Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко20.09.2012 

Радуйся, затворенный Эдем отверзшая!

Сей день — день рождения Той, Рождество БогородицыКто стала Матерью всего мира, стала Вратами спасения, Купиной Неопалимой. Многими светлыми молениями обращется Церковь к Пречистой Богородице: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Пресвятая Дева Мария родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны. Отец Ее происходил из рода царя Давида, мать — из рода Аарона. Таким образом, по отцу она была из рода царского, по матери — из рода архиерейского и тем уже служила Прообразом имеющего от Нее родитися как Царя, так и Первосвященника. Ее родители были в годах преклонных, однако детей не имели. За то имели поношение от людей, сокрушенно изливая скорбь перед Богом. В этом уничижении они слезно молились Богу, чтобы Он обрадовал их старость дарованием чада, как некогда сотворил Он со старцем Авраамом и старицей Саррой, утешив их рождением сына Исаака.

Всемогущий и Всевидящий Бог посетил их такой радостью, которая далеко превзошла все их чаяния, все самые радужные грезы. Даровал Он им не только дочь, но Богоматерь, озарив их отрадой не только временной, но и вечной. Дал им Бог только одну дочь, родившую им впоследствии только одного внука. Но какую дочь и какого Внука! Благодатная Мария, благословенная в женах, Храм Духа Святого, Похвала рода женского, Источник девства и чистоты — вот кем была Богом дарованная Дочь Иоакима и Анны.

Родилась Она в Назарете, а спустя три года была введена в Иерусалимский храм, откуда снова вернулась в Назарет, чтобы вскоре услышать благовестие святого Архангела Гавриила о Рождении Сына Божия, Спасителя мира, из Ее Пречистой Девической Плоти. Пресвятая Богородица была Вместилищем Бога, Домом и Храмом Божиим.

Мы к храму привыкли. Кто-то приходит с разумением, кто-то непонятно какими ветрами заносится и по каким мотивам переступает порог храма. Иногда человек о Боге даже не думает, у него задача своя — выполнить несколько ритуалов. А ведь храм — это то, чем являлся рай, по замыслу Божию. Когда на огласительной беседе мы говорим о рае, то обязательно проводим такую аналогию. Рай состоял из трех частей — и храм, как райское место, тоже имеет трехчастный состав: есть притвор, помещение храма и алтарь. В ветхозаветном храме, созданном непосредственно по райскому образу, приносились жертвы, сжигались животные, возносились молитвы. Трехчастность рая мы видим в том, что рай был на земле, где жили животные, был Эдем, как некая духовная столица рая, куда Адам был введен после сотворения земли, и в Эдеме был своего рода алтарь.

В притворы наших храмов допускаются язычники или люди, готовящиеся к Крещению — на Литургии они могли присутствовать, слушать Священное Писание до возгласа «Оглашеннии, изыдите!». В Иерусалимском храме тоже могли присутствовать язычники. Они продавали жертвенных животных в притворе… Вторая часть храма — для верных, здесь собираются христиане и остаются на молитву. В третьей части храма происходит самое главное жертвоприношение — бескровная Жертва… В ветхозаветном храме первосвященник мог войти раз в год в Святая святых с жертвой о себе и людском невежестве.

Что в раю было Царскими вратами? Понятно, что Адам был священнослужителем, а Ева — помощницей, то есть диаконом. Всю землю они должны были хранить и возделывать, то есть доводить до совершенства. Сами стремились к обожению. Понятно, что их состояние было отправной точкой, лишь началом процесса, образом Божиим, который должен был перейти в подобие. Что было Царскими вратами? Через что Адам мог бы достичь цели своей жизни — обожения?

Это вопрос серьезный. Господь давал заповеди не просто как некое сдерживающее средство — Он давал некую возможность роста: чтобы приготовиться к Причастию, необходимы определенные условия, человек должен сосредоточиться, вырасти до встречи с Богом. Адаму с Евой как временное упражнение была дана заповедь о невкушении плодов. По мыслям святых, в частности, преподобного Ефрема Сирина, это как раз и было условием входа в Царствие Небесное. Рай и Царствие Небесное — это разные степени приближенности к Богу. Вхождением в самое теснейшее единение с Богом как раз и были древа жизни и познания добра и зла, они вверху переплетались кронами, образуя такой вход, Царские врата. Адам в свое время, при определенном духовном труде, вошел бы в уготованное ему Богом для совершенства состояние обожения. То, что совершил Адам, выглядит как Причастие Иуды — ему было необходимо принести жертву Богу, а он эту жертву украл. Адам не понес подвига смирения и послушания Богу.

У каждого христианина есть потрясающая возможность максимального единения с Богом. Причастие — врата в Царствие Небесное — стало нам возможным благодаря Пречистой Богородице, Которая смогла довериться Богу, выразив всю Свою любовь в удивительных словах: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Бесконечно благодарны мы нашей Небесной Матери. Любовь к Ней дай Бог нам сохранить в своем сердце и как можно меньше огорчать Ее. А радость Матери одна — чтобы Ее Сына любили, чтили и служили Ему.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52662


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru