Русская линия | Архимандрит Борис (Долженко) | 11.09.2012 |
Креститель Иоанн принял смерть от царя Ирода, сына того Ирода, который избил младенцев в Вифлееме. Этот второй Ирод унаследовал от своего отца не только имя, но и нечестивый характер, и в числе многих злодеяний, наконец, отнял жену Иродиаду у своего брата, а прежнюю жену, дочь аравийского царя, выгнал.
Братья и сёстры. Сегодняшнее евангельское чтение имеет к нам самое непосредственное отношение. Как это похоже на нашу современную жизнь! Поставить другие имена вместо Ирода и Иродиады, и получится то, что происходит вокруг: от Филиппа ушла жена с дочерью, а Василий, например, на ней женился. Гражданским браком. Не венчаны, не расписаны — живут вместе, и всё. И никого это не возмущает, не удивляет, потому что таких много, сплошь и рядом, ещё и не такое бывает. Семьи распадаются, дети растут без родителей, или с одним родителем, воспитывать их некому, курить начинают с 7 лет. Немного подрастут — начинают пить пиво. Как они смогут создать нормальную семью, если они её не видели, если они в ней не росли?
Христиане должны показывать другим пример крепкой семьи. У нас есть закон Божий, 7-я заповедь которого говорит «не прелюбодействуй». У нас есть Евангелие, в котором написано «что Бог сочетал, человек да не разлучает». Наконец, у нас есть покровители семейной жизни св. Пётр и Феврония Муромские. Они сами прожили счастливую и долгую жизнь в церковном браке, умерли в один день и похоронены в одном гробу. Всё есть. Только самим ещё надо бороться со своими страстями и похотями.
И ещё одно назидание можем мы вынести из сегодяшнего Евангельского чтения. Обратим внимание, как праздновал царь Ирод свой день рождения. Мы обнаружим, что большинство праздников мы и наши знакомые отмечаем так же. Те же главные этапы проходят как по регламенту. Сначала съезжаются гости. Кушают праздничные яства. Затем, тост за тостом, здравница за здравницей, и вот уже все хорошо выпили. Начинаются танцы. Потом безумные глаголы. И наконец всё заканчивается ссорой, дракой, разбитыми носами, синяками. И все разъезжаются с испорченным настроением.
Христианское торжество должно проходить иначе. Центру праздничного торжества правильно приходиться на богослужение и причащение. А за трапезной всё должно быть благообразно, по чину, и в меру.
Этот день считается постным, но пост не строгий, поскольку мы служили всенощное бдение. За трапезой разрешается растительное масло. А относительно того, что нельзя есть всё круглое, красное, пользоваться ножом и тому подобное, то это — народные предания, для исполнения необязательные. Если кто-то желает вот так, особым образом, почтить этот день — запретить нельзя, но это личное дело, а не церковный устав.
В этот день принято также поминать православных воинов, погибших на поле брани, поэтому после Литургии совершается панихида.
http://rusk.ru/st.php?idar=56735
|