Русская линия
Русский домПротоиерей Владимир Волгин23.10.2012 

Как жить по Правде Божией…
Интервью протоиерея Владимира Волгина

Однажды в храме Христа Спасителя ко мне подошёл мужчина. Он сказал, что смотрит все мои программы на телеканале «Доверие» и что особенно ему нравятся духовные беседы с протоиереем Владимиром Волгиным. Он попросил меня одну из передач посвятить рассуждению о том, что такое Правда Божия и можем ли мы в современном мире жить по этой Правде. Его просьбу мы выполнили и теперь предлагаем размышления протоиерея Владимира Волгина читателям журнала.


О.ВладимирКорр.: Отец Владимир, в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Всякое безразличие к Правде Божией — это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией Правды, там дебри, там безпамятство, там, в конце концов, смерть. Очень жёстко сказано. Так что такое Правда Божия?

О.Владимир: А всякая истина по-своему жёстка. И Правда Божия, и любовь святых не бывает приторно-сладкой. Правда Божия так же требовательна, как Сам Господь требователен к нам, очень строго взыскивающий с нас за каждое неправильное слово, за каждый поступок, за каждую мысль, воплощённую в слове или деле. Заповеди Божии — это и есть Правда Божия, Правда Божия о человеке и его душе.

Подумайте, а что такое правда вообще? Это мерило, это, если хотите, канон, связанный с истиной благовестия Христова. Это правило, которому мы должны следовать.

Правда Божия отличается о правды человеческой. Возьмём, к примеру, следующую ситуацию.

Люди вступили в брак и даже повенчались. И вдруг союз мужчины и женщины, чьи души соединены на Небесах, разваливается. Распадается брак. Так вот это правда человеческая. Когда кто-то из супругов говорит: я тебя не люблю, — это его правда. Но она не укладывается в Правду Божию.

У Бога — другое. Господь Иисус Христос говорит, что, если человек женится на разведённой, он прелюбодействует. Или если женщина вышла замуж за разведённого, то она тоже прелюбодействует. Господь говорит, что вступившие в брак муж и жена — плоть едина. И человек да не разрушает этого союза, скреплённого на Небе.

И когда неверующие люди, желавшие жить по своей правде, спрашивают Его: а вот Моисей давал разводные письма, — Господь отвечает: «Это по жестокосердию вашему». Потому что они, эти неверующие, искали другие истины, потому что их жёсткие сердца не могли вместить Божественной истины, потому что они всегда искали кривые пути, всегда хотели сидеть на двух стульях.

Корр.: Люди постоянно ищут оправдания своим поступкам.

О.Владимир: Именно. Они искали себе оправдания. И так во многих других ситуациях правда человеческая часто идет вразрез с Правдой Божественной.

Корр.: Многие православные считают, что Правда Божественная — это и есть наша национальная идея.

О.Владимир: Да, может быть, русские всегда находились в поиске национальной идеи и Правды Божией. Но часто мы одно принимаем за другое.

Вспоминается роман Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов искренне печалится даже о слезинке ребёнка. Для него большая трагедия, если ребёнок чем-то мучается, например, тяжёлой болезнью. Из-за слезы ребёнка он страдает. Сочувствуем ли мы Ивану? Конечно. Сострадаем ли больным детям? Конечно. И всё же это человеческая правда. Правда Ивана Карамазова, наша с вами правда.

И с точки зрения человеческой истории, человеческого взгляда на земную жизнь, если мы думаем, что с этой жизнью всё заканчивается и мы уходим в небытие, тогда мы считаем правильно. Что — да, мы живём в жутко несправедливом мире, мире лжи и неправды. И тогда мы невольно задаёмся вопросом, а зачем живём, зачем нужна такая полная скорбей жизнь. Тогда мы будем вместе с Иваном Карамазовым удивляться, рыдать и трагедизировать нашу жизнь, плакать над слезой ребёнка, над страданиями родителей.

Да весь всемирный философский опыт сводится к тому, что наш мир полон страданий, печалей и воздыханий. Весь мир страдает.

Как-то передо мной сидел миллиардер. Он мне говорит: у меня есть всё. А у самого семья рушится, в бизнесе нестроения, что-то с детьми не так. И человек, имеющий все блага жизни, вдруг спрашивает: а дальше-то что? Это его правда — человеческая. Он ищет выхода из тупика, который его сжимает, душа его ищет выход. Ему нужен кислород. А этот кислород и есть Правда Божия.

Но эту Правду может дать только Господь — и только в перспективе будущей жизни.

Возьмём один распространённый пример. Сейчас многие любят читать Ветхий Завет. А вся его история полна крови, катаклизмов, войн, землетрясений. И вот люди начинают обвинять Ветхий Завет и Бога в особой жестокости, во всех грехах человеческих. Например, народ израильский идёт из египетского пленения в землю обетованную, и Господь говорит ему: «Когда ты войдешь в землю палестинскую, уничтожай все народы, чтобы от них не осталось и следа». И называется несколько народов. С точки зрения человеческой, это — ужас! Но посмотрим с точки зрения Божественной. Чаша беззакония перечисленных народов была преисполнена. Поэтому Бог и повелевает израильскому народу очистить свою будущую землю от нестроений, безнравственной жизни и духа беззакония, которыми была наполнена эта земля. Вот Правда Божия, и только с этой точки зрения мы должны рассматривать свои обстоятельства жизни.

Я люблю приводить такой пример. Допустим, мы имеем собственных детей. Мы их ругаем, когда считаем, что они поступают не так, мы считаем, что ругаем справедливо.

Корр.: Нет, наверное, такого родителя, который не поучал хотя бы раз своего ребёнка.

О.Владимир: Именно. А когда я вижу, что родители ругают своих детей, я считаю, что они неправы. Мне жалко детей. Думаю, зачем же они их так ругают.

Корр.: А уж если шлёпнут в придачу.

О.Владимир: Вот-вот. А уж если шлёпнут, мне совсем жалко. Вот, думаю, несправедливость какая. Но мы же не видим причин такого поведения родителей, не знаем тонкостей отношений родителей и ребёнка, не знаем, почему они его ругают, что произошло. Но, конечно, с точки зрения нашей совершается неправда.

Корр.: Даже беззаконие.

О.Владимир: Мне хочется вступиться за ребёнка и сказать: «Ну что же вы делаете? Пожалейте его, любите его». А когда думаешь о себе, понимаешь, что ты ещё и жёстче поступал. А разве в этом не была моя, человеческая правда? Дело в том, что родители — всегда посредники для детей в общении с Богом.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) всегда разделял правду человеческую и Правду Божию. К примеру, приезжали к старцу молодые люди просить благословения на брак. А он всегда спрашивал, есть ли благословение родителей. Они говорят — нет. Тогда отец Иоанн отвечал: испросите согласия родителей. А потом вернёмся к этому вопросу. И если он слышал, что кто-то из родителей не давал согласия, он никогда не благословлял на брак.

Корр.: Почему?

О.Владимир: Да потому, что родительская любовь прозорлива. Она видит намного вперёд в отношении ребёнка. Родители имеют только одну корысть по отношению к своему дитяти: чтобы он был благополучен в этой жизни. То есть защищён от всех нестроений этой земной жизни. И родители по своей любви и прозорливости видят конечный результат — допустим, отрицательный. Только поэтому они не благословляют на брак.

Я служу в священном сане уже 32 года и с определённостью могу сказать: там, где родители не давали благословения на брак, рано или поздно он распадался. Вот две правды: правда человеческая, выраженная устами детей, желающих вступить в брак, и Правда Божия в лице родителей, не дающих на него благословения.

Корр.: Мы иногда отступаем от Правды Божией, ссылаясь на житейские обстоятельства, мы не всегда говорим то, что думаем, не всегда поступаем согласно собственным убеждениям. Вы сами часто повторяете, что мы живём в некое апостасийное время.

О.Владимир: Да, но тем не менее можно солгать, а можно промолчать. Когда к преподобному Серафиму Саровскому обратился кто-то из генералов с вопросом, как ему дружить со своими знакомыми, раскрывать ли им свою душу, своё сердце, преподобный ему ответил: кому надо — скажи, кому надо — промолчи. И в этом тоже правда: я не солгал, но и не сказал. Что-то приоткрыл, но ровно настолько, насколько я захотел приоткрыть человеку внутреннее состояние своей жизни.

Да, бывают случаи, когда правда прикрывается ложью. Например, в истории святости. Я очень люблю образ преподобного Симеона Палестинского. Он был отозван Богом из пустыни, где подвизался с другом тридцать лет. Они достигли такой степени святости, что им каждое утро ангел приносил тёплый хлеб. Он пришёл в Палестину — юродивым, блаженным, спасая молитвой многие семьи. Он мог не вкушать пищу сорок дней в дни Великого поста, употребляя только воду. Но когда святой увидел, что слава о нём слишком возрастает, он, чтобы погасить её и чтобы не заразиться духом тщеславия, стал обманывать людей. Старец выходил Великим постом в центр города с баранкой колбасы и начинал её есть. Люди, которые проходили мимо и всё это видели, говорили: вот он, оказывается, какой. Мы-то думали, что Симеон — святой, постник, а он даже Великий пост нарушает. Преподобный Симеон находился в Духе Святом, для него не было человеческого закона, которым мы живём. Он, конечно, был в церковных законах и заповедях. Но для него пища телесная не была стеной между ним и Богом. Свой эксцентричный поступок святой совершал, чтобы себя обесславить и привести свою душу к смирению, к тому пониманию, которое было о ней у этого великого человека.

Корр.: А сейчас есть люди, которые живут по Правде Божией? Такое возможно на земле?

О.Владимир: Да, конечно. Но явных святых мы не встречаем на своём пути. Однако есть люди праведной жизни. Есть священнослужители и есть простые люди. Но большинство скрыто от нас.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), рассуждая о наших временах, говорил, что в последние времена исчезнут старцы. Но это не значит, что будет пресечено старчество. Просто люди святые будут в другом подвиге находиться. Сейчас мир нуждается в молитве за себя, не в точечном обращении к Богу за отдельного человека, за семью, что важно, — а в молитве именно за себя, потому что мир находится в невероятном отчуждении от Бога. Как никогда нам нужны молитвы святых! Но человеческие возможности очень ограничены, святых просто не хватает. Это я так думаю, это, если хотите, моя правда!

Но такие люди, убеждён, есть. Люди святые будут до скончания века. Они как подпорки, которыми всё ещё держится мир, они оттягивают Второе пришествие Христа, когда он придёт судить живых и мёртвых.

С протоиереем Владимиром Волгиным беседовала Любовь Акелина

http://www.russdom.ru/node/5397


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru