Русская линия | Александр Щвецов | 09.10.2012 |
Вокруг казачества, его роли в отечественной истории,на протяжении предыдущих десятилетий было нагромождено немало лжи. Выяснение правды об этом удивительном народе было предельно затруднено. Советским пропагандистским аппаратом, средствами массовой информации, кино, художественной литературой, формировалось представление о казаках как об опоре реакции, как о малограмотных людях, тупой и грубой силе, секущей всех налево и направо нагайками. Имена выдающихся деятелей культуры, науки, выходцев из казаков, скрывались или, во всяком случае, их происхождение и связь с казачеством широко не указывалась.
Этот порок не изжит до сего дня. Нет-нет, да появится в прессе или на телевидении материал, в котором содержатся негативные оценки процесса возрождения казачества, создания его различных объединений. Оскорбительно пренебрежительное выражение «ряженные» стало притчей во языцех. Не исключение и Крым.
Феномен казачества — явление чисто российское, за пределами нашего Отечества не встречающиеся. В ряде стран — Англии, Пруссии, Турции в XIX веке были предприняты попытки создать формирования по типу казачьих, но они потерпели неудачу. Да и в самой России, у некоторых, вновь присоединенных народов, правительство пыталось создать национальные воинские формирования, построенные по казачьему принципу, но вскоре вынуждено было отказаться от этой затеи. Ибо сказано: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»
Казачество — это особое состояние духа, предполагающее служение Отечеству, как более высокую ценность, чем служение личным интересам.
Этноним «казак» имеет множество толкований, зачастую взаимоисключающих друг друга. Так некоторые авторы считают, что это слово происходит от названия одного из древних народов Кавказа — косогов. Другие считают, что оно произведено от наименования другого народа — казар (хазар). Есть предположение, что происхождение этнонима имеет скифское происхождение — «ко-сак» т. е. «белый олень.» и т. д. Одно из наиболее древних, содержится в словаре половецкого языка 1303 года: казак — бессемейный, легко вооруженный воин, несущий охранную службу или сопровождающий важных особ. В более поздний период давались другие определения.
С точки зрения дореволюционного законодательства, казаки — это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы. В настоящее время получила признание версия, когда казаки признаются отдельным этносом или субэтносом, самостоятельной народностью, четвертой ветвью восточного славяно-тюркского происхождения. Она усиленно разрабатывалась в XX веке казачьими историками-эмигрантами. Данное утверждение пользуется популярностью и у современного казачества. В ходе последней переписи населения в РФ было установлено, что казаки могут вносить данные о своей национальной принадлежности в соответствующую графу.
Кто же прав? Заглянем в Токовый словарь В. Даля. Там сказано: «Сословие — люди общего им занятия, одних прав; звания, состояния, разряд, каста. Сословие селян, мещан, купцов, дворян, сословие ремесленников или цех: более тесное братство; сословие столяров, сапожников и портных. Податные сословия». Если казаки сословие, то, как объяснить, что были казаки-дворяне, казаки-торговцы, казаки-землепашцы? Три сословия в одном? Как известно Советская власть уничтожила сословия. А что же тогда подвигло большевистских вождей в середине 30-х годов «возрождать» казачество? Были сняты ограничения на военную службу в РККА, созданы соответствующие кавалеристские части, возвращена традиционная форма. Очевидно, накануне грядущей войны востребованы те воинские качества, которые отличали казаков в прежние времена, которые составляли суть казачества, как субэтноса.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации казачества» № 3321−1от 16 июля 1992 года, за казаками признается право на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах. Это постановление, по сути, признает наличие у казачества особых, отличных от собственно русских, этнических признаков. В последней переписи населения, проводившейся в Российской Федерации, в перечень национальностей включены казаки. Таковыми себя определили более 140 тыс. человек. На самом деле, к казакам относят себя значительно большее количество людей.
Для того, чтобы иметь правильное представление о казачестве, сегодня необходимо отказаться от школьного представления, связывающего казаков со Степаном Разиным или Емельяном Пугачевым, с вольными и недисциплинированными ватагами разбойников, не признававших ничьей власти и чуть что хватавшихся за саблю. Это ранняя история и она не соответствовала тому облику казака, каким он стал к началу ХХ столетия. В течение XVIII-ХХ столетий сложилась иная общность людей дисциплинированных, активных, хорошо подготовленных физически и нравственно к несению не только военной службы, но и выполнению государственных и общественных обязанностей. Не удивительно, что казачество выдвинуло немало выдающихся деятелей, внесших весомый вклад в развитие русской культуры, в расширение и укрепление русского государства. Среди них патриарх Ермоген, первопроходцы Ермак, Е. Хабаров, С. Дежнев, канцлер Российской империи А.А. Безбородко, военачальники: М.И. Платов, Я.П. Бакланов, А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, П.Н. Краснов, Ф.К. Миронов, О.Г. Городовиков, С.М. Штеменко, создатель российского кинематографа А.А. Ханжонков, премьер-министр РФ В. М Черномырдин, актриса Н. Мордюкова и др.
Петр I ввел порядок, при котором он предлагал кандидатуру на должность атамана, а казачьему кругу оставалось проголосовать за неё. Екатерина П создала казачью гвардию и определила ее в качестве собственной охраны. Павел I ввел единую форму для казаков. Николай I установил единообразный порядок казачьего вооружения и конского состава. При Александре II написаны уставы для казачьих частей. Так постепенно государство, подчинило казачество, сохранив при этом его лучшие воинские качества.
К 1917 году в Российской империи было 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Уральское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Уссурийское, Амурское, а так же Енисейский и Якутский казачьи полки, которые находились в ведении МВД Российской империи. В ходе Гражданской войны 1918−1920 гг. были предприняты попытки сформировать и другие казачьи войска, но они не увенчались успехом.
Казачьи войска делились на кавказские — Кубанское и Терское, и все остальные — степовые. Внешне они отличались по обмундированию. Так, Кубанское и Терское войска носили черкески с газырями, а все остальные — мундиры, сходные с общевойсковыми. Донское, Кубанское, Терское, Уральское и Астраханское считались исконными войсками, а остальные были образованы по императорским указам. Иногда к казакам относили часть жителей, областей, где когда-то существовал казачий порядок, но войсковая организация была упразднена — на Украине, в Приднестровье и др.
Согласно статистическим данным, численность казачьего населения была невелика — 4434 тысячи человек, из которых 474 тысячи составляли служилый состав или 10% всей русской кавалерии (данные на 1916 г.). Большинство казаков принадлежали к русскому и украинскому народам. Но среди казаков были представители и других народов России. Так, в составе Войска Донского, числились калмыки, в Оренбургском — башкиры, в Терском — осетины, в Забайкальском — буряты. Якутский казачий полк набирался из якутов. Были национальные формирования, которые создавались по казачьему принципу.
Особенность казачьей службы состояла в том, что отправляясь на службу, казак обязан иметь собственного коня, собственное обмундирование, снаряжение и амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие. Следует отметить, что такой порядок тяжким бременем ложился на хозяйство, тормозя, а часто и разоряя его. По подсчетам современников отправка на службу одного казака обходилась семье в 250−300 рублей (стоимость коровы по ценам 1913 г. = 12 рублям).
Казачьи войска заключали в себя служилый состав и войсковое ополчение. Служилый состав исполнял свои обязанности, как в мирное, так и в военное время. Войсковое ополчение созывалось лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. Общий срок службы составлял 20 лет, а в Уральском войске — 22 года. Однако, в случае военных действий, казак, выслуживший свои сроки, мог вступить в полк добровольцем. Такие факты широко известны.
Согласно Положения от 1874 года, служилый состав разделялся на три разряда:
1) приготовительный, в котором казаки получали первоначальную подготовку, как правило, по месту жительства под руководством урядников и офицеров запаса. На это уходило три года, Затем срок был сокращен до 2-х лет.
2) строевой, из которого комплектуются строевые части. При этом, служба 1-ой очереди, непосредственно в полку — 4 года, а затем казак находился на льготе во 2-ой и 3-ей очереди (соответственно по 4 года в каждой очереди);
3) запасный, назначаемый для пополнения убыли в строевых частях и формирования новых частей в военное время (5 лет).
В мирное время казаки призывались на лагерные сборы на три-пять недель. Казаки имели 4 гвардейских полка, служба в которых считалась особо почетной: Собственный его Императорского величества конвой, который набирался из кубанских и терских казаков, Лейб-гвардии казачий и Атаманский — из донских. Все остальные войска были представлены в Сводном лейб- гвардии казачьем полку.
Казачьи полки набирались из казаков станиц и хуторов, расположенных по соседству друг от друга. Так, 10-й Донской казачий Генерала Луковкина полк состоял из казаков станицы Луганской, Митякинской, Гундоровской, Каменской, Миллеровской.
В одном полку служили близкие и дальние родственники, соседи, что обеспечивало дух взаимопомощи и поддержки и исключало неуставные отношения. Если бы казак из старшего призыва обидел молодого, то тот мог написать домой и пожаловаться на причиненную обиду. По возвращению обидчика домой, его могли публично пристыдить.
Служба в полку была нелегкой, день от подъема до отбоя расписан по часам, много сил уходило на уход за конем, на воинские упражнения и учебу. Если казак исправно служил, то мог рассчитывать на 1−2 отпуска домой на полгода.
П.Н. Краснов в своей «Истории Войска Донского» отмечал «Я знал родителей многих казаков, говорил с ними. Я никогда не слыхал ропота, жалоб на разорение, на тяжесть службы. Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было прирожденное чувство долга».
С детства и юности мальчик-казачок воспитывался на рассказах о подвигах предков, о службе государю. Его рано начинали приучать и готовить к службе. В пять годиков мальчика могли посадить на коня, в 10 лет начинали «ставить руку» и учить владеть шашкой. Подростки охотно принимали участие в традиционных скачках на атаманский приз. Не служить, уклониться от службы, для молодого казака было немыслимо.
Офицерский состав войск комплектовался как из представителей дворянства, пожелавших служить в казачьих частях, так и за счет подготовки молодых казаков в кадетских корпусах и юнкерских училищах. К кандидатам на обучение в училищах предъявлялись серьёзные требования, особенно в нравственном отношении. Они должны были служить примером добросовестного выполнения служебного долга и храбрости в бою. Как правило, казачьи офицеры хорошо знали личный состав и по каким-то неуловимым признакам могли даже назвать фамилию новобранца, похвалив при этом достойную службу отца или старшего брата.
О внимательном и заботливом отношении к служившим, свидетельствует старинный обычай ношения серьги, выполнявшей роль оберега. Так, серьга в правом ухе говорила о том, что этот казак последний в роду, где кроме него нет наследников по мужской линии. Серьга в левом ухе — означала, что он единственный сын у матери. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Перед атакой, офицер, приподнявшись в седле, осматривал строй и подавал команду: «С серьгами, в коноводы!!» Тем самым сберегалась жизнь казакам и оставлялась надежда родителям дождаться сына с войны.
В казачьих частях строго соблюдалась субординация по отношению к начальствующему составу — урядникам и вахмистрам и, само собой разумеется, по отношению к офицерам. Неповиновения не могло быть. В свою очередь, вышестоящие проявляли к младшим по званию и положению и требовательность и заботу. Панибратство, сквернословие, нечестность, не товарищеское поведение и унижение человеческого достоинства осуждалось.
Не удивительно, что казаки демонстрировали в ходе боевых действий беспримерное мужество и храбрость. В годы Первой мировой войны первыми кавалерами георгиевских крестов стали представители казачества — приказный 3-го ДКП К.Ф. Крючков, который в неравной схватке убил 11 немецких драгун и офицера. Первым офицером, награжденным высшим военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, стал сотник 1-го Донского казачьего полка С.В. Болдырев.
Показателем хорошей военной подготовки и воинского мастерства казаков являлся и весьма низкий уровень их безвозвратных и санитарных потерь, особенно если учесть масштабы и активность участия в боях. За 1914−1917 гг. по Войску Донскому было убито 183 офицера, 3444 казака, ранено 777 офицеров и 11 898 казаков.
В ходе Германской войны не было случая оставления казаками позиций без приказа и массового дезертирства.
С появлением авиации и танков, с появлением субмарин, с ростом мощи артиллерийского огня с использованием боевых отравляющих веществ, кавалерийские части становились анахронизмом. Стали поговаривать о том, что казачьи формирования себя исчерпали. Возможно и так. Но что мешало использовать традиционные формы и методы подготовки и воспитания воинов в новых условиях? К сожалению, история не дает на этот вопрос ответа. Грянувшие революции и Гражданская война надолго прервали нормальную жизнь казачества, которому пришлось сполна испить горестную чашу массовых репрессий, раскулачивания, изгнания и лишения политических прав.
Александр Шевцов, член Президиума Русской общины Крыма, есаул СКО
http://rusk.ru/st.php?idar=57223
|