Русская линия | Сергей Григорьев | 08.09.2012 |
Любопытная складывается картина, если применить к современному обществу дореволюционный способ идентификации населения. Подданные Российской Империи идентифицировались по языку, вероисповеданию, сословной и географической принадлежности, и имели свободы и привилегии и несли повинности согласно своей принадлежности. Заметим в скобках, насколько удобно было власти управлять таким обществом. Случилась где беда — легко можно уменьшить повинности или добавить привилегии именно тем, кто более нуждается по сословному, языковому и географическому признаку. Но это — дело прошлое, от этих мудрых правил мы отказались в 17-м году. Сословий у нас теперь нет, осталось одно — подлое, то есть податное, а дворянство и духовенство (как государственное сословие) мы ликвидировали и все стали равноправными, но языковые, религиозные и географические идентификаторы применить можно и к нашему обществу. Этим и займёмся. Забудем на минутку и о традиционных мусульманских народах, евреях и поляках-литовцах. Нас интересуют только те, кто считает себя русскими. Отложим и административно-географическую принадлежность и сосредоточимся на языковой и вероисповедальной идентичности. И получится у нас как минимум три народа:
К первому народу отнесём тех, кто говорят на русском, считают его своим родным языком и исповедуют традиционную веру русского народа — православие со всеми его традициями и обычаями. То есть это те наши сограждане, которые постятся Великим постом и по средам и пятницам, в воскресенье и в двунадесятые праздники посещают церковь и регулярно участвуют в церковных таинствах. Условно назовём этот народ номером 1 или русским.
Так как сегодня в русскоязычной среде весьма распространены самые разные вероисповедания, то ко второму народу следует отнести тех, кто говорят на русском, считают его своим родным языком, но исповедуют какую-нибудь другую религию — от христианских, но не православных вероисповеданий, до оккультных, языческих и пр. Очень остро в своё время отреагировал на появление русских католиков Фёдор Михайлович Достоевский. В своих знаменитых «Записках писателя» он категорично заявил: русский — значит православный. А если русский стал католиком или штундистом, как его называть? По мысли Достоевского и по дореволюционной государственной идентификации таких лиц следует отнести уже к другому народу. К какому же? Не знаю, Достоевский не дал названия, куда уж нам. Обозначим этот народ номером 2.
Будем откровенны: в современной России религиозно ориентированных людей очень немного, они составляют всего несколько процентов от общего числа русскоговорящих. Каких-нибудь 30 лет назад верующих вообще почти не было, ну, разумеется, если не считать тех, кто верил в светлое будущее — коммунизм. Куда же отнести абсолютное большинство наших сограждан, не исповедующих никакой религии? Ведь что-то у них есть за душой! Полагаю, наиболее близким к истине будет считать, что веру им заменяет какая-нибудь идеология. У большинства — обыкновенная советская, у кого-то — консерватизм или либерализм, коммунизм или антисоветизм, национализм или интернационализм, восточничество или западничество, или смесь перечисленных. Условно назовём его советским народом и обозначим номером 3.
Что представляет из себя народ N2, «как живут и чем дышат» его представители мне, как и большинству моих знакомых почти ничего не известно. Да и количественно он очень невелик, поэтому сосредоточимся на двух народах, которые нам наиболее известны — N1 и N3 — условно — русский и советский.
«Учёные» политологических кафедр недавних времён «научно» нам доказывали, что русского и прочих народов в СССР уже нет, а вместо них появилась новая общность — советский народ. Немного растерявшись после падения коммунистического режима, наши «учёные», отложив на время в семейные архивы партийные билеты, быстро нащупали новую жилу: стали называть советский народ русским, соответственно и себя не коммунистами, а природными русаками. Переименовать вроде бы нетрудно, хотя и это вопрос ещё открытый: за редким исключением топонимика наших городов и сёл сохраняется чисто советской. И если русских она оскорбляет, то советских, естественно, — нисколько. Не только топонимика, но практически всё, кроме языка, у этих двух народов совершенно разное: мировоззрение, традиции, обычаи и особенно — проблемы.
Действительно, в то время как русские говеют и сосредоточенно каются, советские с удовольствием вкушают мясные блюда, веселятся и празднуют какие-нибудь праздники. Особенно это заметно в начале января: для одних эти дни наполнены тишиной и ожиданием рождения в мир Спасителя, для других — самая гулящая неделя в году. Соответственно, для русских главный праздник — Рождество, а сопутствующий, так сказать, — новый год, а для советских наоборот — главный праздник Новый Год.
А взять проблемы? У советского народа их множество. Одна из первых — демография, а у русских её нет как таковой: в то время как советские люди презирают многодетных, как сеющих нищету, в среде русских многодетные семьи пользуются всеобщим и особенным уважением. Само чудо зачатия во чреве матери новой жизни советские презрительно называют «подзалетела», в то время как для русских — это великий Божий дар. Отсюда и результат — народ N1 растёт количественно высокими темпами, в то время как советский уже давно сам себя не может воспроизвести и тает с каждым днём и, как предсказывают демографы, через какое-то количество лет вообще прекратит своё существование.
А алкоголизм, наркомания? Эта пагуба косит советский народ всё убыстряющимся темпами, и никто не может это остановить. Конечно, и у русских случается подобное, но частные дьяконские проблемы никак нельзя считать социальными. У советских есть проблемы и пострашней. Массовое распутство, и как следствие — также массовые аборты, «решающие» проблемы «залётов», но калечащие души родителей-убийц.
Есть свои социальные проблемы и у русских, но проблемы эти несравнимы по остроте с проблемами советских людей и лежат в основном в области адаптации в чуждой им среде неверующих.
Даже беглый, поверхностный анализ демонстрирует уникальную ситуацию: в современном «большом» русском народе уживаются три совершенно различные общности, кровно нераздельные, а по мировоззрению — противоположные. Мы живём не в Российской Империи, а Российской Федерации и наша принадлежность к народу N1, N2 или N3 нигде не зафиксирована. Поэтому и переход отдельных граждан из одного в другой не требует никаких формальностей и происходит ежедневно.
Каковы перспективы условно русского и условно советского народов? Нечто подобное происходило и в Римской империи много веков назад. В среде «большого» народа Империи постепенно возрос народ православный и, в конце концов, стал большинством и даже установил свои, новые порядки в Империи. Может и с нами так произойдёт? Человекам это невозможно, но всё возможно Богу.
http://rusk.ru/st.php?idar=56702
Страницы: | 1 | |