Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 22.10.2012 |
Один из Двенадцати великих апостолов, родной брат апостола евангелиста Матфея, истинный свидетель слов и чудес Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… По сошествии Святого Духа в день святой Пятидесятницы апостолу Иакову выпал жребий проповедовать Христово Евангелие в Елевферополе и в окрестных местах, затем в Египте, где и пострадал он за своего Спасителя.
С великой силой нес апостол Иаков спасительное благовестие о Воплощенном Боге, разрушая идолопоклонство, изгоняя бесов из людей, врачуя всякий недуг и всякую болезнь именем Господа Иисуса Христа. Его труд и ревность венчались большим успехом, многие язычники уверовали в Господа, из их числа были основаны и устроены церкви, к которым апостол Иаков рукоположил епископов и священников. Пострадал святой в Египте — язычники распяли его на кресте.
Во время служб апостолам всегда возглашается прокимен — стих, который настраивает ум людей для восприятия Евангелия: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» — слово апостола пронеслось во все концы земли, и нет человека, который бы не слышал о Боге.
Каждый раз, когда кто-то из близких прихожан говорит: «У меня умер родственник», первый вопрос — как он умер? Как христианин, в мире с Богом? Сейчас часто слышишь, что «он был даже не крещеный», «он был хорошим человеком», «у него было столько-то детей», «его уважали — он был хорошим специалистом». Всегда очень тяжело это слышать: все это не привело человека к главному или даже было препятствием для принятия Спасителя. Ведь если человек знает, что все его уважают и чтут, зачем ему нужен Спаситель, который не к праведникам пришел, а к грешникам, не к здоровым, а к больным?
Человек ради чего-то жил, искал, переживал, страдал, плакал, потом взял и умер. Закончилось развитие души человека, а ко Христу он так и не пришел.
Предвижу сразу же замечания — может быть, возмущение: ведь как же так, добрый человек, сколько хорошего сделал, почему так однозначно — не пришел? Потому что, как говорил блаженный Августин, человек может быть богатым, красивым, здоровым, очень успешным, но вне Церкви он не может спасти свою душу. Спасение души обусловлено некоторыми принципиальными моментами: кто будет веровать и креститься в Господа Иисуса Христа, тот спасен будет, кто не будет веровать (а вера без дел, в которых человек выражает свою осознанную любовь к Господу Иисусу Христу, мертва), тот осужден будет. Бог сказал: «Кто не родится свыше, тот не войдет в Царствие Небесное». Как без духовной жизни, без божественной жизни человек сможет пребывать в вечности? Каждая душа по природе своей христианка, она создана Христом, независимо от того, где родился человек, — в мусульманской стране, в индуистской или в языческой. Душа каждого человека имеет вложенный в нее Богом механизм, подобный компасу, стрелка которого в нормальном состоянии должна указывать на север. Так и всякая душа ищет Бога, и нужно очень много потрудиться в уничтожении себя, чтобы этот Богом установленный механизм разрушить.
Делает это человек посредством греха. Грех, как серная кислота, разъедает душу и выжигает из нее ориентацию на Бога. «Как же так, он так хотел креститься?!». Все хотел, но не получилось. Есть такая древняя мудрость — благими намерениями устлана дорога в ад: человек очень чего-то хочет, но хочет так, что все остается только на словах. Человек говорит правильные вещи, а за ними ставит иные, лукавые цели.
Почему так? А потому что дьяволу очень удобно «пудрить человеку мозги» посредством всевозможных манипуляций с сознанием. Так, очень многие люди почему-то убеждены, что у них впереди еще очень долгая и счастливая жизнь, забывая, что смерть не за горами — за плечами, и все нужно делать вовремя.
В первую очередь нужно вовремя выстроить отношения с Богом, про Которого все знают. И в живой душе Его имя обязательно должно родить отклик. Но почему не происходит так? А просто давным-давно наступила смерть души. Как выйти из нее? Через покаяние, искреннее обращение к Богу как к Источнику жизни в молитвах: «Господи, спаси, я погибаю». Но это возможно только в пределах жизни на земле. Один раз надлежит человеку умереть, а потом Суд, исходя из того, что человек стяжал в своей душе и подготовил ли он в ней место для Бога.