Татьянин день | Андрей Зайцев | 04.10.2012 |
В последнее время вновь оживились разговоры о возможном ограничении доступа в интернет или блокирования тех или иных страниц или сайтов. Сторонники и противники идеи ограничения контента ломают копья, повторяют известные аргументы об абсолютной свободе информации или, напротив, о том, что в России можно из-за одного фильма запретить крупнейший видеохостинг.
В этих дискуссиях руки одних постоянно тянутся к желанному рубильнику, способному выключить «всемирную паутину» хотя бы частично. Другие, напротив, были не готовы даже по решению суда убрать оскорбительный для мусульман, отвратительно сделанный ролик или добровольно блокировали себя на день, поскольку «свобода превыше всего». Споры о принципах вещь, безусловно, интересная и нужная, но мало кто задумывается над тем, какие возможности дает интернет и что реально можно потерять в битве за «свободу» или «нравственность». Я кавычу эти понятия не потому, что считаю их неважными, а потому, что они превратились в лозунги противоборствующих сторон в споре и имеют мало отношения к тем вещам, которые они обозначают.
Так получилось, что всю свою жизнь я интересуюсь историей: сперва это была история Церкви и России, потом в институте и аспирантуре агиографическая литература, в последние годы европейское Средневековье и Античность. Я читаю лекции, пишу статьи, но до появления интернета делать это было гораздо труднее. Многие источники были недоступными, на некоторые монографии не хватало денег или они заканчивались перед моим приходом в магазин. В последние лет десять ситуация стала совершенно иной: за несколько минут желающий может получить многие тома из Полного собрания русских летописей, уникальное научное издание Успенского сборника XII века, отрывок из которого я ксерил в 90-е годы, положив на это несколько стипендий и умоляя институтскую библиотеку, разрешить мне взять на сутки этот увесистый том с собой. Стали доступны многие тексты по русской и византийской агиографии, переводы средневековых европейских хроник, античные историки, исследования и документы по истории Русской Церкви ХХ века. Это лишь малая часть того, что стало досягаемым для практически любого человека, у которого есть компьютер, жесткий диск и выход в сеть. Почти каждый день на разных сайтах появляются такие монографии и учебники, от которых, будучи студентом или аспирантом, я бы умер от счастья. Это хорошо отсканированные тексты, позволяющие делать корректные ссылки и экономить место на полках, время и деньги. Конечно, любая подборка текстов в интернете субъективна, и никто не гарантирует, что вы найдете именно ту монографию, которая нужна именно вам, но всегда существует возможность найти какие-то качественные тексты и на их основе сделать доклад, статью или лекцию. Интернет не заменяет собственную голову или университетское образование, но он делает знания более доступными для самых разных пользователей, среди которых есть и люди с ограниченными возможностями, и жители маленьких городков и деревень. Они не могут регулярно попадать в Ленинку или Историчку, чтобы читать, например, ТОДРЛ или ПЛДР, которые тоже есть в сети. Я уж не говорю о том разочаровании, когда приехав в библиотеку и подождав несколько часов, ты понимаешь, что нужною тебе статью академика Шахматова с сопоставлением двух славянских текстов, которую невозможно пересказать своими словами или восстановить по другим источникам, чьи-то «заботливые» руки выдрали задолго перед твоим приходом. О том, что с помощью интернета люди могут работать, не выходя из дому, уже и говорить не стоит.
Несколько месяцев назад оказалось, что великолепный инструмент по доступу к знаниям и сокровищам мировой культуры по вине людей может утратить часть своих возможностей. Существует опасность, что уникальные источники и монографии снова станут недоступным. Представим себе злодея, выкладывающего на один из таких сайтов с книгами, «Mein Kampf» или иной текст или материал, признанный экстремистским по решению суда. (Замечу, что, исследователь должен иметь возможность прочитать тексты Гитлера, экстремистские брошюры или подшивки журнала «Безбожник», если это входит в сферу его научных интересов). Администрация ресурса не успела отследить все тексты, появившиеся в открытом доступе, и в результате из-за одной книги суд принимает решение блокировать всю библиотеку. Теперь распространим этот сценарий на весь Рунет. Внезапно исчез доступ ко всем электронным книжным собраниям.
В этот момент наступает ситуация, которую прекрасно описал Михаил Гаспаров в книжке «Занимательная Греция», которая, кстати, тоже есть в сети. Многие сокровища античной литературы дошли до нас в фрагментах, пересказах и хрестоматиях, чтобы представить себе трагизм ситуации, ученый предлагал предположить исчезновение текстов Пушкина. При желании, писал Михаил Гаспаров, кропотливые исследователи могут восстановить многое из текстов великого поэта на основании хрестоматий, учебников, критических статей и пересказов. Книга «Пушкин. Фрагменты» представляла бы собой увесистый том, но он не был бы равен по своим достоинствам собранию сочинений Александра Сергеевича Пушкина. С запретом доступа к электронным библиотекам (книг, фильмов, картин, музыки) мировая культура не исчезнет, но тысячи людей не смогут прочитать Тита Ливия, Овидия, Светония, Иоанна Златоуста, Оригена, Августина Аврелия, Абеляра, Чосера, некоторые романы Владимира Набокова, письма и выступления Владимира Маяковского просто потому, что в их домашней или городской библиотеке не окажется этих текстов. Готовы ли сторонники абсолютной свободы или тотального запрета поступиться судьбами этих людей, ради того чтобы «Карфаген был разрушен»? И сможет ли кто-нибудь назвать автора этого изречения после изгнания античных историков из Интернета?