Русская линия
Православие.Ru Ольга Курова19.12.2002 

РУССКИЙ КУРОРТ НА РОДИНЕ РУССКОГО СВЯТОГО

Средиземноморская Анталья, успевшая обрести за последние годы репутацию «русского курорта», переживает в октябре бархатный сезон. К середине осени изнуряющая жара покидает этот край, и природа дарит ощущение удивительной гармонии, покоя и умиротворения. Желтовато-теплые скалы, прячущие вершины в синей дымке, ласковое бирюзовое море и безупречно голубое небо в ярких лучах солнца. Нескончаемый ряд зеленеющих парков, садов и клумб. Алые и фиолетовые цветы догорают на ветках кустарников, ввысь устремляются горделивые пальмы. Трудно поверить в то, что в Москве вчера выпал первый снег… Да, недаром человеческая душа, храня воспоминания наших прародителей о потерянном Эдеме, так расцветает в теплых краях! Но здесь причиной радости могут послужить не только тепло и красоты юга — ведь мы на родине великого святителя, Мирликийского чудотворца Николая.
Уточним: родился будущий святитель в городе Патары, около 280 года, от благочестивых родителей Феофана и Нонны. Там прошло его детство до начала обучения в Ксанфе, а после Николай был избран епископом города Миры, где и совершал служение всю жизнь.
На месте города Патары в наше время сохранились только руины. Одиноко стоящая триумфальная арка, трибуны театра… Это место не пользуется популярностью среди туристов. Мы побродили среди высокой травы, рассматривая сохранившиеся фундаменты зданий, пытаясь угадать: это был жилой дом? Или церковь? В любом случае, эти камни — свидетели непорочной юности и возрастания в вере самого почитаемого на Руси святого.
Древний город Миры, входивший некогда в область Ликии, в наши дни носит турецкое название Демре. На въезде в город нас встречает большой плакат с изображением Санта-Клауса. «Демре — родина Деда-Мороза», — популярно поясняет русскоязычный туристский путеводитель. Многочисленные Деды-Морозы, Санта-Клаусы и прочие Пэр-Ноэли встречаются здесь на каждом шагу: их изображениями пестреют выставленные на продажу футболки и пляжные полотенца, их статуэтки вырезаны из дерева, вылеплены из глины и расписаны всеми цветами радуги. Вначале возникает чувство, будто мы стали зрителями и участниками какого-то легкомысленного, если не сказать кощунственного спектакля, в котором почитаемого вселенского святого наряжают в костюм рождественского персонажа с мешком за плечами. Но потом, бросив взгляд на торчащие повсюду стрелы минаретов, вспоминаешь: страна-то Турция все же традиционно исламская, хоть и не живут уже здесь давно по шариату, о чем свидетельствуют, например, продаваемые и распиваемые на каждом углу вино и пиво. И разве это не повод для радости, что христианский святой почитаем мусульманским населением хотя бы на уровне Санта-Клауса? Впрочем, и христиане не отвергают тот факт, что именно святителю Николаю мы обязаны традицией дарить на Рождество подарки. Вспомним житийный рассказ о том, как помог Мирликийский епископ трем бедным девушкам, подбросив тайно в их дом три узелка с золотыми монетами.
Памятник святителю Николаю на одной из городских площадей окончательно помогает преодолеть неприятное чувство, вызванное сувенирным базаром. Святитель стоит на голубом земном шаре, увенчанный нимбом. Есть в городе и второй памятник Николаю Чудотворцу — там святой изображен в простой одежде, улыбающимся и окруженным детьми. Он установлен возле храма, где святитель Николай служил всю жизнь.
Храм святителя Николая обращен в музей. Мы покупаем билеты и проходим на территорию довольно просторной византийской церкви IV века. Над той частью храма, где крыша не сохранилась, устроен навес, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение стен. Сразу после входа мы видим большую мраморную плиту, на которой начертан тропарь святителю Николаю по-церковнославянски. Это дар русских паломников. Мы проходим дальше, под свод алтарной апсиды. На месте, где в древности стоял святой Престол, сохранилась на полу мозаика в окружении нескольких колонн. Очень хочется пропеть молитву на том месте, где служил Божественную литургию великий Чудотворец. Но петь местные смотрители не разрешают: музейный режим. Остается утешиться тем, что и молитва, прочитанная на этом святом месте вполголоса, также будет услышана. Справа от престола — мраморная гробница, где почивали мощи Святителя до перенесения в Бари. На потолке над гробницей хорошо сохранились росписи.
Напротив, с левой стороны от алтаря, находится другая гробница. С ней связана чудесная история. В XI веке Византийская империя переживала тяжелое время. На города и села Малой Азии постоянно совершали набеги сарацины, убивая жителей и разоряя храмы. Они грозили уничтожить мощи Святителя Николая, на заступничество которого уповали жители Ликии.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но Господь не попустил кощунникам осквернить мощи Своего угодника — сарацины «ошиблись адресом» и взломали не гробницу Святителя Николая, а соседнюю с ней. В тот же миг на море поднялась ужасная буря, и множество кораблей калифа Аарона Аль-Рашида погибло.
«Здесь лежали мощи Николая Чудотворца, пока их не украли итальянцы», — пояснила нам экскурсовод-турчанка. Можно ли обвинять жителей города Бари в воровстве? Перед нами — удивительный пример действия Промысла Божия, Избавившего мощи Святителя Николая от неминуемого осквернения. Император Константин IX Мономах и его жена Зоя дали указания окружить церковь крепостной стеной, которая довольно хорошо сохранились и до наших дней.
О судьбе святынь Малой Азии, которым грозила опасность осквернения, волновались не только на христианском Востоке, но и на Западе. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. Через год специально для пребывания мощей была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Частицы мощей святителя Николая, оставшиеся в Мирах после перенесения драгоценной реликвии в Бари, хранятся сейчас в историческом музее Антальи, в зале византийского искусства. Музей, окруженный множеством отелей, не страдает от недостатка посетителей, большинство из которых, конечно же, наши с вами соотечественники. Трудно представить себе русского человека, который бы никогда не слышал о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, отыскать в музее ковчег с частицами мощей Святителя не так уж просто, если не знать о нем заранее. В зале с византийскими иконами это не самый броский и заметный экспонат. Зато, когда у витрины с ковчегом остановился помолиться православный священник в рясе и с наперсным крестом, батюшку тут же окружили русские туристы: а что здесь лежит? Неужели это мощи Николая Чудотворца? Тут же сработал здоровый народный рефлекс: приложить к святыне все, что только можно, попросить святителя Николая об исцелении.
А за дверью музея течет будничная жизнь Антальи. Торговец, ловко балансируя, несет на голове целый поднос бубликов с кунжутом, переходит дорогу женщина в длинном пальто и закрывающем лицо платке, вприпрыжку бегут из школы девочки в клетчатых форменных юбках. Кстати, есть в Анталье и русская школа с детским садом, открытые в 2000 году. Неспешно прогуливаются туристы, попутно заглядывая в многочисленные лавочки и уличные кафе. И вдруг, совершенно неожиданно, проводить отъезжающих паломников выходит пестрый величавый павлин, покачивая переливающимся сине-зеленым хохолком на голове. Где-то мы совсем недавно видели эту роскошную птицу… Да, на фреске византийского храма. Ведь павлин — древний христианский символ Воскресения.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru