Русская линия
Татьянин день Владислав Соколовский,
Роман Гультяев,
Диакон Александр Занемонец
20.08.2012 

Тайны Преображения

В день Преображения Господня три специалиста — гида по Святой Земле Гора Фавор— рассказали «ТД», почему свидетель Преображения апостол Иоанн ничего не написал об этом событии в своем Евангелии, какое стратегическое значение имел Фавор для Израиля и из-за чего дерутся христиане на праздничной литургии 19 августа.

Почему молчит Иоанн Богослов?

О Преображении Господнем пишут Матфей, Марк и Лука. Удивительная вещь: Иоанн Богослов, единственный из евангелистов, который был свидетелем Преображения Христа, не говорит о нем ни слова. Почему?

Диакон Александр Занемонец, преподаватель истории Византии в Хайфском Университете:

 — Место рассказа о Преображении тесно связано с композицией каждого из четырех канонических Евангелий.

У трех евангелистов — синоптиков Преображение находится в центре евангельского рассказа, если считать не по главам, а по стихам. В Евангелиях это событие находится посередине и по сюжету и по смыслу из-за того, что оно имело очень важное богословское значение, потому что именно в момент Преображения апостолы увидели и поверили, что Христос — Сын Божий.

Евангелие от Иоанна построено совершенно по-другому. Повествование в нем более свободно и не так тесно, как в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, связана с хронологией жизни Спасителя

Гора-фаворит

В Православной традиции Преображение однозначно связано с горой Фавор и даже Святые Отцы называли свет Преображения «фаворским». Однако в Евангелиях о названии горы, на которую взошел Спаситель с тремя Иаковом, Иоанном и Петром, не сказано ни слова. Почему же христиане уверены, что Христос преобразился именно на Фаворе?

Владислав Соколовский, гид по Израилю, докторант Еврейского университета в Иерусалиме:

 — В Евангелии от Матфея после рассказа о пребывании Спасителя в Кесари Филипповой сказано: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними».

Претендентов на высокую гору в Галилее достаточно много. Это может быть Хермон, который стоит прямо над самой Кесарией Филлиповой, или гора Нерон, которая известна как одно из древнейших мест пребывания человека. Фавор, с одной стороны — самая дальняя из всех высоких гор на Севере Израиля, за которой начинается равнина. А с другой стороны, это потрясающее по своей красоте место, отдельный пик, возвышающийся посреди равнины.

Фавор сильно доминирует над окрестностями. Собственно, от названия горы Фавор произошло во всех языках слово «фаворит».

Фавор, как самая высокая гора на Севере Израиля, был важным стратегическим пунктом. У подножия горы происходили некоторые сражения иудеев с язычниками, упоминаемые в Ветхом Завете. Иосиф Флавий, который был командиром Галилеи в 66 — 70 г. г., обнес вершину горы оборонительной стеной и сохранил за ней стратегический статус. В иудейской религии Фавор не имел специального значения, как, например, Храмовая Гора в Иерусалиме.

Когда царица Елена прибыла на Святую Землю, чтобы определить, где находятся места, упоминаемые в Евангелии, она ориентировалась и на рассказы живших там людей, и на евангельское повествование. Была ли традиция почитания определенной горы как места Преображения Господня до Елены, неизвестно.

Потом на Фаворе построили византийскую церковь. Во времена крестовых походов новый храм соорудили крестоносцы. А в конце XIX — начале XX в.в. на Фаворе появились те церкви, которые находятся там и сейчас.

Кто успел, тот и причастился

19 августа на горе Фавор православные христиане празднуют Преображение Господне. Почему праздничная литургия служится не утром, а ночью, как на Пасху? И какого облака ждут верующие каждый год?

Роман Гультяев, гид по Святой Земле, аспирант Иерусалимского университета:

 — На Святой земле верующие во во главе с Иерусалимским патриархом Феофилом отправляются в Галилею, на гору Фавор. В шесть часов вечера служится вечерня православного храма Преображения, а в 22−00 начинается утреня, которая плавно перетекает в литургию, и к этому времени уже подходят паломники из Греции, Румынии, Грузии, Сербии, других стран и, кончено же, из России. В этом году было около 20 групп русских паломников человек по 40−50.

Многие поднимаются на гору пешком (это полтора часа ходьбы), кто-то приезжает на своей машине или на такси прямо наверх. Часов в 11−12 ночи там так тесно, что просто яблоку негде упасть.

Духовенство выносит на улицу специальный подиум и там устраивает алтарь. На антиминсе совершается литургия, Евангелие читается на разных языках: сначала на греческом, потом на арабском, потому что православные арабы — это местное население, потом, конечно же, на русском, румынском, сербском… Выбор языков зависит от того, из каких стран приезжают паломники.

Все, естественно, стараются причаститься на службе. Конечно, бывает не без драки, потому что нет никакой организации. Арабы, греки щипаются и кусаются, все кричат, особенно гречанки. А русские все это терпят и спокойно причащаются.

После службы, кто-то расходится, а кто-то, в основном русские, ждут облако. Под утро, на гору спускаются облака, и, естественно, всем это напоминает то самое облако, из которого 2000 лет назад прозвучал голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».

http://www.taday.ru/text/212 807.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru