Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина19.06.2002 

ПРИТОРНЫЕ ВЗДОХИ О НЕСТЯЖАТЕЛЯХ
Обзор публикаций СМИ на религиозные темы: 10 — 17 июня. 12-летие интронизации Патриарха Алексия. — Монастырская экономика. — Памятник Папе Римскому. — Педофилия в Католической Церкви. — Мультфильм об Иисусе Христе.

За прошедшую неделю в российских СМИ большинство публикаций, связанных с Православием, были посвящены 12-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Правда, большинство СМИ упоминают об этом событии только в новостных колонках и предельно кратко. Создается впечатление, что новость имеет дежурный характер и сообщается скорее как анонс, нежели информация, имеющая какое-либо серьезное значение. Исключением можно считать публикацию на сайте РИА-Новости «12 лет назад состоялась интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго», в которой подробно излагается биография Патриарха, а также дается позитивная оценка его деятельности: «Патриарх уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. В годы патриаршества Алексия Второго Церкви была возвращена возможность осуществлять религиозно-образовательную деятельность, благотворительность и служения милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения. За время патриаршего служения нынешнего предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий, восстановлено множество и монастырей, открыты более 100 духовных учебных заведений. В ОВЦС подчеркивают: „Мир и согласие в обществе, в котором неустанно проживает Патриарх Алексий, обязательно включает в себя и благожелательное человеческое взаимопонимание и социальное сотрудничество между приверженцами различных религий и мировоззрений“.
Похожая публикация под названием „В России отмечают 12-летие интронизации Патриарха Алексия II“ появилась и на сайте „Мир религий“.Она посвящена описанию праздничного Богослужения, а также биографическим подробностям жизни и служения Патриарха.
Из газетных публикаций нам удалось обнаружить только одну, за 10 июня, посвященную 12-летию интронизации Алексия II, — в газете „Россия“. В статье „Патриарх „сдюжил“ также излагается история жизни Патриарха, более живая и эмоциональная, чем в новостных сообщениях. А затем вместе со старательно скрываемым сожалением по поводу невозможности очно поздравить главу Православной Церкви автор Л. Ивакин высказывает поздравления в адрес Патриарха: „К вам нас не допустят, да мы и не рвемся. Но примите и от нас, Ваше Святейшество, поздравление с годовщиной интронизации. И пожелание в торжественной шумихе расслышать голос тех, кто вам особенно дорог. Древних друзей или родственников. Вам виднее. Ведь только это греет душу и дает силы для дальнейших трудов. Желаем вам в добром здравии встретить и тринадцатую годовщину вашей интронизации. Вот только одна неприятность: дюжина в следующем году будет непростая. Однако не вас этим смущать. Сдюжите с Божией помощью“.
Другая тема, затронутая в средствах массовой информации, касается „земельного вопроса“. Так на сайте „Мир религий“ в публикации „Патриарх за передачу монастырям сельхозугодий, которые они возделывают“ сообщается об открытии выставки „Монастырская экономика в прошлом и настоящем“ в Центральном выставочном зале „Манеж“, а также о предложении Патриарха Алексия закрепить на законодательном уровне за православными монастырями право на владение землей, которую они обрабатывают: „В истории России, подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви, монастыри были не только духовными центрами, но и, владея большими земельными угодьями, показывали пример рачительного землепользования, были источниками многих новаций в сельскохозяйственной индустрии. Этот опыт, по его словам, в наши дни вновь получает развитие в возрождаемых обителях, где молитвенный подвиг сочетается с физическим трудом. Патриарх призвал поддержать подобные начинания, служащие общественному благу. В качестве примера он привел Троице-Сергиеву лавру, которая со своих угодий ежедневно кормит до тысячи человек — паломников, малоимущих, детей-сирот. Патриарх приветствовал закрепленные недавно за Церковью налоговые льготы“. В статье также сообщается мнение полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко по этому вопросу. Он поддержал Патриарха и привел в пример одно из передовых хозяйств — колхоз „Воскресение“, который возглавляет наместник одного из московских монастырей. „Люди здесь поверили в себя, и это показывает, что бизнес можно вести честно. Где есть Бог, там есть только правда и любовь — это должны понять отечественные предприниматели“, — подчеркнул полпред президента.
На сайте „Страна.ру“ появилось сразу два интервью с одним из главных организаторов выставки митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием, который полагает, что „несмотря на разрушенную экономику, основной целью должно оставаться духовное возрождение монастыря“, а „если Минфин считает, что церковными налогами он сможет пополнить бюджет, то этот расчет неверен“.
Публикации, касающиеся передачи монастырских земель в право собственности, в основном носят информационный и нейтральный характер. На этом фоне иначе выглядит публикация от 14 июня на сайте „Религия в России“ под названием „Иметь или не иметь“. Хотя на первый взгляд статья не имеет отношения к событию: в ней ни слова не сказано о предложении Московского Патриархата, не дается никаких оценок проблеме владения землей монастырями. Нет, в ней рассказывается об „одном очень показательном споре“ в истории Православия. Автор Ирина Рыжкова имеет в виду историю „принципиального спора между преподобными Нилом Сорским и Иосифом Волоцким“. Она утверждает, что „до сих пор эта дискуссия не завершена и вряд ли в ближайшем будущем завершится“. Далее излагается история „спора“ для непосвященных читателей с комментариями вроде: „В этом сугубо теоретическом споре оказалось завязано так много практических, политических интересов, что исход Собора повлиял на весь дальнейший путь развития Руси. Победили стяжатели, иосифляне, земли и имущество остались при монастырях. Крепко стоявший ногами на земле Иосиф добился осуждения заволжцев. На вопрос иметь или не иметь был дан однозначный ответ: иметь. После смерти Нила Сорского скиты были закрыты, а последователи святого осуждены“. Из всей этой истории, рассказанной как бы без всякой связи с происходящим, будто сказка на ночь, делается вывод: „Русская Православная Церковь по сей день, невзирая на пережитую трагедию, организация богатая и активно преумножающая свое состояние… Но суть одна: православные монахи занимаются предпринимательством, мотивируя это нуждами веры… Мы до сих пор вспоминаем и обсуждаем детали спора нестяжателей с иосифлянами, а среди наиболее активной части православных есть ярые поклонники тех и других. В основном, конечно, святого Нила. Романтической философии нестяжания больше всего жаль, даже если понимаешь, что в реальной жизни ей бы в любом случае места не нашлось. Отшельник Нил с его сухой корочкой и книгами до сих пор восхищает воображение. Иосиф с его кипучей энергией скорее видится прототипом акунинских персонажей из „Нового Арарата“ (это не батюшка, а ядро, которым выстрелили из пушки!), обаятельным по-своему, но все-таки чужим“. „Ненавязчивость“, с которой автор погружает читателей в проблему „нестяжания“, на самом деле имеет не „просветительскую цель“ (мол, вот, дорогие читатели, какие казусы случались в прошлом), а идеологическую — сформировать у читателей „осуждение“ стяжателей. Чтобы затем, уже с именно с этой точки зрения, они могли оценить заявления Патриархии о передаче земель во владением монастырям. Как продолжение политики „все-таки чужого“ Иосифа.
А чтобы читатель не заподозрил нас в предвзятом отношении к автору Ирине Рыжковой, мы отметим другой материал этого автора, вышедший днем раньше, под многообещающим названием „Женщина в Церкви“. В первых же строках своей статьи автор сообщает, о том, что „в Православной Церкви существует проблема женского священства“. Об этом Ирина Рыжкова узнала „только из передовых западных брошюр“. Отметив, что, возможно, такой проблемы и нет, автор, как бы противореча себе, сообщает, что „уже лет тридцать вопрос о рукоположении женщин обсуждается в кругах православных богословов, и мнения многих из них успели заметно измениться в сторону большей терпимости“. Далее воспевается Элизабет Бер-Сижель, ученая из Франции, „логические построения и недюжинная настойчивость которой в продавливании рукоположения женщин приносят свои плоды“. Автор немного углубляется в историю вопроса, отмечая, что „вопрос о рукоположении женщин, даже внесенный в официальную повестку, просто игнорируется представителями РПЦ“. Г-жа Рыжкова делает тонкие различия между феминистками и женщинами, желающими быть „священницами“. При этом, кажется, что автор целиком на стороне традиционно настроенных православных верующих: она воспевает бабушек, сохранивших веру в годы советских гонений на веру и, фактически, без рукоположения ставших такими „диакониссами“. Но затем приводит слова известных женщин-богословок — Деборы Белоник, Кириаки Фитцджеральд, Верны Харрисон и Элизабет Бер-Сижель, которые „искренне недоумевают и возмущаются тому, что входить в алтарь могут только мужчины, он закрыт даже для новорожденных девочек, которых принесли крестить. Переживают, что при сохранении таких порядков православие станет еще более уязвимо для критики“. Вот оказывается, о чем забота — об уязвимости Православия! Но это опять же — обертка. А под ней — желание смутить, „бросить камень в воду, чтобы пошли круги по воде“, возбудить недоумение и досужие разговоры. Сделать актуальным — неактуальное. Навязать то, о чем до этого и мыслей не было. Этот известный прием давно существует в политическом, да и просто социальном консалтинге. Ничего нового…
Очередная порция политинформации о „скорой“ и „неизбежной“ встрече Патриарха Алексия и Папы Римского опубликована на сайте „Мир религий“ под названием „В Ватикане заявили, что встреча Папы и Патриарха может состояться, но не в Москве“. Авторы ссылаются на кардинала Вальтера Каспера, возглавляющего Папский совет по христианскому единству. В информации сообщается, что „католические иерархи делают все возможное для его возобновления диалога“ между Москвой и Ватиканом. „Кардинал Каспер высказал мнение, что встреча Папы Римского и Патриарха может состояться вне России, в какой-либо третьей стране. Глава Папского Совета по христианскому единству высказал уверенность, что две Церкви найдут решение, которое позволит возобновить диалог“, сообщает „Мир религий“, выдавая желаемое за действительное, так как пока никаких изменений в сторону потепления отношений между Православной и Католической Церковью не происходило. Но торг уже предложен.
Публикации, касающиеся католицизма, были посвящены двум диаметрально противоположным (а может быть, тесно связанным) вопросам — создание памятника Папе Римскому и скандал в Католической Церкви Америки.
„Мир религий“ в публикации „Во Львове появится памятник Иоанну Павлу II“ со ссылкой на „Интерфакс-Украина“ сообщает, что „памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II будет открыт 25 июня во Львове возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы“. Никаких объяснений, с чем связана такая спешная „мраморизация“ Папы, не дается.
Однако на сайте „infonews“ в статье „Папу Римского почти канонизировали“ сообщается, что памятник на Украине — не первый, что уже две бронзовых скульптуры „исполнены в его честь польским ваятелем Марианом Конечным; одна из них установлена в Лихени, вторая — в Лежаньске“. В статье желание увековечить Папу при жизни объясняется неудержимой любовью народных масс к „харизматичному“ вождю. Правда, автор высказывает саркастическое предположение, что в связи с ростом любви „в дальнейшем Папе (вернее, соответствующим службам) придется строго следить за сохранением мистической триады“ и не допустить увеличения количества памятников, ибо это будет уже „безвкусицей“. „Бессмертие на полотнах и в бронзе Папа себе уже обеспечил. Дело за малым: обеспечить место на небесех“, — завершает автор, предположив, что и за этим „не заржавеет“.
Но все же более живой интерес у журналистов вызывает не нарастание любви к Папе, а проблема педофилии в американском католицизме. В Далласе на минувшей неделе прошла беспрецедентная встреча католических епископов США, сообщает „Газета.ру“ в статье „Два дня всеамериканской педофилии“. „Под давлением общественности и прессы прелаты почти согласились лишать духовного сана всех совратителей. Правда, их мнение об участи покрывателей педофилов пока не определилось“, — говорится в статье. В статье сообщается, что священники должны принять проект „Договора по защите детей и молодежи“, который был распространен среди участников встречи на прошлой неделе: „За это время авторы документа из Союза католических епископов США получили сотни поправок, которые уместились на 107 страницах. Большинство изменений затрагивает вопросы наказания для тех священников, кто согрешил один раз, а также глав епархий, покрывающих их деяния“. В статье сообщается, что „по результатам недавних опросов, 80% католиков США поддерживают позицию полной нетерпимости… По данным телеканала ABCNews, за последние пятьдесят лет детей американских католиков мучили не менее 1500 педофилов в рясах“. Однако может получиться так, отмечает автор, что даже принятый суровый „договор“ относительно наказания провинившихся священнослужителей будет „приостановлен“ Папой Римским: „Он, как известно, недоволен жесткой позицией католиков США“.
На сайте BBC в статье „Американские епископы спасают церковь“ отмечается, что кроме решения дисциплинарных вопросов, американские епископы должны решить „и более глобальную задачу. Как спасти репутацию, которая сильно пострадала в результате нескончаемой череды скандалов? И как поправить финансовое положение церкви, которая за последние полгода почти лишилась пожертвований?“. Далее снова излагается история скандала, а после приводятся два основных мнения, царящих в среде священников: „Большинство съехавшихся в Даллас являются сторонниками нулевой терпимости и выступают за то, чтобы лишать сана любого священника, уличенного в сексуальных домогательствах. Другие считают, что можно сделать поблажку для тех, кто совершил проступок всего один раз, много лет назад“.
„Священники-педофилы обвиняют родителей совращенных детей“, сообщает „Утро.ру“. „Интересная система защиты священников-педофилов выдвинута адвокатами. Как передает NTV-International, теперь священники обвиняют родителей совращенных детей в том, что они плохо следили за своими детьми“. Такой довод мог быть выдвинут, наверное, только в американских условиях, когда адвокаты ради благоприятного для клиента исхода дела готовы на все, даже на казуистические парадоксальные обвинения, отмечается в статье, посвященной проблеме адвокатской защиты американских священников.
На сайте НТВ.ру сообщается, что „Священников-педофилов будут отлучать от паствы при сохранении сана“. Несмотря на то, что „заседания проходили на фоне непрекращающихся акций протеста, участники которых требовали проявить по отношению к виновным самые жесткие меры“, собравшиеся „не рискнули учредить политику абсолютной нетерпимости, хотя бы потому, что согласно мнению многих, Ватикан бы немедленно ее отверг. Теперь любой священник, признанный виновным в сексуальном надругательстве над ребенком — в настоящем или прошлом — будет отстранен от прямых контактов с паствой, однако не обязательно будет лишен сана“. То есть священник, совершивший такую „оплошность“, будет продолжать служить, „однако без участия в мессе и без права ношения одежды священника“.
На сайте газеты „Известия“ размещена статья „Запоздалое покаяние“, в которой цитируется мнение по поводу скандала обозревателя радио „Свобода“ Джованни Бэнси: „Во многом этот скандал направлен против определенных аспектов политики Иоанна Павла II, против его во многом консервативного подхода. Никто не знает, насколько заявления пострадавших соответствуют действительности, хотя, безусловно, сама проблема существует, и этого отрицать невозможно. Однако критики Папы все чаще говорят, что это печальный результат того, что Католическая Церковь навязывает своему духовенству целибат. Однако защита целибата — один из главных оплотов доктринальной деятельности Иоанна Павла II“.
В статье „Епископ или демократия?“, опубликованной на сайте „Вести.ру“, уже более подробно сообщается о том, какие решения были приняты и делаются предположения о том, куда это может привести Католическую Церковь. Автор сообщает, что предполагаемая жертва насилия и ее родственники „должны получить комплексную помощь от епархии, потому что первой обязанностью Церкви является исцеление человеческой души. В каждой епархии должна быть создана особая комиссия, состоящая преимущественно из мирян. Эта комиссия рассматривает все случаи сексуальных домогательств и, если жертвой оказывается ребенок, немедленно ставит в известность светские власти. Предполагается, что на время расследования подозреваемый священник полностью отстраняется от служения“.
Автор считает, что после принятия Хартии по защите детей и подростков американские епископы окажутся в очень неприятном положении: „Во-первых, по любому заявлению необходимо проводить расследование и временно отстранять священника от служения. Если сексуальный скандал, потрясающий Католическую Церковь в Америке, не утихнет, некому будет служить мессу и совершать требы. И во-вторых, если и будет, предположим, доказан какой-то сомнительный случай десятилетней давности, то епархия лишится священника навсегда“. Также приводятся мнения некоторых католических епископов.
„Кардинал Френсис Джордж из Чикаго считает такой разговор неприемлемым: „Получается, что можно один раз это сделать, и никто не обратит на тебя внимания“. А кардинал Лос-Анджелеса Роджер Махоуни призывает к нулевой толерантности — как к единственному способу перестать думать о будущей ответственности“.
Католическая Церковь в США оказалась перед лицом совершенно новой реальности, делает вывод автор: „Столетиями все кадровые вопросы были исключительно во власти епископов, и само церковное устройство исключало любое подобие гласных демократических процедур. Теперь епископ будет принимать кадровые решения под пристальным вниманием не только мирян из епархиальной комиссии, но и чуть ли не телевизионных камер“.
И последняя публикация, которую можно было бы маркировать общим словом „культура“, размещена на сайте „infonews““. В статье под названием „В московском прокате появилась мультипликационная версия истории жизни Иисуса Христа“ рассказывается о совместном проекте английских и российских мультипликаторов. „Прототипом“ Иисуса Христа послужил бедуин. Он говорит голосом Ральфа Финнеса, сделан из акриловой глины. И все же Он — Сын Божий», — заявляется в статье. Фильм называется «Чудотворец», «описанная в фильме история, адаптированная кинодраматургом и ученым Библии Маррэй Ватц, передается глазами возможно единственного детского персонажа в Новом Завете — дочерью Иаира, история воскрешения которой описывается в Луки 8:41−56», рассказывает автор. «Ватц назвал адаптированную историю своего рода „пятым Евангелием“, говоря, что он выбрал девочку, с именем Тамара в фильме, чтобы помочь детям лучше понять историю». Все это выглядит странно и кощунственно — с одной стороны, само слово «Чудотворец» в православном сознании относится больше к святым, например, Николай-Чудотворец. С другой стороны — настораживает именно эта неосознаваемая тяга к чудесам, когда Иисус Христос представляется заезжим волшебником, решающим «все ваши проблемы», а Церковь — местом, где можно «получить чудо», вроде как зарплату в окошечке с надписью «бухгалтерия».
Неудивительно, что фильм профинансирован кампаниями S4C-Channel 4 Wales, BBC и British Screen Icon. «Запад нам поможет», — говорили не так давно либералы. Вот он и помогает — чем может. Помогает внедрять в России разрушающие сознание и нравственность программы «планирования семьи» и «сексуального воспитания». Или подобные мультфильмы. Автор статьи и сам чувствует, что «дело нечисто» и отмечает, что проект выглядит неоднозначно в «русском контексте, так как Православное христианство рассматривает образы Христа и святых как предметы поклонения и благоговения, чье изображение ограничено канонами иконографии… Любая попытка превратить историю Евангелия в массовую культуру и любая личная интерпретация автора Священного Писания, рассматривается православием с подозрением и явным осуждением». В общем, такая позиция Православия не кажется удивительной, если опять же обратиться к примерам «не связанной условностями» Америки, где Евангелие было популяризировано и переиздано с учетом мнения всех возможных слоев населения. Результатом такой «популяризации» (а продажи этого издания действительно побили все рекорды) стало превращение Бога Отца в Бога отца-мать или мужчину-женщину, чтобы не обижать феминисток, цензурирование Евангелия, в частности редактура сцен казни Иисуса Христа, сопровождавшаяся заменой слова «иудеи» просто «нехорошими людьми» и т. д. Вполне возможно, что и упомянутый мультфильм тоже будет первым, пробным шаром, в России — готовы ли и у нас начать «популяризировать» сакральное, святое, вечное…

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru