Русская линия
Татьянин деньПротоиерей Александр Агейкин,
Протоиерей Владимир Вигилянский,
Протоиерей Максим Козлов
15.10.2012 

Актуализировать вечное: священники о слове Патриарха Кирилла на Высшем Церковном Совете
На открытии ВЦС Святейший сказал очень важные слова. К кому в первую очередь они были обращены? Почему именно сейчас? Комментируют известные московские пастыри.

Протоиерей Александр Агейкин, клирик Храма Христа Спасителя:

В защите гражданских прав и религиозных чувств ключевым является понятие достоинства. К сожалению, мы не понаслышке знаем, что формы отстаивания правды и правоты бывают различными, и нас всегда тревожат крайние направления — и крайне правые, и крайне левые, — потому что они вносят в общество разрушительную силу.

Понятие достоинства включает в себя стремление не быть равнодушным, то есть защищать свои гражданские права и религиозные чувства. И заявление Высшего Церковного Совета, и слова Святейшего Патриарха призывают нас не оставаться безразличными к тому, что происходит. Равнодушие — страшный грех, который разрушает все устои общества, потому что через него в нашу общественную жизнь входят пороки. В ситуации безнаказанности страстные наклонности человека начинают развиваться, и это порождает в обществе еще более страшные явления.

И крайние выпады по отношению к оппонентам, которые мы наблюдаем сейчас — тоже порождение равнодушия, потому что если бы большинство верующих не были безразличны к тому, что происходит у них в душе, что происходит в жизни ближнего, соседа, среди нас не появлялись бы такие вещи, против которых теперь борются ультраправые. Поэтому для меня слова Святейшего Патриарха — это призыв быть неравнодушным.

Наличие достоинства — результат воспитания внутреннего благочестия, приобретения знаний, развития внутренней культуры. Без глубины знаний и веры невозможно говорить о том, что человек будет способен с достоинством отстаивать своим права. И важная задача миссии — воспитание в людях этого благочестия, которое будет основанием для достойного поведения. Иначе человек будет понимать многое буквально: «Нужно отстаивать? Хорошо. Добро должно быть с кулаками» — и рваться в бой. А когда рядом равнодушные люди, это еще более усиливает желание принять некие кардинальные меры. Но грех можно победить и другим путем, если есть понятие о достоинстве.

То, что оно не всегда присутствует, — не вина Церкви. Если у нас в душе пустота, это значит, что мы сами не работаем над своим воспитанием, не стремимся черпать в Церкви, в Предании и церковном опыте уроки и примеры, на основе которых вырастает благочестие, созидается внутренний храм. Если мы не прибегаем в помощи Церкви и не работаем над собой, получается, что мы строим дом на песке, и долго такой дом не простоит.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ:

То, что сказал Святейший Патриарх Кирилл во вступительном слове на заседании ВЦС, известно любому порядочному человеку — независимо от его религиозной, национальной и культурной принадлежности, независимо от его политических взглядов: не делай другому ничего такого, что ты не желаешь самому себе. «Деликатность», «предупредительность», «доброжелательность», «уважение» в словарях русского языка скоро будет с пометкой как «устаревшее». Хамство, разнузданность, пошлость, вульгарность, агрессивность — вот, что постепенно становится синонимами свободы для некоторой части наших сограждан. Государство, Церковь, общество обязаны противостоять этому. Иначе мы превратимся в сообщество, живущее по законам инстинктов и рефлексов.

Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель патриаршего подворья — храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

У Святейшего Патриарха Кирилла, среди прочих его дарований, есть примечательное и очень важное для Предстоятеля качество — актуализировать для церковного сознания темы казалось бы вечные, но при этом вновь ставшие актуальными и непростыми для нынешнего поколения православных христиан.

И мы действительно видим, как последние месяцы напряженного общественного контекста вокруг Церкви привели к тому, что в сознании православных верующих, еще более — в публикациях околоцерковной журналистики отчетливо наблюдались две крайности: или либерально-гуманистическая редукция христианства до апологии свободы как вседозволенности, до того, что мы гуманистически толерантно должны относиться ко всему и всем, от кощунниц в храме до извращенцев в гей-клубах; с другой стороны, ревнители не по разуму и апологеты государственнического максимализма готовы были призвать или полицейскую палку — для разгона всех несогласных, или сами обещались дать кто в зуб, кто в глаз, без разбора пола и возраста.

И вот Святейший напоминает об очень непростом, иногда антиномичном, но единственно возможном для трезвого христианского сознания сочетании принципов свободы и послушания, свободы и ответственности. Христианство невозможно без свободы, слова Святейшего возводят нас к евангельской максиме «Познайте Истину и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:31−32). Но точно также христианство невозможно и без послушания — «Спаситель послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8)

И то, и другое — слова Сына Божия и слова о Христе Спасителе. И как бы нам не хотелось от одной из составляющих исконно-святоотеческого православного мировоззрения отказаться (или по крайней мере редуцировать), это невозможно. И Предстоятель Церкви очень веско, трезво и своевременно народу Божию, священнослужителям, и — думаю, в частности православным журналистам об этом напомнил.

http://www.taday.ru/text/1 861 444.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru