ДЕФИЦИТ НРАВСТВЕННОСТИ
Единственный дефицит, который не был не только восполнен после падения коммунистического режима, но и преумножен, это дефицит нравственности. Об этических нормах в демократическом обществе, основанном на либеральных ценностях, говорить не принято — заклюют. Отстаивать нравственные нормы — значит, по мысли наших демократов, замахиваться на высшее достижение либеральной революции, на свободу. Главный редактор «Новых Известий» Игорь Голембиовский как-то так и заявил: «Всякая несвобода начинается с запретов в области нравственной».
Однако падение нравов в России стало настолько тотальным, что превратилось в своего рода тоталитаризм, от которого стали страдать абсолютно все, в том числе и идеологи вседозволенности. Недавно Михаил Жванецкий совершил акт гражданского мужества: посвятил целую телепередачу («РТР», июнь, 2001) борьбе со сквернословием, ставшим в России повальным, поскольку сейчас матерятся не так, как раньше: в подворотне, в пивной, в тюремной камере и на воровских сходках, — но в кабинетах высших чиновников, в метро, магазине, на светском рауте, с театральной сцены, в кино, в романах и даже в стихах. А в «Независимой газете» была опубликована статья со знаменательным подзаголовком «Мораль как ключевая проблема российского общества» (Михаил Денисов, Виктор Милитаров. «Лохи», «ломщики», «философы» и другие", «НГ», 76, 27 апреля, 2001). Публикация примечательна тем, что хотя пафос ее направлен на исправление нравов российского общества, в котором царствует сквернословие, казнокрадство, ложь, фарисейство, распутство и т. д., тем не менее сама статья изобилует примерами откровенного аморализма.
Остановлюсь лишь на одном примере. В качестве доказательства повальной безнравственности общества авторы приводят многие случаи. Один из них следующий: «Патриарх Алексий II сидел в машине, сбившей девушку, не вышел к пострадавшей и спешно уехал». С помощью информационной службы Integrum.com можно посмотреть, что писали газеты об этом инциденте, случившемся 6 мая 1999 года. О нем сообщали 7−8 мая многие СМИ, в том числе «Коммерсантъ», «Время-MN», дважды «Московский комсомолец», «Сегодня» и «Независимая газета». Во-первых, никакая девушка сбита не была. Вернее 22-летняя женщина Наталья Павлюк была, но она была за рулем «Тойоты». Во-вторых, в некоторых газетах рассказано, что после небольшого столкновения машин Патриарх пересел в другой автомобиль и уехал, а в других, что он вообще не сидел в машине. И, наконец, в третьих, как выяснилось позже, виновником аварии был не шофер патриаршего «Мерседеса», а гражданка Павлюк («МК», 11.05.99). Пусть эта инсинуация останется на совести авторов статьи, но работники «Независимой газеты» могли бы проверить факт хотя бы элементарным просмотром собственной подшивки газеты…
Ответы на Интернет-опрос показывают, что люди хотят жить в нормальном обществе. Что это означает? Это означает то, что люди устали жить в атмосфере беззакония как внешнего, так и внутреннего, они истосковались по нравственным нормам. Эти нормы выдумывать не надо, они уже давно существуют. Внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек в своем поведении, регулируются христианской этикой. Хочешь быть порядочным человеком — стань христианином.
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
Большинство участников опроса сошлось на том, что главной проблемой современной России является падение нравов самого народа (58%) и отсутствие у власти четкого мировоззренческого фундамента (57%) — две стороны одной медали. Опрос показал, что люди осознают глубинную связь между двумя этими явлениями. За этими цифрами видится живое желание и готовность преобразить окружающую действительность через преображение собственной жизни — ведь первый ответ (всеобщее падение нравов) подразумевает прежде всего самокритичную позицию.
На втором месте идут социальные бедствия: пьянство, наркомания, проституция, разгул преступности (36%) и коррупция (31%) — те проблемы, про которые обычно говорят, что именно они в первую очередь занимают умы современных россиян. Данный опрос показывает, что все же не они являются главными для большинства населения. То, что причину бытовых бед люди склонны видеть в духовно-нравственных проблемах общества, является следствием христианского восприятия жизни. При этом, конечно же, сказалось то, что большая часть участников опроса являются православными людьми, но и это, в свою очередь, свидетельствует, что христианское мировосприятие на самом деле живо среди народа (количество опрошенных заставляет очень серьезно подойти к результатам).
Несколько неожиданным может показаться, что экономические трудности (14%), снижение военной мощи государства (12%) и чеченская проблема (8%) оказались на последнем месте. Можно ли на основании этого сказать, что общество безразлично к этим проблемам? Думается, что нет. Ибо вопрос стоял о главной проблеме. И опрос показал иерархию наших проблем в восприятии современного православного гражданина России: проблема бездуховности власти и общества — социальные проблемы — внешние проблемы. Если задуматься, то действительно, одна вытекает из другой. И результаты не будут казаться столь неожиданными.
Результаты опроса показывают те направления, над которыми следует задуматься аналитикам и государственным мужам и приоритеты, которые следует учитывать при построении внешней и внутренней государственной политики. Для нас же, православных христиан, это еще один повод вспомнить о том христианском принципе преображения общества, который выразил преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой фразе: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».