Нескучный сад | Святослав Можей | 17.10.2012 |
«Может, не стоит об этом говорить?», — этот вопрос бизнесмен, возглавляющую крупную сувенирную фирму, Святослав МОЖЕЙ, задает во время беседы постоянно. С трудом удается уговорить, что надо. Что, читая о сомнениях, сложностях и открытиях человека, который пришел к вере через полное неверие, читатель, возможно, узнает и свои переживания. Только после этого Святослав начинает рассказывать.
Все делаешь сам
В ранней юности я стал разбираться: кто я такой, зачем живу? И — пришел к выводу, что человек делает сам свою жизнь. Плохое здоровье? Лечись, исправь ситуацию. Физически не крепок? Тренируйся! В школе я был на физкультуре одним из самых слабых и учитель физкультуры говорил: «Вот, Можей, салага, подтянуться ни разу не может!» Через два года он уже ставил меня в пример: «Вот, смотрите, Можей 15 раз подтягивается, а вы, салаги, не можете!» Я показывал всем, и себе в первую очередь, что своими руками можно себя создавать самого. Нет у тебя денег — заработай… Хочешь машину — напрягись и купи! Квартиру — приложи усилия, вот тебе квартира.
Я стал много работать, у меня появился собственный бизнес. Цели, которые тогда ставил перед собой, сводились к тому, чтобы ублажать себя, жить «интересно», что называется по-кайфу. Речь, естественно, не шла о наркотиках и чем-то подобным: здесь уже в положительном смысле срабатывала любовь к себе: чего себя уничтожать?!
Богу в этой моей концепции явно места не было. Как-то я уговаривал жену поехать надолго в Карелию, чтобы отдохнуть, порыбачить. Она ответила: «Только с условием — побываем на Валааме, в Соловках, заедем в Старую Ладогу и Тихвин». Я согласился, хотя без энтузиазма. Меня Церковь не привлекала. Даже с точки зрения красот архитектуры храмов. Внутри, по моему тогдашнему мнению, тоже делать было нечего.
Кстати, в университете, в котором я учился, был единственный бесплатный факультет — богословия. Это был самый пьющий факультет: если институт выезжал на какие-то мероприятия, будущие богословы обычно заканчивали праздник в горизонтальном положении. Симпатии к верующим и Церкви это не прибавило, зато укрепило в мысли, которую я утвердил для себя в университете — все делаешь своими силами.
Совпадения
Году в 1997 я попал в аварию. Дерево прошло через салон, отрезало его. Я сидел на пассажирском сиденье, был пристегнут, и от удара у меня какое-то мгновение не было дыхания. Вишу на ремне, смотрю на растрескавшееся стекло передо мной, освещаемое лампочкой на потолке — «дверь открыта» — и думаю: «Вот, все, жизнь кончилась». Был уверен, что через несколько минут умру. Потом — дыхание пошло.
Милиционер, прибывший к месту аварии, посадил меня в проезжающую мимо машину, чтоб я доехал до города. Водитель спрашивает: «Что случилось?» Рассказываю про аварию. А пассажир, ехавший с ним, — показывает на Евангелие, лежащее у него на коленях и говорит: «Все, что случилось — знак Божий и ты должен изменить свою жизнь». Он даже стал мне что-то читать оттуда в подтверждение своих слов. Но я его уже не слышал. Мне, пребывающему в шоке, все показалось каким-то нереальным сном.
Но разговор это не забылся, время от времени приходила мысль, а может, действительно, стоит изменить свою жизнь? Правда, мыслями тогда все и ограничилось.
А через несколько лет мы с супругой поехали на выходные в Рязанскую область, на турбазу рядом с Солотчинским монастырем. В субботу (это была Великая суббота, о чем я, конечно, не знал) утром супруга говорит: «Пошли в храм!» С неохотой согласился. Заходим — батюшка куличи святит. Смотрю и думаю: «мракобесие какое, водой поливают булки с серьезным видом!» Следующая мысль: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет за такие мысли». В тот же день мы на машине вылетели с супругой с дороги. Почему, как — непонятно. Дорога — хорошая, ровная, не скользкая. Вторая авария. Второе «совпадение». Тут уж я стал задумываться.
Сначала понял, что Бог есть. Но ничего про Него не знал. Добрый Он или злой, может, Он один у всех, и буддисты, кришнаиты и христиане вертят одинаково?
В один прекрасный день я констатировал свою слабость в этом мире. Утром пришел в храм. Внутренне, в мыслях — приполз на коленях.
Может, стать протестантом?
Сначала была радость узнавания веры, а потом — некоторое разочарование. Практически после того, как я пришел к православию, мы создали проект «Символик», начали продавать продукцию с православной символикой. Столько там испытаний было! Например, разговариваешь с управляющим епархией о поставке продукции и он вдруг намекает, что ему нужен «откат».
Увидев Церковь с другой стороны, с финансовой, я был несколько обескуражен. Смущали и православные сотрудники фонда, которые бегали, собирали пожертвования, а потом дорогущую машину себе «для работы» покупали. На пожертвования.
Я, честно говоря, был в шоке и даже подумывал, что истину надо искать не в православии, а в какой-нибудь другой христианской конфессии, допустим, в протестантизме. У меня друг — протестант, отличный человек, замечательный семьянин. Юля, моя супруга, говорит, что многим православным нужно у этой семьи поучиться любовному бережному отношению к людям, жизнерадостности, молитвенности.
Но у меня хватило ума самовольно не предпринимать никаких шагов. Я просил у Господа, чтобы Он вразумил, подсказал, куда идти: к протестантам или оставаться православным.
И Он вразумил.
Через несколько дней, опять столкнувшись с неприятной финансовой ситуацией в среде служителей Церкви, поехал в храм к священнику, к которому хожу. Стал рассказывать, смотрю, а у него на глаза слезы наворачиваются. Он никого не осуждал, и его любовь и по отношению ко мне, и к тем людям, про которых я рассказывал, переживания за всех, сказали мне больше, чем какие-либо слова. Потом он дал мне книжку, где сравнивались — протестантизм, баптизм, католицизм.
Буквально через несколько дней — еще одна встреча. Мне надо было съездить в другой город на машине. Только отъехал от Москвы, смотрю, у дороги стоит батюшка, «голосует». Я его посадил. Разговорились, высказал я ему свои сомнения, поведал, что подумываю, а не перейти ли мне из православия в протестантизм. На что слышу: «Сейчас все объясню. Я сам был протестантом. Сейчас, как видишь, православный священник. Так что слушай…»
В чем погрязли русские?
Еще не будучи православным, я знал, за что ругают православных и некоторую логику в этом находил. И многие вещи еще и сейчас не очень, может быть, для себя решил. Может быть, где-то действительно есть перегиб, а может быть я сам просто духовно не настолько вырос, чтобы понять некоторые вещи. А кое-что я со временем уже переосмыслил.
Я не понимал, например, зачем люди читают акафисты и псалтирь. И осознал это совсем недавно, когда почувствовал, что периодически, ни с того ни с сего, без причины накатывает уныние. И вот по совету монахини открываю псалтирь, начинаю читать, и чувствую, что от меня все это отступает. Только сейчас начал понимать, для чего нам все эти длинные молитвы…
Меня шокирует до сих пор, что люди обращаются к святым порой не как к молитвенникам перед Господом, а как к всемогущим «волшебникам». Например, среди нашей продукции есть иконы. И может оказаться, по итогам продаж, что иконы святителя Николая люди приобретают чаще, чем иконы, на которых — лик Господа. То есть получается, что некоторые, даже не имея иконы Господа, покупают икону почитаемого святого. Здесь, скорее всего, православие не причем. Это порой народное сознание воспринимает святых с языческой точки зрения.
Мне кажется, что если человек будет воспитываться такими «православными» гражданами, уделяющими внимание прежде всего внешнему, какому-то ритуалу, а потом прочитает Святых отцов — у него будет взрыв мозга от того, что вовсе не ритуале дело, не в регулярном исполнении каких-то действий, а в том, что ты должен милость оказать.
Или вот я вижу в православной газете статью примерно следующего содержания: «православный сербский народ погряз в гордыне». Как так можно сказать?! А автору не доводилось видеть, как русские себя ведут на отдыхе в Турции или Египте? В чем русские погрязли, он не хочет написать?
У нас у компании «Символик» лозунг: «За дом Пресвятой Богородицы». Мне не раз предлагали изменить на «Мы русские, с нами — Бог». Я на это отвечаю: «А вы уверены, что в данный момент Бог с нами, а не, например, с американцами или греками?» У меня ощущение, глядя на то, что происходит в нашей стране, что мы должны как царь Давид молиться «Почему Ты нас оставил?!» Может, это русские как раз погрязли в гордыне, при всем существующем заявляя, что с нами Бог?
Алкоголь под запретом
Со временем я нашел для себя и внутренне объяснение некоторых вещей. Например, почему такие странные некоторые прихожане. Ведь порой таких вещей насмотришься: иногда на службе присутствуют настоящие душевнобольные люди. Так это только плюс Церкви, что они туда идут! Значит, они чувствуют, что там — лучше, чем в других местах. Если меня это отталкивало, то сейчас, видя болящего человека, понимаю, что он приходит за помощью.
Иногда говорят, что вот тот или иной человек позорит имя православного. А кто знает, если бы он не был в православии, каких вещей бы он наделал? Это я по себе ощущаю.
Думаю, во многих ситуациях я могу поступить не как христианин. Часто заставляю себя поступать именно как должно, а не как зовет мое внутреннее «я». Вот не хочу делать добро человеку, а — напрягаюсь, выжимаю из себя. У кого-то прочитал, что надо заставлять себя, потом — привыкнешь.
Стараюсь, чтобы в работе недолжных компромиссов было все меньше и меньше. Раньше у нас был очень силен рекламный момент. Мы делали все, что принесет заказчик. Большой оборот был по сувенирам с алкоголем, по сигаретам, одна из ведущих в мире табачных компаний была нашим прямым клиентом. Мы делали все, за что платят деньги. Потом один из наших сотрудников, еще до того, как начался наш православный проект, предложил перестать выпускать сувениры, связные с алкоголем, сигаретами.
Многие сотрудники возражали: тогда фирму можно будет закрыть, работа остановиться, если сразу уйдет столько значимых клиентов. Да, многие клиенты ушли, но работа не остановилась. Более того, Господь дал нам клиентов таких крупных, каких мы не видывали с табачниками. Оборот только вырос!
Магнитики с молитвой
Меня порой спрашивают, для чего нужна продукция «православного характера», которую производит наша фирма? Нет ли здесь такого подхода, что вот, мол, человек купил магнитик с молитвой, кружку с цитатой из Евангелия — и почувствовал себя православным, духовно обогащенным? Если бы люди книжки не перестали читать, может, наша продукция была бы и не нужна. А так — рядовой человек мало читает. Как только возник проект, я к себе очень жестко стал подходить, начал борьбу с собой, это вылилось в некоторые жесткие цитаты, которые размещались на кружках и магнитах. Часть их мы потом убрали. Стали писать о любви, о добре. Если мы что-то в этот мир вбрасываем, то лучше говорить именно об этом.
Протодиакон Андрей Кураев сказал как-то, что никогда христиан ни в одном обществе не было больше 7 — 10%. И вот этим 7−10% наша продукция, возможно, не нужна. А другие. Я сомневаюсь, что человек купит магнит и почувствует себя спасенным. Но может быть, решая, как поступить, скажем, отомстить или нет, он увидит в троллейбусе у рядом стоящего на футболке надпись — цитату из Евангелия — и поймет, что вот ему ответ.
Не скрою, порой возникают мысли — всех воцерковить, всех вразумить — из тщеславия. Мысли о том, что прежде всего стоит задуматься о собственном спасении, в этот момент приходят в последнюю очередь.
Трудно богатому…
Что я буду афишировать, кому и сколько мы помогаем? Минимальная информация на сайте компании есть, этого достаточно. А рассказывать, что этим средства перечислили, этим помогли — кому это нужно знать? Тем более, я думаю, что мы помогаем совсем недостаточно.
Этому я получил подтверждение. Ежевечерне я читаю Евангелие (за очень редким исключением) — иногда по порядку, а иногда могу начать читать с любой страницы, с какой открыл. И вот несколько раз подряд получалось, что я открывал на месте «трудно богатому войти в Царствие Небесное», причем у разных евангелистов. У меня уже нервный смех начинался — открою Евангелие и вновь — эта фраза. Измучился весь, стал жизнь пересматривать, думаю, может, все продать надо — квартиры, машины… Спасение же на первом месте. Пришел к одному уважаемому старцу, спрашиваю: «Что, все продать?» Он отвечает: «Нет, продашь, тебя жена из дома выгонит. Нужно больше милость творить, больше жертвовать». После этой беседы больше то место не открывалось.
До тех пор, пока мне не принесли Евангелие XIX века. Протягивают: «На, почитай». Открываю — и сразу на этой фразе! Это произошло в тот же день, когда я отказал человеку в помощи в финансировании православного лагеря. Я ему сразу же перезвонил. Действительно, Господь все видит и ведет нас. Нужно только не сойти с линии и пытаться чувствовать волю Его.
Подготовила Оксана Головко
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10 014&article=2687