Российская газета | Александр Рар | 12.09.2012 |
Новые конфликты сотрясают отношения Запада и России. Многим в Германии кажется, что взаимопонимание и связь между Западом и Востоком безнадежно утеряна. Идея общего европейского дома умерла.
Новая линия фронта проходит между Евросоюзом и тремя восточнославянскими государствами. При этом споры Запада с Россией, Украиной и Беларусью не касаются геополитики или вопросов безопасности. Конфликт происходит на почве либеральных ценностей, а если посмотреть внимательно, то раскол происходит из-за разных мировоззрений. Запад давно живет в постхристианском мире, в то время как Россия пытается развиваться в духе неохристианства после коммунистического преследования религии в течение почти всего ХХ века.
В среде западных интеллектуалов не считается дурным тоном глумиться над собственной религией, вековыми церковными традициями и священнослужителями. Либеральное немецкое законодательство запрещает религиозный обряд обрезания и разрешает публиковать карикатуры на пророка Магомета. В России всё иначе. В России уже никто открыто не пишет, что Бога нет. Исчезли издевательства над религией. Даже неверующие россияне симпатизируют религии, понимая, что возвращение к традиционным корням — залог оздоровления нации. В СМИ наблюдается уважение к церковнослужителям, которых перестали называть «служителями культа». Патриарх всея Руси занимается напрямую внешней политикой, об этом свидетельствуют его небезуспешные поездки в Сирию, Украину и Польшу.
Для России это хорошо, для Запада — немыслимо. На Западе не поверили своим глазам, когда сотни тысяч россиян пришли в храмы поклониться афонской святыне — «поясу Богородицы», о котором на Западе давно позабыли. Когда Pussy Riot судили в Москве, сотни представителей западной творческой интеллигенции потребовали их немедленного освобождения, потому что, мол, скандально-протестное «шоу» панк-девиц в храме Христа Спасителя являлось «легитимным выражением искусства». Аргументы христианских кругов в России, что панк-группа осквернила своим позорным выступлением священное место церковного амвона, где во время литургии причащаются верующие для прощения грехов, на Западе только послужили обвинению России в мракобесии и возвращении в Средневековье.
Но суть конфликта не только в разном мировоззрении, а в том, как это отражается на большой политике. Почти сто лет тому назад коммунисты, придя к власти в России, стремились экспортировать идею пролетарской революции на Запад. Ленин и Троцкий свято верили в то, что их революция справедливая и освободит человечество от векового рабства. Сегодня Запад считает себя в полном праве экспортировать свою идею либеральной революции по всему миру. На Западе тоже свято верят в то, что демократия и права человека — универсальные ценности всего человечества и что свободу надо внедрять, если потребуется, силой. Открыто этого на Западе никто не скажет, но западные интеллектуалы считают «авторитарный режим Путина» нелегитимным. Они надеются на то, что в России к власти придет более «просвещённое» поколение и тогда сотрудничество возобновится по западному сценарию. На упреки российской элиты, что Запад подрывает принципы государственного суверенитета и таким образом нарушает международное право, следует такой ответ: мировой порядок изменился, когда где-то нарушаются права человека, у либерального Запада появляется моральное право вмешиваться во внутренние дела других государств, защищая слабых от произвола диктаторов.
Западные интеллектуалы отстаивают свою позицию безапелляционно, не признавая альтернативного мнения.
Суть конфликта Запад, с одной стороны, и Россия-Украина-Беларусь, с другой, усугубляется еще и тем, что западные интеллектуалы отстаивают свою позицию безапелляционно, не признавая альтернативного мнения. Россию, Украину и Беларусь не просто критикуют за то, что их политический строй не похож на систему западных демократий, а их резко осуждают, давят санкциями и заставляют меняться. И что получается? Вместо общего европейского дома между Евросоюзом и Россией вот уже пять лет как заморожен договор о партнерстве и сотрудничестве. Из-за тюремного срока Юлии Тимошенко Евросоюз заморозил ассоциированное членство Украины в ЕС, против Белоруссии выдвигают новые санкции после того, как власти возмутились сбрасыванием провокационных листовок с самолета над территорией их страны. Евросоюз наотрез отказывается проявлять толерантность к государствам, где, по его мнению, нарушаются элементарные права человека. Европа приняла в этом отношении милитаристскую риторику.
Идея свободы, причем достаточно абстрактная, превознесена в ранг новой религии на Западе. У этой религии появились свои «иконы» — бывшие борцы за свободу, узники нацистских концлагерей и правозащитники эпохи коммунизма. Такой «иконой», которая «сражалась со злом», является новый федеральный президент Германии — Йоахим Гаук, тоже правозащитник из бывшей ГДР. Россия, Украина и Беларусь пошли по другому мировоззренческому пути, не осуждая того, что их народы пережили при коммунизме. Поэтому у них нет подобных «икон» свободы. Хорошо это или плохо — другой вопрос.
Еще одна существенная разница: в России в эти дни страна отмечала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. Каждый год Россия вспоминает годовщину Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Эти события Россия отмечает без Запада. Там — другая история. Идеи Французской революции — опять та же свобода — и наполеоновское право легли в основу создания современных демократических систем в США и Европе. Россию, после победы над Наполеоном, как известно, западные державы опять вытолкнули из Европы. На протяжении всего ХIХ века Россия в глазах Запада олицетворяла оплот консерватизма и реакции. Мировоззренческие конфликты под конец привели к геополитическим спорам, а те — к Первой мировой войне. Что касается Второй мировой войны, то в глазах Запада ее главным победителем были США, которые впоследствии принесли Западной Европе свободу. Эту свободу США отстояли для Западной Европы во время «холодной войны», за что западные интеллектуалы еще долго готовы преклонять голову перед Америкой. Россию тем временем опять выталкивают из Европы.
В середине шестидесятых годов прошлого столетия в Западной Европе вспыхнула так называемая студенческая революция. Она перешла в более широкую — «сексуальную революцию». В западную культуру вошли мини-юбки, исскуство порнографии, появилось движение «хиппи"… Новое поколение на Западе таким образом в буквальном смысле завоевывало для себя полную свободу. Поколение революционеров шестидесятых годов — это сегодняшние европейские интеллектуалы, правда, уже в зрелом возрасте. Они сильно разочаровались в левой идеологии, в своем мировоззрении, напрочь похоронили коммунизм, к которому они в советское время не без симпатии присматривались. Россия, которая «предала» левую марксистскую идею и сейчас как будто возвращается к неохристианству, дореволюционным царским традициям и идее национального государства, для этого рода западных интеллектуалов чуть ли не воплощение ада.
Чем все закончится? Конфликт цивилизаций, может, только начинается. Вряд ли можно ожидать, что в России со дня на день сменится власть в пользу либералов и прозападников, которые в стране находятся в меньшинстве. На Западе политика экспансии либеральных ценностей набирает силу, поскольку европейские элиты не на шутку испугались потери своего политического превосходства на мировой арене в связи с усугубляющимся экономическим кризисом. Азия обгоняет Европу быстрее, чем ей этого хотелось бы. Фактор «универсальных ценностей» будет впредь приобретать защитную функцию для слабеющего глобального влияния Европы. Это, однако, никак не означает, что Россия должна перейти на сторону Азии в конфликте цивилизаций с Европой. Она должна будет модернизироваться, но, по-видимому, на базе своих традиций и ценностей. Неплохо было бы остальной Европе показать, что российское православие, если хотите, и российский ислам способны внести свой вклад в построение будущей свободной Европы.