Русская линия
Радонеж М. Талалай10.09.2012 

Перенесение мощей св. Апостола Варфоломея

7 сентября нового стиля Русская Церковь праздновала память апостола Варфоломея — а именно день перенесения его мощей. Однако куда переносили его святые мощи и где они теперь? С этим вопросом мы обратились к знатоку православных святынь на территории Италии, историку Михаилу Талалаю.

Сентябрьский, он же старостильный августовский, праздник св. Варфоломея и его содержание, неплохо описаны: большинство наших церковных книг, да и просто сам православный календарь, наши Святцы указывают, что речь идет о начале VI века, и о перенесении мощей апостола Варфоломея в византийский город Анастасиуполь, по повелению основателя города, императора Анастасия. Мощи там пребывали недолго, да и города этого более нет, но праздник в нашем календаре остался — таких вроде бы странных дат немало, но почему бы лишний не раз не восславить апостола Христова? Да и вообще, варфоломеев день, в Европе это 24 августа нового стиля, сам по себе уже историческая дата. Мне известны три важных европейских события на этот день — это извержение Везувия, спустя всего лишь несколько лет после гибели апостола; затем — печально известная резня гугенотов «Варфоломеевская ночь», а также день независимости Украины.

По древнему преданию Варфоломей был замучен страшной смертью — язычники с него живого содрали кожу. В сдержанном византийском искусстве этот сюжет не нашел своего воплощения, однако в католической Италии, да и вообще на Западе, мастера развернулись вовсю. Самый известный образ — это, вероятно, кисти Микеланджело из Страшного Суда Сикстинской капеллы, где содранный лик Апостола корифей Возрождения сделал своим страдальческим автопортретом. В миланском кафедральном соборе Дуомо нельзя не обратить внимание на изощренную беломраморную статую без кожи — хотя кажется, что ваятеля тут более интересовала анатомия, нежели подвиг веры. И, конечно, — масса живописи на тему мученичества.

Апостол Варфоломей пострадал за Христа, по преданию, в 71 году в Албанаполе на территории Кавказа (существуют самые серьезные основания думать, что это город Баку, православные там его очень почитают). Тут и находились первоначально его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии, как уже говорилось, в начале VI в. мощи апостола были принесены в основанный им город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. Вот это событие и празднует Православная Церковь 7 сентября нового стиля.

Город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем гонителем христиан, которые спасли мощи, увезя их в Италию. Здесь в рассказ о мощах включается элемент чуда, как пишут в Святцах — «Силою Божией ковчег не потонул в морской пучине, но совершил чудесное плавание по морям и достиг Сицилии, о прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липари Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекало миро, подававшее исцеление от различных болезней». Хранили мощи византийские монахи, которых в Италии называют базилианами.

Но и на Липари мощи не остались. В тот момент, в раннем Средневековье на Юге Италии сложилось могучее царство бывших варваров — лангобардов, которые приняли христианство и обитальянились, точнее олатынились. Один из лангобардских князей Сикард решил, что его столице, городу Беневенто не хватает святынь и в октябре 839 года силой отнял у греческих монахов на Липари мощи и отвез их на материк. Я специально сплавал на Липари, где поныне чтут память св. Варфоломея в осиротевшей церкви его имени. Сохранился и ковчег, пустой теперь.

Далее начинается детективная история, которая — забегая вперед — пока не получила своего разрешения. В 997 году от Рождества Христова, когда европейцы усердно молились, ожидая конца света в тысячный год, молодой германский император Оттон III возвел в Риме на Тибрском острове храм в честь Войцеха (Адальберта), епископа Праги, незадолго до того умученного язычниками.

Для нового храма император потребовал у города Беневенто мощи апостола Варфоломея. Тамошние жители опасались ослушаться императора, и послали богатый мощевик — однако не с мощами Варфоломея, а мощами святителя Павлина Ноланского, местного епископа, кстати, великого святого. Император, прознав о подлоге, пригрозил беневентанцам войной, и тем пришлось отослать в Рим свою святыню. Так новая церковь в Риме в итоге получила посвящение во имя трех святых — Войцеха, Павлина и Варфоломея.

Однако в городе Беневенто считают, что мощи св. апостола Варфоломея, несмотря на угрозу и военный нажим, так и не были отосланы в Рим. В самом деле им поклоняются в местной базилике. И не просто поклоняются, но и ссылаются на неоднократное освидетельствование мощей, произведенное местным клиром. Последнее официальное заключение, XVIII века, гласит, что настоящие мощи — в Беневенто. Его подписал и папа Римский, Бенедикт XIII. Правда, есть и одна деталь, этот папа прежде был епископом Беневенто и понятно, защищал интересы этого города, где его помнят с благодарностью. Римляне остаются при своем мнении. Где же правда? Пока итог подвести не возможно, и я советую православному паломнику — у кого есть такая возможность — побывать в обоих базиликах св. Варфоломея и в Риме, и в Беневенто — это будет наверняка.

http://www.radonezh.ru/analytic/16 843.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика