Русская линия
Крестовский мост Ольга Кирьянова15.08.2012 

Партизанами командовал дьячок Василий
Что делала Русская Церковь во время Отечественной войны 1812 года

В московском храме Покрова в Филях 1 сентября будут совершать панихиду по Александру I, М.И.Кутузову и их сподвижникам. Дата вовсе не случайна: это годовщина военного совета в Филях 1812 года. А традиция таких ежегодных служб здесь установилась ещё с первой трети XIX века. В этом храме есть уникальная Смоленская икона Божией Матери. Она необычно большого размера. И обрамлена клеймами — так называются в иконописи самостоятельные композиции, дополняющие основное изображение. Каждое из клейм на этой иконе повествует об одном из эпизодов Великой Отечественной войны 1812 года.

Немало событий той войны неразрывно связаны и с церковной историей. Об этом многие годы замалчивалось. Но теперь историческая правда возвращается.

Мясной склад в монастыре

Захватчики целенаправленно атаковали Церковь. Они кололи на дрова иконы и использовали их в качестве мишеней, выбрасывали мощи святых, кощунственно использовали священнические облачения и литургические сосуды. Более всего от мародёров пострадали храмы и монастыри Москвы. В Успенском соборе Кремля, превращённом в конюшню, гвозди для хранения упряжи вбивали прямо в иконостас, одновременно шла переплавка риз, ободранных с икон и богослужебных предметов, из золота и серебра. На одном из столпов собора была впоследствии найдена запись о том, что переплавке подверглись 325 пудов серебра и 18 пудов золота. Немногие уцелевшие иконы нашли исцарапанными, с выколотыми глазами. Мощи святителя Филиппа и царевича Димитрия оказались выброшены из ковчегов. В церквях Заиконоспасского, Покровского, Новоспасского, Симонова, Донского и других монастырей, в Казанском соборе на Красной площади и в храме Василия Блаженного размещались лошади французской кавалерии, в Высокопетровском монастыре устроили мясной склад. Как писал очевидец, в соборном храме монастыря «на паникадилах и вколоченных в иконостас гвоздях висели внутренности животных и разные птицы».

Священников подвергали пыткам

Священнослужителей, оставшихся в захваченной Москве, неприятельские солдаты пытали в поисках церковных сокровищ. Пыткам подвергались насельники Донского, Сретенского, Богоявленского, Покровского, Новоспасского и других московских монастырей. Послушница Алексеевского монастыря была замучена до смерти. Известен случай, когда клирик одной из московских церквей, пытками принуждаемый открыть место хранения церковной ризницы, указал на тайник с собственным имуществом, тем самым сохранив храмовые святыни.

Уходя из Москвы, французы пытались взорвать Кремль, однако внезапный дождь намочил пороховые заряды и частично загасил подведённые к ним фитили. Взрывом разрушило лишь верхнюю часть Никольской башни Кремля. Находившийся на ней чудотворный образ святителя Николая остался цел, так же как и икона Спасителя на Спасских воротах, хотя стены вокруг неё рухнули.

С молитвой и ружьём против Наполеона

В первые дни войны по приказу Александра I викарием Московской епархии Августином была составлена особая молитва о даровании победы над французами. Её напечатали тиражом 1500 экземпляров и разослали по храмам Москвы для ежедневного чтения на литургии.

Всего в Отечественной войне в рядах ополчения сражалось более 400 человек из духовного сословия.

Немало священнослужителей руководили партизанскими отрядами, действовавшими в Московской губернии. Во главе одного из наиболее крупных отрядов стоял священник Рождественского собора Вереи отец Иоанн Скобеев. Другим, достигавшим численности 500 человек, руководил дьячок храма села Рюховского Волоколамского уезда Московской губернии Василий Рагузин.

Святая вода с Лобного места

1 декабря 1812 года был совершён чин освящения освобождённой Москвы. С Лобного места епископ Августин символически окропил город святой водой, а затем состоялось одновременно три крестных хода — к Ильинским, Никольским и Варварским воротам. Полностью богослужения в московских храмах и монастырях возобновились лишь к 1814 году.

25 декабря 1812 года, в день, когда захватчики окончательно покинули Россию, был обнародован императорский манифест о строительстве в Москве храма Христа Спасителя, ставшего памятником Отечественной войне.

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=212


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru