Православие.Ru | Старец Дионисий (Игнат) | 22.08.2012 |
Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.
Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.
Предлагаем вниманию наших читателей собрание коротких поучений старца.
***
Священники и еще более архиереи должны быть словно солнце — так они должны светить простым верующим. Священник — это апостол нации, он должен защищать веру и народ. Мы христиане и румыны.
***
Огромная беда наша заключается в том, что у нас, румын, есть большой недостаток: мы не любим друг друга, мы готовы на каждом шагу уничтожить друг друга, свой народ, мы ненавидим друг друга, завидуем друг другу. Мне жаль, что я должен сказать это, ведь я румын, таковым себя считаю — добрым румыном и люблю свой народ.
***
Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов. Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг — Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума.
***
Мы знаем истину — православную веру; будем же хранить ее и чтить, а у других свое. Тот факт, что я люблю ближнего, не означает, что я принимаю или одобряю его веру и его страсти. То же самое и с разделениями внутри Православия.
***
Будем советовать друг другу с кротостью, советованием духовным, отсечем свои нервы, и тогда сойдет на нас Дух Святой.
***
Пребывающему в пустыне, в безмолвии более всего нужна искусность, чтобы уразумевать прельщения сатаны.
***
Смотри, вот из чего ты можешь понять, что кто оставил родной монастырь[1], тот в руках диавола: искуситель смешивает его мысли со своей злобой, а бедный монах этого не понимает. Он думает, что это его собственные мысли, и мало-помалу начинает мнить, будто у него все хорошо в духовной сфере, но ошибается. А что потом делает враг, когда убедит нас творить его волю и приучит нас к этому? Он стоит в сторонке и смеется над нами.
***
Великую награду ты получишь от Бога, если потерпишь в том месте, где стал монахом и где постриг волосы свои в знак обета. Помни, великую награду!
***
Мы ходим в храм не для того, чтобы читать, а чтобы питаться. Каждое читаемое слово мы должны «переварить», иначе зря читаем — мы не понимаем ничего и остаемся ним с чем.
***
Как нужно молиться? Будем произносить самую короткую и самую сильную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить молитву с умилением, как если бы Христос стоял здесь с нами. Нужно молиться от сердца, от души, от истины.
***
Как видно, все разделения в Церкви произошли не по мотивам непосредственно догматическим, а по причине страстей и эгоизма. И более всего — из-за первенства. Не было обсуждений, где каждый мог бы уступить со своей стороны. И лишь затем возникли догматические различия.
***
Мы видим, что в Православии, несмотря на все смятения, вызываемые врагом, до VII Вселенского, всемирного Собора положение дел можно было поправить, а потом это становилось все сложнее и сложнее. Враги Православия всегда искали повод к распрям, чтобы разъединить нас. Они действуют тонко (изощренно), и если ты невнимателен, то даешь маху.
***
Что мы говорим сегодня? «Архиереями были они, архиереи и мы тоже. Они провели Вселенские Соборы, руководясь Духом Святым; мы же сегодня можем менять это, потому что мы тоже архиереи». Но это не так. У них имелась святость и духовная простота. Есть ли у нас нечто подобное сегодня? Едва ли.
***
Какой великий дар дал людям Бог — свободу выбирать между добром и злом! Ты знаешь, что этот путь — тесный и скорбный, ведущий в рай, а тот — широкий, ведущий в погибель. Хочешь — спасаешься, не хочешь — не спасаешься.
***
Если мы, монахи, не ищем простоты, то знай, что мы движемся к краху. В монашестве не годится следовать своему мудрованию. Нужно отказаться от него полностью и применять сказанное святыми отцами. Многие сегодня приходят в монашество образованными, и когда дело доходит до послушания, то ум говорит им, что они лучше знают, что нужно делать. Но так не пойдет. Это крах.
***
Ты уходишь в монастырь, но и там, где утешится сердце твое, осеняй себя крестным знамением, бей поклоны и решительно иди вперед. Однако не думай, что у тебя не будет искушений. Не то чтобы место изменится, а придет искуситель, чтобы изменить твои мысли. Без искушений мы не можем спастись, так или иначе. Будем же молиться благому Богу, да не пошлет Он нам искушений свыше наших сил. Мы можем хорошо подумать, прежде чем выбрать место, ну, а потом уже решительно пойдем вперед.
***
Как православный врач ты должен исполнять свой долг, ибо тебя обязывает к тому слово Божие: «Болен был, и вы посетили Меня"[2]. Когда у тебя есть телесная наука и благодать Святого Духа, будет тебе преуспеяние душевное и телесное. Больному человеку ты даешь лекарства, но если скажешь ему еще что-нибудь духовное, то больше ему поможешь. Поможешь вдвойне.
***
Нужно иметь терпение в страданиях и скорбях. Бог не наказывает, а утешает тебя, испытывает, и тебе будет великая награда от Бога. Не думай, будто Бог наказал тебя. Бог ближе к больным, а значит, и к тебе.
***
Духовник, стар он или молод, не наставит тебя на плохое, потому что имеет благодать от Бога. Так учит нас Церковь. Он будет говорить тебе только для исправления твоей жизни, то, на что просветит его Бог.
***
Всегда нужно больше молиться. Не видишь, что сказано? «Непрестанно молитесь, всегда благодарите"[3]. И в другом месте: «Без Меня не можете делать ничего"[4]. Нужно делать больше для Бога. Чем больше мы молимся, тем больше сходит благодать Духа Святого на нас. Но страдания были всегда. Нужно иметь терпение.
***
Мы очень хорошо видим, что без Бога не можем сделать ничего и что все хорошее исходит только от Бога. Христианство, Православие есть Истина. Нет иной истины на лице земли, кроме Бога Иисуса Христа и Церкви.
***
Спаситель сошел с небес и был послушлив, работал руками, трудился, плакал. Зачем? Чтобы показать нам пример.
***
Православие сохраняется главным образом в монастырях. Там — оплот. В монастырях отцы подвизаются и хранят Истину, а на приходах делаются всякого рода изменения.
***
Колдовство — средоточие всех бесовских страстей. Какая связь между тьмою и Светом? Колдовство — чисто бесовское дело. Какое бы зло мы ни терпели, будем близки к Церкви, к Истине. Чего христианам искать у колдунов? Стыдно нам, румынам, народу, родившемуся христианским, оставлять Истину и идти к сатане. Сатана, как бы мы ни угождали ему, никогда не пожелает нам добра.
***
Не осуждайте, если кто будет преуспевать духовно, действуя с лукавством. Он будет преуспевать в какой-то момент, по действию сатаны, а потом. Святые апостолы, пророки очень хорошо указали нам путь, по которому мы должны идти, мы это знаем прекрасно; но поскольку только читаем целый день, а сами не печемся.
***
Монах — что духовный солдат, ему нужен большой дозор: если он дезертирует из казармы, окажется в опасности, ибо переходит в ведение сатаны.
***
В любой ситуации, сколько бы скорбей на нас ни обрушилось, надо возлагать надежду на Бога, а самим пребывать в мире (изо всех сил стараться сохранять мир в душе), быть добрыми и спокойными, ибо нервы — это нехорошо. Нервное раздражение губит человека и душевно, и телесно. Есть такие ситуации, когда мы вроде бы имеем полное право волноваться, ведь за ними стоит действие сатаны, но мы будем сохранять спокойствие, с терпением и любовью к ближнему.
***
Кто отдаляется от Церкви, тот отдаляется от всего своего блага, и душевного и телесного. Это Истина. Истина есть Церковь, Православие.
***
(О настоятелях, которые, если монахи заболевают и становятся непригодными к работе, отсылают их домой: «Возвращайся к себе домой!») Видишь, нет рассудительности. Как можно выгонять монаха, принявшего постриг в этом монастыре? Да простят меня, но не достоин ли такой руководитель того, чтобы пересчитать ему ребра? Монаха, если он становится немощен телом, но не творит беззаконий в монастыре, нельзя выгонять из родного для него монастыря. Нужны духовные руководители с рассудительностью.
***
За грехи наши, всего человечества, за беззакония, которые творятся вокруг, боюсь, что отнята благодать Святого Духа и от продуктов, фруктов и овощей. Кладешь их в рот, а они не хотят опуститься в желудок, потому что невкусны. И вкус продуктов — тоже дар от Бога, но теперь всё пресно.
***
Древние отцы много работали, но никто из них не роптал. Ты зря трудишься, если ропщешь. Каждый из них стремился сделать как можно больше, и они не смотрели на то, что другие не работают, это их не интересовало. Они радовались, что могут потрудиться как можно больше для Господа. Посмотри на эконома монастыря святого Иоанна Лествичника — когда он отошел ко Господу, из его стоп потекло благоуханное миро. Это было воздаяние за его угодный Богу труд на пользу братства[5].
(Продолжение следует.)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
[1] Родной монастырь — то есть первый, изначальный монастырь, в котором монах принял постриг.
[2] Мф. 25: 36.
[3] Ср.: 1 Фес. 5, 17−18.
[4] Ин. 15: 5.
[5] См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 4. § 34. О преподобном Мине. М., 2004. С. 57.