Русская линия
Русская линия Алексей Матросов20.09.2012 

Основная задача — воспитать достойных граждан России
Казачий кадетский корпус имени Атамана Ермака открылся в Пермском крае

Об открытии и дальнейших планах по развитию Казачий кадетский корпус имени Атамана Ермакауникального для Прикамья учебного заведения рассказывает его директор — сотник Алексей Олегович Матросов.

— Алексей Олегович, кому принадлежала идея создания кадетского корпуса?

 — Думаю, это был коллективный труд. Знаю, что окружной атаман Олег Иванович Салийчук и другие казаки долго мечтали о создании казачьего кадетского корпуса. Идея была поддержана Министром образования Пермского края Н.Я. Карпушиным. Я тоже «горел» идеей создания такого учебного заведения.

Скажу больше — с самого начала, когда я только пришел работать в систему образования (А.Н. Матросов возглавлял общеобразовательную школу № 1 в Нытве, — прим. ред.) меня привлекала возможность создать школу с казачьей системой воспитания. Хочу отметить, что, кроме корпуса, я руковожу штабом Нытвенского городского казачьего общества, и казачество для меня — существенная часть моей жизни.

Поэтому, когда в конце 2011 года мне предложили заняться разработкой проекта казачьего кадетского корпуса, я согласился не задумываясь. Затем была уже официальная встреча, на которой присутствовали Глава Нытвенского района В.Г. Трефилов, Министр образования Пермского края Н.Я. Карпушин и Окружной атаман О.И. Салийчук. На этой встрече было принято решение о создании на базе Новоильинской средней школы № 7 Новоильинского казачьего кадетского корпуса имени Атамана Ермака.

— Наверняка не вы один занимались разработкой проекта?

 — Конечно, нет. При Управлении образования Нытвенского района была создана рабочая группа по разработке проекта, который назывался — «Создание казачьего кадетского корпуса с особой воспитательной системой, основанной на тьюторском сопровождении кадетов». В нее вошли специалисты — педагоги, методисты, казаки. Фактически я занимался разработкой концепции проекта, создавал оболочку, которую помогали наполнять другие люди.

В итоге получился проект, который был принят экспертным советом при Министерстве образования Пермского края. Защита состоялась 21 июня 2012 года. Сейчас мы существуем в режиме экспериментальной площадки. Хочу отметить полную поддержку нашего проекта Министром образования Пермского края Р.А. Кассиной.

— Уникален ли этот проект? Насколько я знаю, кадетское движение в нашей стране довольно распространено, в том числе и среди казаков.

 — В Пермском крае есть кадетские классы и даже кадетская школа. Мы буквально по крупицам собирали опыт других учебных заведений. Очень ценным стали для нас поездки и общение с педагогами и руководителями Кадетской школы имени Героя Советского Союза Е.И. Францева из Чернушки и Пермского кадетского корпуса имени генералиссимуса А.В. Суворова. С нами охотно делились информацией, своим опытом. Многое, что есть сейчас в Новоильинском казачьем кадетском корпусе позаимствовано у пермяков: режим дня, моменты, связанные с дисциплиной, методология.

Изучали мы и опыт казачьих кадетских школ в других регионах страны. Выяснили, что полноценных казачьих кадетских корпусов в России пока или нет, или крайне мало. В основном, есть кадетские школы, в названии которых используется словосочетание «кадетский корпус». Однако типовые положения школы и корпуса, конечно разные и отличий довольно много.

— Чем кадетский корпус принципиально отличается от школы?

 — На мой взгляд, в школе нет такой глубокой системной работы, которая возможна в кадетском корпусе. В школе основой является государственный стандарт образования, и в качестве дополнения присутствуют специализированные предметы. Есть школы, где системная работа ведется, но их, к сожалению, немного.

Обучение в корпусе предполагает полный учебный день. В корпусе формируется определенная образовательная среда, которая поддерживается педагогами, родителями, кадетами. Мы прививаем им привычку к взаимовыручке, закладываем понятие кадетского братства, единой семьи, где «один за всех и все за одного».

— Наверное, сложно современным детям внушать такие понятия.

 — Сложно. И дальше будет еще сложнее, мы это понимаем. Хотя та работа, которую проделали офицеры — воспитатели и руководство школы перед началом нового года уже заслуживает уважения.

Буквально за три недели мы пошили форму для всех кадетов, отработали основные элементы строевой подготовки, рассказали им о казачестве в рамках теоретического курса. Не скрою, было очень тяжело и физически и морально. Офицеры — воспитатели работали с раннего утра до позднего вечера. Но зато теперь я с уверенностью могу сказать, что с этими людьми могу отправиться хоть в разведку, хоть в атаку.

— Расскажите об офицерах — воспитателях. Это и есть тьюторское сопровождение?

 — Офицеры — воспитатели — это люди, которых я подбирал можно сказать лично, подходил к этому очень ответственно. Это костяк будущей системы воспитания и обучения. В большинстве своем, это люди, прошедшие военную службу, кадровые военные. Жители Нытвы и поселка Новоильинского. Есть среди них казаки, бывшие работники полиции. Есть просто молодые люди, которые отслужили в армии.

— Офицеры — воспитатели есть в каждом классе?

 — Кадетами у нас считаются ученики 5 — 11 классов. У каждого из этих классов есть офицер — воспитатель. «Тьютор» — это английское слово, которым обозначают педагогов, которые индивидуально подходят к воспитанию каждого ребенка. Как раз это является изюминкой нашего проекта. В течение года офицеры — воспитатели будут проходить специальную подготовку, они должны будут заниматься выстраиванием индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика, выявлять их особенности и склонности и развивать именно это.

То, что у нас казачий кадетский корпус ни в коем случае не означает, что всех мы будем загонять под одну планку — в казаки и военные. Это дело добровольное. Дети разные, мы это понимаем. Наша основная задача — воспитать достойных граждан России, которые готовы служить во славу Отечества. А в чем будет заключаться эта служба, пусть решают сами. Один станет ученым, другой музыкантом, третий художником.

— Как складываются отношения в педагогическом коллективе? Тепло ли вас принимают педагоги бывшей Новоильинской школы? Что ждет их в будущем?

 — Делить коллектив я не хочу, он будет единым. То, что учителя стали педагогами казачьего кадетского корпуса в принципе их ни к чему не обязывает. Однако среди них уже есть немало тех, кто готов написать заявление о вступлении в Нытвенское городское казачье общество. Они готовы надеть форму, нести госслужбу. Конечно, мы этому рады. Но насильно никого загонять в казаки конечно не будем.

Я, откровенно говоря, рад, что среди педагогов нет противодействия изменениям. Поначалу, конечно относились с подозрением. Но потом разобрались, познакомились. Многие увидели на практике, как дети меняются в лучшую сторону. Всего несколько недель строевой подготовки, а дети уже поняли, что такое дисциплина.

— Это было видно на торжественной линейке 1 сентября, в честь открытия корпуса. Ребята прекрасно промаршировали и стойко выдержали ненастную погоду.

 — Ребята действительно молодцы! Многие из них уже сейчас ведут себя достойно звания кадета. Приветствуют учителей должным образом, более уважительно друг с другом общаются.

Да, еще путаются, волнуются… Уверен, со временем, все будет хорошо.

Заведующая столовой мне сказала: в первый раз вижу, чтобы так спокойно и организованно дети кушали в столовой.

— Есть еще одна грань школьного коллектива — родители. В Новоильинском эта школа единственная. То есть выбора у родителей и ребят фактически не было? Всем пришлось идти в казаки?

 — Отсутствие в поселке других средних учебных заведений, не скрою, нас пугала. Мы предполагали, что будут родители, которые скажут: не хочу, чтобы сын или дочь были кадетами, чтобы надевали форму. И такие вопросы возникали. Для таких случаев мы предусмотрели такой вариант: ребенок может посещать школу, не являясь кадетом. Он приходит в школу согласно расписанию, получает гарантированный государством образовательный уровень и уходит домой. То есть не участвует в кадетской жизни корпуса.

Однако наши опасения были напрасными. Ни один родитель не написал такого заявления. Абсолютно все ученики 5 — 11 классов являются кадетами.

— Интересно, форма для детей шилась бесплатно?

 — В нынешнем году никаких дополнительных финансовых обязательств у родителей кадетов не появилось. Форма выдавалась бесплатно. Более того, все кадеты обеспечены бесплатным трехразовым питанием. Бесплатным также является дополнительное образование, которое в обычной школе часто дается за дополнительную плату.

— Думаю, для Новоильинского, где фактически нет работы, и многие семьи являются многодетными и малообеспеченными, это немаловажно.

 — Безусловно, с появлением казачьего кадетского корпуса для большинства семей были решены три важных вопроса, которые ранее приходилось решать самостоятельно: дети одеты, накормлены и под присмотром целый день.

— Кстати, мы до сих пор не рассказали нашим читателям об особенностях учебного процесса в кадетском корпусе.

 — Кадеты находятся в школе с 8 утра и до 19 часов вечера.

Утро начинается с завтрака. Первая половина дня — уроки по государственному стандарту, обычные предметы. Затем есть так называемое время личных потребностей, когда ребята могут отдохнуть.

Во второй половине дня — дополнительные занятия в виде специальных дисциплин, факультативных курсов, спортивных секций и так далее. Направления весьма различны. Кроме того, есть время для самоподготовки под контролем офицера — воспитателя.

При этом часть дополнительных дисциплин обязательны, остальные можно выбрать. Но правило такое: кадет должен что-то выбрать обязательно. Болтаться без дела кадет не должен.

— Расскажите, как в программе кадетского корпуса представлен казачий компонент?

 — Во-первых, ребята будут изучать такой предмет как история казачества. Кроме того, в программе практически всех других предметов сквозным образом будет даваться информация о выдающихся казаках, роли казачества в истории Государства Российского и так далее. Например, на географии, мы будем рассказывать о казаках — мореплавателях и первооткрывателях. На музыке — о казаках — композиторах и так далее.

Конечно, будут у ребят регулярные встречи с казаками. Да и сам внутренний уклад жизни в корпусе, систему воспитания детей мы хотим выстроить по типу казачьей станицы. Например, общешкольное собрание называется у нас общий круг.

— Наверное, и офицеры — воспитатели будут вносить здесь свою лепту?

 — Пока не все офицеры — воспитатели являются казаками. Но постепенно, думаю, каждый из них сделает свой выбор. Некоторые уже написали прошение с просьбой принять их в реестровое казачество. Перед началом учебного года не только будущие кадеты, но и офицеры — воспитатели прошли специальную подготовку, где им дали основные знания по педагогике и психологии, а также истории и традициям казачества.

— Вопрос, который не могу не задать: будет ли присутствовать в образовательной программе православные традиции?

 — Вопрос сложный. Безусловно, казачий кадетский корпус — светское учреждение. Однако есть известная поговорка: «Казак без веры — не казак». Представить себе казачество без православия невозможно. Так что эта тема, так или иначе, будет возникать постоянно. Мы понимаем, что среди родителей могут быть люди, не исповедующие православие. Однако пока подобных заявлений не было.

1 сентября на торжественной линейке состоялся чин освящения Знамени, присутствовал и выступал священник (протоиерей Константин Остренко, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Пермской епархии Русской Православной Церкви — прим. ред.). Все это воспринималось абсолютно нормально. Что будет дальше, увидим.

Мы планируем включить в программу — посещение храмов, особенно в православные праздники. Однако силком туда никого загонять не будем, все только с согласия родителей и самих кадетов.

Кроме того, новые образовательные стандарты включают в себя такой предмет как основы религиозной культуры и светской этики, где изучаются, в том числе основы православной культуры. На уроках мы обязательно будем говорить о тесной взаимосвязи между казачеством и православием.

— Конечно, пока рано заглядывать в будущее. Однако поделитесь с нашими читателями ближайшими планами развития казачьего кадетского корпуса.

 — Основная задача, которая сейчас стоит перед коллективом корпуса — наладить учебно-воспитательный процесс. Мы понимаем, что это будет непросто. Придется в чем-то «ломать», в том числе и собственные стереотипы.

О будущем думаем и мечтаем. Планы большие. Хотим обучать кадетов основам верховой езды. Губернатор Пермского края В.Ф. Басаргин подарил корпусу новый школьный автобус. Планируем на нем возить ребят в Нытву, в конно — спортивный клуб. В будущем хотим завести собственных лошадей.

При содействии ДОСААФ России по Пермскому краю планируем открыть стрелковый тир.

В этом году на обучение поступило около 10 кадетов из других населенных пунктов. К следующему учебному году планируем создать пансион для постоянного проживания кадетов из других городов и сел Пермского края. Поддержку в этом вопросе обещал оказать Главный федеральный инспектор по Пермскому краю О.Ю. Веселков.

Краткая справка:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоильинский казачий кадетский корпус имени Атамана Ермака» открыт 1 сентября 2012 года на базе школы .7 поселка Новоильинский (57 км от Перми) Пермского края.

Россия, 617 016 Пермский край, Нытвенский район

пос. Новоильинский, ул. Первомайская, 22

тел.: +7 (34 272) 27−542 (директор)

тел.: +7 (34 272) 27−261, 27−443

Вопросы задавала — Наталья Козырева

http://www.golos-szko.ru/e/3 119 512-osnovnaya-zadacha-vospitat-dostoynyih-grazhd

http://rusk.ru/st.php?idar=56898

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  лексан    20.09.2012 15:40
" Архитекторам нового мира жизненно необходимо, чтобы ювенальная система работала как часы. Она должна воспроизводить нового человека, не позволяя родителям слишком близко приближаться к детям и отрывая (в первую очередь психологически и юридически) детей от родителей. Самое главное в ювенальной юстиции – это вычленение детей из семьи (в любых формах): отдельные права, особая система защиты этих прав, противопоставление прав и интересов детей интересам родителей, собственный капитал детей, самостоятельное построение их «жизненной траектории» и другие подобные вещи. Если ребёнок с малых лет будет автономен, у него сформируется сознание-монада, замкнутое на себя и отстранённое от других.
Зачем нужен такой человек? Он экономически и политически очень удобен. Подобный человек полагается исключительно на себя (на своё собственное мнение и свои силы). Поэтому его легко обмануть, убедить; им просто манипулировать. Играя против одиночки, система всегда выигрывает. А это значит, что, превратив человечество в множество монад-одиночек, хозяева нового мира получат массу, сущностно не способную к какой бы то ни было организации. Их владычеству уже не будет ничего угрожать. Строительство именно такого мира мы наблюдаем сегодня".
татьянин день. ЮЮ и неогуманизм.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика