Русская линия
Православие и современностьМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)27.08.2012 

«Вера — это единственное, что может наполнить человеческое сердце…»
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

У меня шизофрения. Митрополит Саратовский и Вольский ЛонгинХотелось бы исповедаться, но я осознаю, что не могу объективно оценивать свое духовное состояние. Причина этому — болезнь, а точнее в ее проявления в наличии бреда, нарушение логики и т. д. Когда я не пила таблетки, не лечилась еще у психиатра, то состояние было гораздо хуже, но я не понимала, что я психически больна. Было желание исповедаться, но все же не решилась. С началом лечения мое душевное состояние несколько улучшилось, но я не знаю, исповедаться или нет. Кроме того, когда я думаю о своей греховности, мне почему-то становится очень плохо (проявление болезни), а исповеди предшествует покаянные молитвы, от которых мне так же плохо. Вообще совершенно не вижу смысла и пользы в исповеди и в приготовлении к ней. Посоветуйте, что делать. Заранее спасибо. Ольга

Уважаемая Ольга, если Вы считаете себя верующим человеком, обращаетесь к Богу, то исповедоваться обязательно нужно. Психическое заболевание — это тяжелое испытание, которое посылает Господь человеку, но, тем не менее, оно в данном случае не может служить препятствием к исповеди. При мыслях о собственной греховности ни в коем случае не нужно отчаиваться. А исповедь в Вашем состоянии не только не повредит, но, наоборот, поможет Вам, потому что в исповеди действует сила благодати Божией, укрепляющая и исцеляющая всякого человека. Постарайтесь стать христианкой по-настоящему, — несмотря на болезнь. А христианская, церковная жизнь немыслима без участия в таинствах исповеди и Причащения.

Подскажите, на каком сроке беременности душа вселяется в плод? Считается ли убийством аборт, сделанный до вселения души в плод? Екатерина

Уважаемая Екатерина! По учению Церкви, человеческая душа творится Богом в момент зачатия. Поэтому аборт на любой стадии беременности считается убийством.

10 лет назад крестили моего сына в украинской церкви в Киеве (я не разбираюсь), служба шла на украинском языке. Православный батюшка говорит, что мой сын некрещеный, а 10 лет назад нам провели просто красивый «спектакль», и крестили его под паспортным именем Эрнест (церковнославянского имени ему не давали). Говорят нужно взять старых крестных и покрестить заново в православной церкви, но кума навсегда уехала на ПМЖ во Францию, а кум утонул год назад. Так крещен ли мой сын? Игорь

Уважаемый Игорь! На Украине действительно довольно много раскольничьих храмов так называемого «Киевского патриархата», «автокефальной церкви», всякого рода «истинных», «самых истинных» и прочих. Обряды, совершенные в них, не признает не только Русская Православная Церковь, но и ни одна Православная Церковь мира, потому что это раскольничьи группировки, которые находятся вне связи со вселенским Православием. Еще в 20-е годы ХХ века они получили у народа точное наименование «самосвятов». Поэтому если Вы попали в Киеве именно в такую «церковь», Вашего сына действительно надо крестить: совершенное над Вашим сыном действо не является Таинством крещения, как Вам и сказал священник. А вот старых крестных брать совершенно необязательно. Вы можете пригласить любых крестных, которые осознают, что значит быть крестными родителями, какую ответственность они несут за своих крестников.

1. После внезапной кончины моего отца на 2−3 день мне приснился сон и внезапно его голос, как будто в уши, как гром среди ясного неба: «Передай всем, что я всех очень люблю». Только эта фраза. Она меня ошеломила (это не из-за нервного потрясения, а реально как есть.) Скажите, ведь 3 дня душа находится на земле, с нами? Что с ней происходит на девятый день, на 20, 40-е дни? И что говорят святые отцы по этому поводу?

2. Я еще читала труды Игнатия Брянчанинова, где он описывает деяния аввы Арсения Великого. Когда он пошел в монашество к старцу, то старец решил его испытать, при трапезе бросил сухарь как псу, а Арсений был настолько смиренен, что встал на колени, забрал сухарь и понес в угол грызть его. Меня немного смутило такое поведение, это несколько смахивает на извращеные формы унижений или мазохизма что ли. Неужели это в порядке вещей? Я бы так не смогла. В голове не укладывается. Вроде святой, а такие вещи делает! Светлана

Уважаемая Светлана! Действительно, существует очень много примеров, казалось бы, необъяснимых ситуаций, которые происходят с людьми после смерти их близких. Чаще всего, как и в Вашем случае, трудно сказать определенно, действительно ли это было явление из духовного мира или же в Вашем сознании родился некий ответ на Ваши собственные мысли. К подобным вещам всегда нужно относиться с большой осторожностью, общепринятый святоотеческий совет — «не отвергать и не принимать». Я думаю, что в любом случае Ваш отец любил Вас, Ваших родных, и нет ничего плохого в том, что Вы еще раз получили подтверждение этому.

Если Вы хотите узнать подробнее о том, что происходит с душой человека после кончины, как и почему следует молиться о наших усопших близких, советую Вам прочитать книгу нашего издательства «Со святыми упокой».

Что касается того отрывка из жития преподобного Арсения Великого, который Вы привели. В монашеском подвиге, особенно в древние времена, в период расцвета монашества, было много такого, что может показаться современному светскому и даже церковному сознанию странным и непонятным. Недаром и возникло такое словосочетание: «монашеский подвиг». Если Вы читали житие преподобного Арсения Великого, то помните, что он был сыном сенатора и воспитателем сыновей византийского императора Феодосия I Великого—Аркадия и Гонория, наследников престола, то есть принадлежал к высшему сословию Римской империи. Естественно, что у старца, испытывавшего его, были сомнения: сможет ли человек, занимавший столь высокое положение при дворе, жить в пустыне. И то, как поступил Арсений, говорит о том, что старец не ошибся в способе «проверки» будущего послушника.

История монашества полна подвигов, которые и в древности принято было называть вышеестественными. Например, столпничество. Представьте себе: всю жизнь стоять на столпе или, как преподобный Серафим Саровский, тысячу дней и ночей молиться на камне… Сегодня это не только выше естества, но и выше понимания обычных людей, которые мало знают о монашестве и не живут монашеской жизнью. Поэтому эти примеры не стоит оценивать с точки зрения современного образа жизни, с позиций «прав человека» и тому подобных замечательных вещей, которые все же находятся в стороне от христианства и особенно от монашества.

Я много лет болею, но обратился к Богу и Церкви, когда мне было лет 27−28. Стал усиленно молиться, исповедоваться, причащаться, собороваться, ездить по святым местам. Мне стало легче, намного, я даже начал забывать про свои болезни. Потом я погряз в игромании. 3,5 года безвылазно убивал свое время, в церковь почти не ходил, к таинствам готовился с трудом, играть не прекращал. И вот результат — заболел еще сильнее, да так, что нет практически живого места. Для начала бросил игру. Покаялся, причастился, стал чаще бывать в церкви. Чувствую, что болезнь никак не хочет отступать, а крепко держит меня за горло. На ум все чаще приходят слова из Писания: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43−45). Мне кажется, это все про меня. Как мне выйти из этого состояния, когда из-за болезни, а также лени, трудно стало молиться. Руки опускаются. Сейчас мне 36 лет. Михаил

Уважаемый Михаил! Вашу ситуацию можно победить только усилием воли и молитвой, сосредоточенной, внимательной жизнью. Вам нужно заново в Вашем возрасте воспитывать в себе те навыки, которые обычно закладываются у человека в отрочестве и в юности- и терпение, и постоянство, и умение заниматься тем, чем надо, а не тем, чем хочется. Вам придется заново воспитывать самого себя, понимая, что тот путь, на котором Вы находитесь, — путь, который приведет к преждевременной смерти, и духовной, и физической. Здесь очень могут помочь вера в Бога и таинства Церкви. Вера — это единственное, что может наполнить человеческое сердце, жаждущее очень многого, но получающее от мира одну только суету и какие-то фальшивые ценности. Никто не вытащит Вас из этого болота, кроме Господа, но и Вам нужно приложить усилия: Бог не может помимо Вашей воли сделать так, что сегодня Вы заснули одними человеком, а завтра проснулись совершенно другим. Так, к сожалению, не бывает.

С детства считая себя православной. Когда стала исповедоваться и причащаться, поняла, нет, почувствовала, что Православие — это жизнь, что им надо жить, а не примирять на себя, как позы или манеры. Утреннее и вечернее правило стало важнее и нужнее утренней зарядки и вечерней тренировки. Службы в храме важнее киноклуба. Но прошедшие годы спорт, танец, музыка, кино были частью меня. И теперь — как у М. Пруста — печенье, вместе со вкусом которого всплывают образы и чувства, — вместе с музыкой, фильмами оживает то, что долгие годы было дорогим, важным. Вроде, это в прошлом. Но отказываясь от всего прежде любимого, боюсь стать ханжой. А начиная танцевать, понимаю, что теряю ту тишину, которая живет в душе после храма.

Подходите ко всему с рассуждением, помните, что никто не заставляет Вас превращаться в какого-то замкнутого, нелюдимого, сурового человека. Это отнюдь не образ христианина, а нечто напускное, что, бывает, человек, только начинающий жить церковной жизнью, примеряет на себя.

Можно ли христианину слушать музыку? Можно. Можно ли смотреть кино или делать утреннюю зарядку? Можно. Зарядку даже нужно. Можно ли время от времени, скажем, танцевать? Наверное, в каких-то ситуациях можно, особенно, если Вы молоды. Можно делать все, что не мешает человеку быть христианином, не разрушает в нем христианского устроения души. Как сказал апостол: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

Некоторые православные распространяют видео с названием «Осипов еретик». Но вроде Церковь не объявляла его еретиком, да и на своем опыте знаю, что лекции Л.И. Осипова не ересь. Можно ли православному распространять такие видеоролики про Осипова, протодиакона Андрея Кураева, да и вообще про духовенство? Сергий

Да, уважаемый Сергий, я знаю, что к Алексею Ильичу Осипову есть всякого рода вопросы и претензии. Я считаю, что он не еретик, а просто человек, у которого в условиях так и не сложившейся культуры нормальной богословской дискуссии в нашей Церкви, по отдельным вопросам есть какие-то свои богословские мнения. Это печальная, но объективная ситуация, связанная с тем, что мы все-таки вышли из времени «вавилонского пленения» достаточно пострадавшими. Таких людей, как Осипов, у нас, к сожалению, очень немного. Он интересный мыслитель и замечательный лектор. Я знаю огромное количество людей, которым очень помогли на пути к вере его лекции, вижу в них огромную пользу. Некоторые его мнения действительно могут быть оспорены и оспариваются, однако это нужно делать в спокойной, я бы сказал, академической манере, не вешая на человека всякого рода ярлыки — «еретик» и прочее.

Относительно распространения такого рода фильмов, роликов. Люди свободны в своих действиях, мы не можем никому ничего запретить. Однако нам самим нужно с рассуждением подходить к тому, что мы встречаем в интернете.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61 036&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru