В ночь с 23 на 24 декабря скончался настоятель храма пророка Илии села Селихово города Конаково Тверской области, директор культурно-образовательного центра «Новая Корчева», заведующий кафедрой психолого-педагогической и социальной поддержки детей и молодежи группы риска Тверского университета, кандидат психологических наук, Заслуженный учитель Российской федерации, протоиерей Борис Ничипоров. Ему было всего 50 лет. Но как же много успел он сделать за свою короткую жизнь! Дело не в званиях и наградах, а в масштабе личности. Отец Борис был личностью незаурядной и ни один из талантов, щедро данных ему Господом, не зарыл в землю. Пройдет время, о нем напишут друзья, коллеги по научной и педагогической работе, священники, служившие с ним, духовник и духовные чада. Только тогда личность пастыря и педагога раскроется соотечественникам во всей полноте. Я встречался с отцом Борисом всего 2 раза — на Рождественских чтениях 2002 года подошел к нему под благословение, а еще через месяц брал у батюшки интервью. Но заочно отец Борис сыграл роль и в моей жизни, и именно поэтому я решаюсь написать о нем, отдать ему последний поклон. Мое воцерковление, начавшееся в 1998 году (и, конечно, еще не законченное), было непростым. С одной стороны, жизненные перипетии убедили меня в том, что «без Бога ни до порога», с другой стороны, мир Церкви, Православия, хотя и привлекал красотой храма и богослужения, всё же оставался чужим. Раздираемый типичными для интеллигента-неофита противоречиями, купил я книгу «Церковь, дети и современный мир». (Я уже давно был не ребенок, но вопросы о совместимости реальной жизни и Православия волновали меня и, что греха таить, казались неразрешимыми). В книге были напечатаны статьи и интервью четырех священников, совмещавших пастырское служение с педагогической деятельностью, о проблеме, давшей название сборнику. В числе авторов книги были и два замечательных московских священника — протоиерей Артемий Владимиров и священник Алексий Уминский. Интервью с отцом Артемием и статья отца Алексия тоже многое мне объяснили. Но статья отца Бориса «Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных» о центре «Новая Корчева» меня потрясла. Потрясла не только масштабом проделанной священником работы, но и удивительным созвучием наших мироощущений. Я сразу пожалел, что такой замечательный батюшка служит не в Москве, что не смогу у него окормляться. Сожаление длилось недолго — вскоре по милости Божией я почувствовал такое же созвучие с одним из священников ближайшего к моему дому храма, и вот уже 5 лет окормляюсь у него. Но сохранились глубокое уважение к отцу Борису и интерес к его деятельности. В том же году я прочитал книгу отца Бориса «Введение в христианскую психологию». Безусловно, это одна из лучших миссионерских книг. Отец Борис твердо отстаивал Истину, но никого не осуждал. В слове на выпускном школьном вечере «Что такое жизнь» (в книгу вошли не только статьи священника, но и некоторые его проповеди) отец Борис сказал своим ученикам: «И еще один последний совет, пусть он не покажется вам банальным — любите Россию. Всегда знайте, что Богом вам дано жить в великой стране. Наша земля сегодня поругана, унижена, но не убита. Не ищите виновных. Это лишит вас благодати Христовой. Скажите лишь: я и сам не без греха, и начинайте трудиться». (Б. В. Ничипоров. «Введение в христианскую психологию», Москва, «Школа-пресс», 1994, с. 150). Книга издана в 1994 году, но и сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Прекрасно понимающий ограниченность психологии, отец Борис не только не отрицал ее, но и добрым словом вспоминал своих университетских преподавателей. Все статьи и проповеди, вошедшие в книгу, пронизаны любовью. И в то же время за каждой строкой чувствовался воин, воин Христов. Когда в конце 2001 года я решился сотрудничать с церковными изданиями, первый материал, о котором подумал — интервью с отцом Борисом. Оно и стало одной из первых моих публикаций на сайте «Православие.Ru». Я благодарен за содействие близкому другу отца Бориса, замечательному психологу и человеку Андрею Феликсовичу Копьёву. А сегодня, когда отец Борис покинул этот мир, благодарю Бога за то, что успел познакомиться с этим удивительным человеком. Впечатление от встречи было таким же ярким, как и от книг. Пастырь и воин, живой, человечный, свободный. Но это, повторяю, лучше опишут люди, близко знавшие батюшку. В прошлом году в издательстве «Паломникъ» вышла новая книга отца Бориса в двух частях «Времена и сроки». Эта книга в чем-то перекликается с блистательной пушкинистикой Валентина Семеновича Непомнящего и «Образом в искусстве» Николая Николаевича Третьякова (также отошедшего ко Господу в этом году). Все трое талантливо решали задачу, точно сформулированную архимандритом Иоанном (Экономцевым) в послесловии к «Временам и срокам»: «Не отрицание культуры и фундаменталистский нигилизм, а воцерковление культуры в ее высших достижениях — вот задача может быть, важнейшая для нас сегодня». (Протоиерей Борис Ничипоров. «Времена и сроки». Книга первая. «Паломникъ». Фонд «Сеятель», Москва, 2002. С. 182). Несомненно, «Времена и сроки» интересны всем гуманитариям. Пожалуй, в этой книге именно к ним обращена миссионерская проповедь отца Бориса. Дорогого стоит предисловие выдающегося психолога и педагога, создателя (совместно с Д. Б. Элькониным) знаменитой во всем мире системы развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. (Давыдов умер в 1998 году, следовательно, книга отца Бориса к тому времени уже была написана, но не нашлось издателя). По воспоминаниям коллег, знаменитый ученый не был воцерковленным человеком. (Был ли он верующим, мы судить не вправе — тайна человеческого сердца открыта только Богу). Тем более ценно такое его признание: «В рассматриваемой книге поднимается вопрос о том, как человек приобщается к Божественным и демоническим силам: к силам добра и зла, благодати и бездны. Только по воле самого человека в него входят те или иные силы (энергийности). Благодать — это любовь, радость, милосердие, вера, воздержание и некоторые другие свойства человека. Добродетельная и подвижническая жизнь способствует проникновению человека в благодать. Усугубление пороков, немощи и отчаяния ведет его в бездну. Благодать и бездна — два различных духовных начала человека. Психология энергийности, излагаемая в книге отца Бориса, — это, по сути дела, попытка оценить роль и значение этих начал в сложной жизни человека, в становлении его поступков и личностных отношений. Здесь действительно лежит та область, о которой современная светская психология имеет, на мой взгляд, лишь беллетристические суждения и о которой духовная психология, опираясь на поэтический и религиозный опыт, может сказать нечто более весомое». (Протоиерей Борис Ничипоров. «Времена и сроки», Книга первая, «Паломникъ», фонд «Сеятель», Москва, 2002. С. 7). В интервью отец Борис, отвечая на мой вопрос, сказал, что в начале 80-х коллеги не поняли его — молодого преуспевающего кандидата наук, сначала ушедшего работать в издательский отдел Московской Патриархии, а затем принявшего священный сан и уехавшего из столицы в глубинку. Сегодня молодым людям это трудно понять. Среди современных священников немало выпускников МГУ и других престижных вузов, кандидатов и докторов не только богословия, но и светских наук. Но 20 лет назад духовный выбор отца Бориса мог быть воспринят как вызов общественному мнению. Наверное, многие коллеги были искренне убеждены, что молодой ученый просто сошел с ума. В то время только очень мужественный и сильный человек мог предпочесть пастырское служение научной карьере. Прошли годы, и многие коллеги отца Бориса (даже неверующие) поняли серьезность и глубину его выбора, осознали, что батюшка не только не погубил свой талант, но приумножил его. Предисловие В. В. Давыдова к книге отца Бориса — лучшее тому доказательство. Земной путь отца Бориса завершен. Верю, что Господь примет в селения Свои душу человека, смолоду посвятившего свою жизнь служению Ему. Нам же, пока остающимся на этой грешной земле, еще предстоит изучить педагогический, пастырский и миссионерский опыт почившего священника. Убежден, что имя протоиерея Бориса Ничипорова будет золотыми буквами вписано в историю русской педагогики. В заключение хотелось бы отметить, что отец Борис был носителем и проповедником радостного христианства. К сожалению, за справедливыми оценками греховного мира мы часто забываем, что христианство — мир радостный и светлый. Такие настроения отец Борис оценивал со свойственным ему мягким юмором и истинной православной свободой: «Многие отгораживаются от реалий разговорами о близком конце света, бездеятельностью, пассивностью. Но тогда надо покрываться белой простыней и ползти на кладбище! Если же мы хотим быть христианами по духу, а не по названию, если хотим возрождать Россию, надо формировать православных мальчиков и девочек, умеющих жить в современном мире, преображая его». («Не такой как все». «Даниловский благовестник», Москва, 2000. С. 103). Перестанем же унывать, а будем трудиться на благо России и Церкви Христовой в меру отпущенного каждому из нас таланта так же честно, как трудился отец Борис. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего протоиерея Бориса!