Русская линия
Православие.Ru Юрий Клиценко14.05.2002 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ

Православная Церковь сохранила библейские основы храмоздательства, церковного искусства и богослужения, почти забытые в Римско-Католической Церкви и полностью утраченные в протестантских церквах.
Примером современной жизни древней церковной традиции может служить искусство золотного и лицевого шитья, которое возрождается в художественных мастерских, духовных школах, монастырях и приходах Русской Православной Церкви.
Опыт преподавания Закона Божия в воскресной школе при храме Святой Троицы в Хорошеве показал, что история и техника церковного шитья интересует и взрослых, и детей. Предлагаемая вниманию читателей заметка о библейских истоках традиции украшения церковных тканей была написана в ответ на вопросы прихожан храма, знакомящихся с древним мастерством.
Священное Писание свидетельствует о богооткровенном происхождении искусства украшения тканей шитыми изображениями. Господь «исполнил мудростью сердце… вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани и ткачей, составляющих искусные ткани» (Исход 35. 35). Первыми образцами церковного лицевого шитья стали завесы ветхозаветной Скинии: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26. 31−33).
Ткачество и шитье, считавшиеся ремеслом «мудрых женщин» (Исход 35. 25?26; Притч 31. 13−26), процветали при Иерусалимском храме. Говоря о первосвященнике Симоне, Иисус, сын Сирахов, отмечает: «Как величествен был он среди народа, при выходе из-за завесы храма! Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то освещал блеском окружность святилища» (Сир. 50. 5, 12).
Традицию лицевого шитья церковное Предание связывает с жизнью Богоматери, получившей воспитание при храме. Согласно апокрифическому Евангелию Иакова в момент Благовещения Мария ткала храмовую завесу (это предание отражено в иконографии Благовещения, где Святая Дева изображается с пурпурной нитью в руках):
«Тогда было совещание у священнослужителей, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и взяв их, она вернулась в дом свой… И, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал пред нею Ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его» (Апокрифы древних христиан, М., 1989, стр. 121).
Сотканная руками Божией Матери завеса раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Матф. 27. 51; Мр. 15. 38; Лк. 23. 45). По образному толкованию святителя Прокла, архиепископа Констанинопольского, не терпя страданий Христа, посвященный Господу храм «разодрал от скорби ризу свою».
Особой святыней был «не сшитый, а весь тканый сверху» хитон Христа (Ин. 19. 23−24), указывавший на священство «по чину Мелхиседекову». Больные получали исцеление от прикосновения к одежде Господа (Мф. 14. 36; Мр. 5. 25−29). Утвердившие иконопочитание Нерукотворные образы Спасителя были явлены на тканях.
Духовный смысл искусства художественного шитья, унаследованного Церковью Христовой от Божией Матери, раскрывают публикуемые ниже богословские метафоры святителя Прокла:
«Нас собрала здесь святая и Богородица Дева Мария… изумительный ткацкий станок Божественного домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, которого ткачом был Дух Святой, художницею — сила свыше осенившая, для которого волною было древнее кожаное препоясание Адама; основой была чистая плоть Девы, челноком — неизмеримая благодать носившаго, художником — слово, вошедшее чрез слух» (Беседа Прокла, епископа Кизичского, о вочеловечении Господа нашего Иисуса Христа. Деяния Вселенских Соборов, том 1, СПб, 1996, стр. 137);
«Судия живых и мертвых принял образ простого человека, облекся в одежду плоти человеческой… Чудная одежда! Дивное облачение! Необыкновенная ткань, превышающая все искусство человеческое! — Неискусобрачная Отроковица! Отколе прияла ты волну для исткания одежды, в которую облачился ныне Господь твари? Где обрела ты орудие для составления нешвенного сего хитона? — Природа! Выслушай слова мои, и открой мне тайну. «Для меня, — говорит природа, — чуждо искусство такого чудного составления. Я тку одежды, тлению подлежащие. Адам облекся в мою одежду — и обнажился, и от стыда покрыл себя листвием смоковным». Для обновления-то истлевшей одежды сама Премудрость облеклась в одежду плоти, исткав ее в чертоге Девы орудием Божественного художества» (Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, «Христианское чтение», 1838, часть 4, стр. 265−272).
В Православной Церкви изобразительным шитьем украшаются воздухи, покровы на престол, плащаницы, иконы, богослужебные облачения, хоругви и знамена.
В Древней Руси уже в XI веке существовала в первом женском монастыре шитьевая мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая «собравши девиц, обучала их писанию, также ремеслам, пению и швению». С XV века ведущее место занимают царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини София Палеолог и Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова. С начала XVII века с царскими мастерским соперничают, а с середины столетия и превосходят мастерские «именитых людей», купцов и солепромышленников Строгановых.
Среди общедоступных церковно-научных материалов по золотному и лицевому шитью — исследование Н.А.Маясовой «Церковное шитье» в первом томе «Православной энциклопедии», монография А.В.Силкина «Строгановское лицевое шитье», статья О. Моревой «Возрожденное чудо» в интернет-журнале Сретенского монастыря.
Лицевому шитью посвящен видеофильм «Священницы Твои облекутся в правду», снятый по заказу телевизионной программы «Русский дом». Фильм представляет византийские и древнерусские шедевры церковного шитья, а также полный комплект облачений, созданных вышивальной мастерской Сретенского монастыря для Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 2000-летия Рождества Христова. Образцом уникального облачения, включенного в Патриаршую коллекцию лучших произведений современного церковного искусства, стал малый саккос митрополита Фотия византийской работы XIV века.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru