Русская линия
Православие.Ru Юрий Клиценко23.09.2002 

ПРООБРАЗЫ ЧЕСТНОГО ДРЕВА КРЕСТА

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака — подобно тому как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В «Берешит Рабба», толковании на книгу Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам «и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего» (Быт 22. 6): «Как человек, который несет крест на плече своем» (Берешит Рабба 56. 3).
По объяснению преподобного Ефрема Сирина, «возложил Авраам на Исаака полена дров, потому что и Спаситель нес крест». Святитель Иоанн Златоуст учит: «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова» (Толкования святых отцов на мессианские места Библии, М., 2000).
В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.
Дрова предызображали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. «В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу» (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).
Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез 31. 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар 2. 8). Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002).
Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис 60. 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.
«Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).
Церковное песнопение указывает на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена. Cовременные археологические данные свидетельствуют о том, что Крест был сделан из оливкового дерева.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru