обида у меня сильная. Людмила

Уважаемая Людмила! Я не могу давать каких-то компетентных советов по вопросам наследства и взаимоотношений между родственниками. К сожалению, из-за современных семейных разбирательств такого рода очень часто близкие родственники оказываются друг от друга дальше, чем чужие, а порой просто становятся врагами. Это очень печально и говорит об отсутствии каких-то фундаментальных нравственных основ в жизни таких семей.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61 413&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика