Русская линия
Православие.Ru Юрий Клиценко16.04.2002 

760-ЛЕТИЕ ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА

18 апреля 2002 года исполняется 760 лет со дня Ледового побоища. Торжества, посвященные памятному событию, состоятся в Гдовском районе Псковской области. В празднике примет участие архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. В Санкт-Петербурге будет открыт памятник Александру Невскому.
Знаменательная дата связана с защитой Православия от римско-католической экспансии.
Захватив в 1204 году Константинополь, крестоносцы изгнали из храмов византийской столицы греческих священнослужителей, заменив православное духовенство католическим. Трагедия единоверного греческого народа не могла не повлиять на настроения в Русской Православной Церкви, в то время находившейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
В 1202 году началось вторжение крестоносцев на территории прибалтийских союзников Руси. Смиренные православные подвижники, проповедовавшие Евангелие в Прибалтике, не узнавали в вооруженных рыцарях-монахах Ордена меченосцев и Тевтоноского ордена своих братьев во Христе.
В 1240 году незваные католические «братья» вторглись на Русь. Вдохновителем и непосредственным участником войны с русскими был католический епископ Дерптский Герман.
«Ливонская рифмованная хроника», написанная очевидцем войны 1240−1242 годов, рассказывает о начале вторжения крестоносцев на Русь:
«Ни одному русскому не дали
уйти невредимым.
Кто защищался,
тот был взят в плен или убит.
Слышны были крики и причитания:
в той земле повсюду
начался великий плач…
Епископ Герман там был
как герой со своим отрядом».
Капеллан магистра Ливонского ордена Герман Вартберг отмечает, что целью похода было «увеличить число обращенных в католичество».
Русская Православная Церковь чтит подвиг православного воинства, разгромившего агрессоров в решающей битве на льду Чудского озера. Житие святого благоверного князя Александра Невского сравнивает победу в Ледовом побоище с библейскими священными войнами, в которых с врагами сражался Сам Бог. «И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божией, и обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они по воздуху», — повествует древнерусский летописец.
Ледовое побоище стало началом многовековой борьбы Русской Православной Церкви с католической экспансией.
Борьбу с крестоносцами продолжал святой благоверный Довмонт-Тимофей, князь Псковский. В 1299 году магистр ливонский, желая загладить предыдущие неуспехи, собрал большое войско и осадил Псков. Все мужское население, способное носить оружие, вышло из города и под предводительством князя изгнало врага и освободило город. Но крестоносцы успели поджечь Спасо-Мирожский и Снетогорский монастыри. Преподобные подвижники Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский, монахи, а также укрывшиеся в монастырях женщины и дети были убиты.
Политика Римско-католической Церкви, с XIII века осуществляющей последовательное наступление на Православие, не меняется. В эти дни православные жители Пскова протестуют против строительства католического собора в центре города. Почему для строительства собора выбран именно Псков, где у Римско-католической Церкви нет прихожан? Ответ на этот вопрос следует искать в истории крестовых походов на Русь.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru