Фома | Виталий Каплан | 11.10.2012 |
То, что дети и подростки сейчас читают гораздо меньше, чем лет тридцать назад — это уже аксиома, это всем очевидно, и незачем приводить данные социологических исследований. А вот на вопрос «почему» простого и однозначного ответа нет.
То есть версий-то много, и самая распространенная — во всем виноват компьютер. Вместо того, чтобы читать хорошие добрые книжки, дети уткнулись в монитор и играют в стрелялки-убивалки, чатятся в социальных сетях, скачивают прикольные видеоролики (и хорошо еще, если не порнуху). А мне кажется, это все-таки не причина, а следствие чего-то более серьезного.
Но сразу оговорюсь: я в этой теме не могу считаться профессиональным экспертом. Не занимался исследованиями детского чтения, не проводил статистически достоверные опросы. Такие исследования делали специалисты — например, сотрудники Российской государственной детской библиотеки. Я же сужу по своему многолетнему опыту общения с детьми — и с детьми, занимавшимися у меня в литературном объединении «Кот в мешке», и со своими учениками в школе (давно это было, в конце 80-х годов прошлого века), и с детьми моих друзей и знакомых, и с друзьями этих детей…
Тема для меня важная. «Котом в мешке» я руковожу уже 17 лет, и давно заметил, что с каждым годом количество литературно одаренных детей снижается. Почему снижается, ясно: да потому, что существует практически стопроцентная корреляция между количеством читающих детей и количеством пишущих.
Все очень просто: желание написать что-то свое — будь то стихи или рассказ, или сказка… да хоть драма в трех действиях — возникает именно как реакция на прочитанное. Прочитал, впечатлился, вдохновился… и попробовал сделать не хуже. Кто не любит читать — тот не захочет и сочинять.
Почему же не любят? На мой взгляд, проблема куда серьезнее, чем появление новых информационных технологий. Главное — это то, что происходит с родителями современных детей.
А с родителями вот что происходит: во-первых, они сами перестали читать. Перестали по разным причинам. Например, так много работают, что уже и не до чтения. Приходят домой поздно вечером, усталые… и максимум, на что способны их измученные мозги — это на телевизор или видео. Или перестали читать, потому что не находят в нынешнем колоссальном потоке литературы ничего достойного, ничего близкого сердцу и уму. Им кажется, всё сплошь чернуха-депрессуха. На самом деле, конечно, не сплошь, но ведь не каждый станет перерывать груды словесной руды… Или просто изменились интересы, все мысли крутятся вокруг быта, карьеры, обустройства личной жизни… а прежние, юношеские увлечения кажутся наивными, идеалистическими.
Можно еще и еще выискивать причины, но главное — те, кому примерно от 30 до 50 лет (то есть поколение родителей), сами уже в массе своей не читают. Отдельные заядлые книголюбы погоды не делают.
А раз не читают — то и дети их, скорее всего, читать не станут. Ведь этим делом можно только заразиться… и заражение чаще всего происходит именно в семье. Нечитающие родители могут сколько угодно твердить детям о пользе чтения, могут сколько угодно заставлять их читать — результат будет нулевым, а то и отрицательным. Так можно воспитать только ненависть к чтению. А вот когда ребенок видит, что мама с папой что-то увлеченно читают, обсуждают, спорят, ищут какие-то книги, что-то у кого-то берут почитать, что-то кому-то дают — вот тут и собственный интерес возникнет. Его остается лишь умно поддержать.
Но, кроме «во-первых», есть и «во-вторых», еще более серьезное. Это стиль отношений между родителями и детьми, и шире — стиль отношений в семье.
Для того, чтобы ребенок начал увлеченно читать, нужно вообще сформировать у него интересы, которые можно удовлетворить чтением. А для этого нужно, чтобы в семье люди вообще разговаривали друг с другом о чем-то ином, помимо быта.
Нужно, чтобы родителей волновали какие-то неутилитарные темы — тонкости человеческих отношений, красота природы, устройство мироздания, история своей страны и других стран, социальная справедливость, вера… то есть душевное и духовное, проще говоря. Причем обо всем этом мама с папой должны разговаривать не только между собой, но и с детьми — естественно, учитывая их возраст, их особенности. В этом случае и у ребенка возникают различные неутилитарные интересы, а удовлетворить эти интересы лучше всего чтением книг (кино в этом отношении хуже тем, что не дает такого простора для воображения, сопереживания и сотворчества).
Но с такими отношениями сейчас плохо. Все стало слишком плоским, слишком приземленным, слишком заточенным под зарабатывание денег. Любить детей, конечно, не перестают — против природы не попрешь! — но выражается эта любовь чаще всего в виде материальной заботы: чтобы были накормлены, одеты, чтобы не стыдно было перед соседями. Разговаривать на отвлеченные темы некогда, да и непонятно, зачем. Потому, кстати, и компьютеры с интернетами покупаются — это чудесный способ избавиться от необходимости общения с подросшим чадом. Пусть, мол, сидит дома, за экраном, а не бегает по улице, где наркоманы-маньяки-террористы на каждом шагу… Из этой же серии мода затыкать маленьких детей мультиками по видаку или аудио-сказками. Лишь бы не мешал, лишь бы не вертелся под ногами…
Этот дефицит родительского общения в итоге оборачивается куда худшими вещами, чем нелюбовь к чтению. Например, нелюбовью к людям — просто потому что не научились вовремя любви. Или тупостью — потому что не научились вовремя думать. Или безверием — потому что родителям (может быть, даже и верующим) некогда было говорить с детьми о вере.
А из некогда получается никогда.
http://www.foma.ru/nechitayushhie-deti-kompyuter-li-vinovat.html