Культура | Владимир Мединский | 20.10.2012 |
Министра культуры всегда было принято и даже модно критиковать, в том числе — за консервативность. Говорят, если бы завтра в этом кресле очутилась Екатерина Алексеевна Фурцева, она бы за несколько дней вникла в процесс и даже стала бы очень эффективным чиновником (хотя и тоже непопулярным). Ведь в структуре управления культурой нашей страны за прошедшие годы мало что изменилось.
Минкультуры по-прежнему составляет госзадания для подведомственных учреждений, хотя объём выделяемого им финансирования уже почему-то не зависит от выполнения этих госпланов; выдаёт прокатные удостоверения фильмам, уже (и одновременно «ещё») не имея полного списка кинотеатров в стране.
Хочу сразу подчеркнуть: безусловно, государственная поддержка культуры остаётся принципиально важной, но необходимо сделать дотационную, архаичную сферу полноценной, живой, развивающейся и, главное — самодостаточной отраслью. Сегодня в интересах государства предоставить обществу право и инструменты полноценного участия в сохранении и развитии нашей культуры.
Первый шаг Минкультуры в этом направлении — создание Общественного совета в самом широком формате и с максимально широкими полномочиями. Для меня с самого начала совет был механизмом разработки и принятия правильных решений, ведь конкретные направления должны вести профессионалы в каждой области, а взять их всех на госслужбу просто невозможно. И я благодарен каждому члену совета за работу, которой становится только больше.
Ещё один механизм общественного контроля — открытые публичные обсуждения самых острых проблем — например, таких, как будущее киностудии «Ленфильм», публичные конкурсы на ключевые должности в отрасли, как было с директором Росгосцирка, открытые голосования, как по формированию списка 100 фильмов для школьников, или тем, на которые можно было бы объявить сценарный конкурс.
Но даже такое масштабное участие общественности в нашей работе не означает, что министерство ждёт советов и ничего не делает. Например, во всём мире в культуре существуют разные налоговые льготы, для производителей «культуры» и для её «доноров». К моему удивлению, у нас не оказалось льгот ни для тех, ни для других. Поэтому одним из первых решений в качестве министра — неожиданно для меня самого — стала разработка и внесение поправок в Налоговый кодекс, чтобы освободить все организации в сфере культуры — не только федеральные, но и муниципальные и частные от налога на прибыль. Мы надеемся, что Госдума успеет принять этот закон ещё до конца года.
Второй законопроект — отмена НДС для музеев, когда они приобретают за границей экспонаты на привлечённые внебюджетные средства. То есть, называя вещи своими именами, находят мецената и за его счёт пополняют коллекцию. Разработка закона о меценатстве, закона о борьбе с кинопиратством — с участием нашего Общественного совета — дело ближайшего будущего.
Я уверен, что в новых условиях Минкультуры не должно быть цензором или пропагандистом, самое близкое нам сейчас амплуа — «менеджер». Нужно эффективно и быстро решать ежедневные задачи, одновременно создавая условия для дальнейшего развития: совершенствовать законодательство, заниматься развитием региональной культуры, актуализировать образование, обеспечивать равный доступ к культуре, в том числе самыми современными способами и т. д. Проблем много, и решать их можно только с активным содействием всех участников культурного процесса — и организаторов, и зрителей. Кажется, Исайя Берлин дал такое определение: «Культура — это цели, ценности и картина мира». Мне бы хотелось, чтобы у всех нас культура стала общей, с одними целями и ценностями, потому что только вместе мы сможем сделать нашу страну самой удобной для жизни, при всём её былом, нынешнем и будущем величии. Присоединяйтесь.
http://portal-kultura.ru/articles/country/kultura-imeet-znachenie/
Страницы: | 1 | |