Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 29.08.2012 |
В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую немощь в людях, жил в городе Едессе на берегу реки Евфрат некий князь Авгарь, больной проказой. Услышал он о Христе, врачующем всякую болезнь, и послал в Палестину некоего живописца Ананию с письмом ко Христу, в котором просил Господа прийти в Едессу и исцелить его от проказы. В случае, если Господь не сможет прибыть, князь повелел Анании написать Его образ и принести, ибо верил, что этот образ вернет ему здоровье. Господь ответил, что не сможет прийти, так как приближалось уже время Его страданий. Взял плат, приложил его к Своему Лицу, и на убрусе ясно отобразился Его Пречистый Лик. Вручил сей убрус Анании и поручил сообщить Авгарю, что исцелится тот от него не до конца (позднее Господь отправит к нему посланника, который удалит остаток болезни). Приняв убрус, князь Авгарь облобызал его, и проказа сошла с его тела, однако осталась на одном малом месте на лице.
В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил. Тогда князь разбил идола, стоявшего пред вратами города, и над ними поместил оный убрус с Нерукотворенным образом Христовым. Для убруса он сделал деревянную основу, обрамил его золотым окладом, украсил жемчугом, а под иконой на вратах князь сделал надпись: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. Епископ Едесский однажды пришел ночью и замуровал икону над вратами города.
С того времени прошли века. В правление императора Юстиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу, город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица Едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну про замурованную икону. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено силой Божией.
Всякий раз, когда человек обращается к Богу, Господь его слышит. Но не всякий раз подает просимое — как в сегодняшней истории мы видим постепенное исцеление, которое стало необходимым, во-первых, по вере человека во Христа, во-вторых, — при его полном обращении к Богу. Каждый день многократно в церкви мы повторяем молитву: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Всякий раз человек приходит с какой-нибудь скорбью или болью, нуждой. И, рассказывая о жизненной ситуации, надеется, что Господь как-то ее облегчит. Чтобы благодать Божия начала действовать в нашей жизни, необходимы определенные условия — Господь очень хорошо представляет человека, причем знает каждого из нас гораздо лучше, чем каждый знает самого себя: Он — Творец человеческой души, Он — Дарователь талантов, наших способностей. Он знает наш потенциал — то, к чему человек может прийти, если его воля будет согласна воле Божией. И эти пути известны, и давным-давно многими пройдены… Одна прихожанка спрашивает: а китайцы или мусульмане как в вечной жизни будут? В вечной жизни они будут так, как начнут с Богом строить отношения в этой. А отношения эти, опять же, очень конкретны и как их нужно строить, известно. Господь сказал: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется». Дверь в вечную жизнь с Богом — это Господь Иисус Христос. Более того, Господь Иисус Христос — это Творец мира и каждого человека — и китайца, и мусульманина, и буддиста, даже сатаниста. В каждой душе заложен определенный механизм — религиозное чувство. Оно бывает поврежденным, очень умаленным по причине образа жизни, воспитания, стереотипов, пропаганды, греховности человека. Тем не менее, если он психически нормален, оно присутствует. Где бы человек ни жил, в любом народе, в любом веке, если он всерьез захочет найти Бога, он обязательно станет православным и пойдет путем практической, аскетической, духовной православной церковной жизни. Иного не дано. Другое дело, что поиски Бога у многих людей бывают показными. Но, как правило, это вера мертвая, по слову апостола Иакова: не присутствует дело веры — нет дел практических, правильных, угодных Богу, которыми человек выражает свое личное отношение к Богу. Начав творить дела веры, он неизбежно оставит все свои заблуждения — и национальные, и религиозные, и атеистические и придет встречать Христа. Так что путь ко спасению абсолютно определен. Господь его указал в Евангелии, им прожили сотни и сотни тысяч святых, явленных и сокрытых Богом от человеческого признания. Этот путь всегда начинается с первого шага — с узнавания веры во Христа и принятия ее сердцем.
Святитель Игнатий выделяет шесть ступеней ко спасению. Первая ступенька — это правильная вера. Здесь нет ничего особенного. Это свойство любого нормального человека — чувствовать, что есть Бог. Если человек этого не чувствует, то он просто ненормальный, потерявший здравый ум. У любого человека спроси, даже у дикаря в джунглях Австралии — есть Бог? Он скажет — да, конечно, есть. А вот если пойти дальше: «Кто такой Бог? Вернее, какие должны быть отношения с Богом, какие есть в мире духовные законы?» — здесь уже будет огромная разница в ответах. Поэтому первое условие спасения — это Православная вера, то есть то единственное Откровение, которое неповрежденным хранится в Восточной Православной Церкви. Духовные законы для всех времен и народов одни: Господь не меняется, и в нас одни и те же и страсти, и добродетели; последние нужно развивать.