Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина25.06.2002 

НА ЗАВИСТЬ ЧИЧИКОВУ
Обзор публикаций СМИ на религиозные темы: 17 — 24 июня. День Святой Троицы. — Церковь и государство. — Правозащитники и Православие. — Компас Андрея Себенцова. — Сколько стоит душа?

В воскресенье православные христиане отмечали великий праздник — День Святой Троицы. Он относится к числу 12 главных (двунадесятых) праздников Русской Православной Церкви. Однако большинство средств массовой информации даже не упомянули об этом в новостях. Исключение составил новостной портал РИА-Новости, разместивший краткую информацию об истории праздника в сообщении «Великий праздник Святой Троицы отметят 23 июня православные христиане». На сайте «infonews» опубликована проповедь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенная им в этот день в 1945 году. На этом же сайте можно прочитать интервью священника Украинской Православной Церкви отца Сергия Прочишина. Материал называется «День рождения Церкви». Он рассказывает о самом событии — сошествии Святаго Духа на Апостолов, о том, почему этот праздник называют днем рождения Церкви. Также отвечая на вопросы корреспондента, священник останавливается и на некоторых вопросах, касающихся отношений между Церковью и обществом. Из печатных изданий празднику Троицы внимание уделила только газета «Россiя» в своей статье «У дверей — Троица». Автор Л. Ивакин также довольно подробно останавливается на истории, традициях и значении этого дня. Однако на этом статья не заканчивается. Автор, решив, видимо, что рассказ в православном духе не заинтересует читателей, рассказывает о гаданиях, в день Троицы: «Очень увлекательное действо троицкой недели — гадание по венкам. В Троицын день их вьют с песнями и бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу — та останется в девках, чей уплывет — та выйдет замуж, чей потонет — та умрет». Создается такое впечатление, что буквально сразу после праздничной службы все девушки немедленно бегут к реке и бросают венки. При этом автор ни словом не обмолвился об отношении Православной Церкви к подобным «развлечениям». Мол, это же не сам Ивакин придумал, а русский народ.
Довольно большое количество публикаций, связанных с жизнью Православия, на этой неделе были посвящены взаимоотношениям Церкви и государства, внешней и внутренней политике. Так, в новостях на сайте «Мир религий» в статье «РПЦ подключилась к обсуждению проблемы Калининградской области» со ссылкой на «Интерфакс» сообщается, что «председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл затронул накануне данную проблему на встрече с вице-спикером Европарламента В.Г. ван Вельзеном и группой европейских парламентариев». Также отмечается, что в Брюсселе состоялась встреча митрополита и других членов делегации РПЦ с высокопоставленными представителями НАТО, в частности, с заместителем генерального секретаря альянса Алессандро Минуто Риццо: «Среди прочих рассматривались вопросы положения на Балканах: митрополит Кирилл выразил озабоченность положением сербского населения Косова, разрушением в крае православных храмов и святынь, растущей этнической разобщенностью на Балканах, сообщает Служба коммуникации. Делегация Московского Патриархата предложила углубить изучение причин конфликтов в Европе и мире, путей умиротворения и предотвращения этих конфликтов. Была высказана готовность Церкви содействовать формированию общеевропейской архитектуры безопасности, которая учитывала бы интересы, традиции и общественный уклад всех стран континента».
Информация о встречах представителей Русской Церкви появилась и на сайте «Страна.ру». Она называется «Перспективы церковно-государственных отношений обсудили представители ЕС и РПЦ» и более подробно сообщает о переговорах делегации Русской Православной Церкви в Брюсселе.
Статья с названием «Русская православная церковь на страже интересов России» появилась и на сайте «Религия в России». В тексте также излагается последовательность встреч представителей Русской Церкви с чиновниками Европейского сообщества, а затем следует краткий комментарий: «Примечательно, что Русская Православная Церковь, в последнее время все активней и активней заявляет о своей позиции при решении внешнеполитических проблем нашей страны, не остается РПЦ и в стороне от самых важных общемировых внешнеполитических событий». В заглавии статьи и в недоуменном «примечании» автора сквозит едва заметная ирония: мол, ну, вот, теперь еще и Русская Церковь встала на «стражу интересов России». Мало нам остальных правозащитников…
Которые, кстати, сказать, тоже не дремлют, хотя и усилия их направлены не в Европу, на облегчение участи сербов или жителей Калининградской области, а против… Православной Церкви. На сайте «Мир религий» 17 июня опубликовано сообщение «Правозащитники обсудят взаимоотношения государства и религиозных организаций» о том, что в московском Институте развития прессы проходит круглый стол на тему «Государство и религия. Проблемы, перспективы и особенности взаимодействия». Организатор круглого стола — Международная правозащитная ассамблея. На заседаниях круглого стола «правозащитники» хотят еще раз напомнить всем религиозным организациям, а особенно тем, кто желает «защищать интересы России» о том, что «Основной закон РФ, во-первых, указывает на то, что Российская Федерация — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, статья 14 Конституции устанавливает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Беспокойство Международной ассамблеи объясняется тем, что «факты свидетельствуют о возрастающем стремлении религиозных организаций оказывать влияние на различные государственные дела и деятельность светских организаций, предприятий, учреждений, учебных заведений и т. п.». Что за факты? Кто их собирал? Это известно, видимо, самим правозащитникам.
А вот в газете «Коммерсантъ» уже более четко сообщается, что же смущает этих людей? Оказывается, «правозащитникам не нравятся молебны. Особенно в армии и министерствах». А также введение начал религиозного образования в школьную программу, которое вышеупомянутые радетели закона называли «антиконституционным». В статье читателям уже предлагается «отчет» о прошедшем круглом столе: «…на „круглом столе“ присутствовали исполнительный директор движения „За права человека“ Лев Пономарев, президент Международной правозащитной ассамблеи Михаил Арутюнов и эксперт Института прав человека Лев Левинсон». В общем, компания подобралась теплая, безусловно «непредвзято судящая», а главное, неустанно пекущаяся об интересах России и ее жителей. Прямо как в «Сказке про Федота-стрельца»: «Утром мажу бутерброд — сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!». И вот, собравшиеся «пеклись» о народе. Выглядело это по сообщению «Коммерсанта», так: «Первым… заговорил Лев Левинсон, который увидел в преподавании религиозных доктрин в государственных учебных заведениях антиконституционное проявление. Также противозаконными, по мнению правозащитника, являются „бесконечные молебны в армии и освящение разной военной техники“, а последнее, по словам господина Левинсона, вообще дискредитирует церковь, поскольку „она освящает орудие убийства“. Но главное беззаконие, по словам правозащитника, заключается в том, что вся эта религиозно-государственная деятельность ведется за счет налогоплательщиков». Ведь вот что его беспокоит! Введение программ сексуального просвещения — не беспокоит, это конституционно, а вот религиозное образование на факультативной основе — просто вопиющее беззаконие. Особенно на деньги налогоплательщиков. Они на свои деньги, по мнению Левинсона, может, желают только боевики да триллеры смотреть, разбавленные рекламой, или атеистическое образование получать, а вы им такое подсовываете…
«С не менее резкой критикой существующих государственно-религиозных отношений выступил и исполнительный директор движения „За права человека“ Лев Пономарев. Продемонстрировав собравшимся учебник „Основы православной культуры“ и зачитав из него отрывок, касающийся казни Иисуса Христа, он заявил, что каждая фраза в этом отрывке пропитана антисемитизмом. По мнению господина Пономарева, не надо после этого удивляться, что у нас в стране появляются антисемитские плакаты». Ага, ну вот и добрались-таки до причин. Пора подключать ФСБ, чтобы они виновных быстренько «наказали». И ведь что интересно — цитируемый учебник в школах — не преподается. А антисемитские плакаты появляются уже лет 15, как раз с начала перестройки и появления большого числа правозащитников. «Правозащитников поддержал первосвященник церкви Льва Толстого Михаил Зыков, сообщается в статье. — Последователь графа Толстого сказал, что «благодаря антиконституционному закону 'О свободе совести и религиозных организациях' творится все больше и больше антиконституционных дел». Под этими плохими делами господин Зыков подразумевает освящение военной техники, предназначенной для защиты Отечества, и благословение футбольной команды. Эти действия, по словам Михаила Зыкова, влекут за собой «лавинообразную реакцию правового нигилизма в стране», а также приводят «к двойным-тройным стандартам в области морали». И как мы раньше не догадались, что появление двойных стандартов — это вина Церкви? Вот, господин Зыков, спасибо Вам, открыли глаза. А то всегда казалось, что причина лежит в пропаганде насилия, разврата и жизни по принципу «хочу». Ан нет. Беда в том, что Церковь противоречит этим «образцам» и, тем самым, создает двойной стандарт.
Все бы хорошо, и, кажется, можно было бы и прислушаться к гениям правозащитной мысли, если бы не одно «но». У людей, не обремененных «миссией борцов за права человека», мнение на этот счет немного иное. Так «Православная газета» публикует «возглас» летного директора «Уральских авиалиний» В.И.Чекилева: «Даже не верится, что теперь наши пилоты будут летать на освященном самолете. Это классно!»: «На летной полосе перед VIP-залом прошло поистине беспрецедентное событие. Архиереем был совершен чин освящения «воздушного корабля"… По совершении молебна Архипастырь подарил пилоту корабля икону святителя Николая, небесного покровителя путешествующих». РИА-Новости сообщает: «В среду митрополит Петербургский и Ладожский Владимир освятит церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия, расположенную в здании Главного штаба Российской армии». В статье сообщается, что храм был обустроен на пожертвования военных. Проект здания создал знаменитый архитектор Карл Росси. На первой службе в церкви Святого великомученика и Победоносца Георгия, состоявшейся 1 февраля 1822 года, присутствовали император Александр I и начальник Главного штаба Петр Волконский. После революции 1917 года церковь в здании Главного штаба была закрыта, а в ее помещении разместилась типография. В 1997 году по ходатайству офицеров и служащих штаба Ленинградского военного округа и с благословения митрополита Владимира в храме начались реставрационные работы. Большую помощь в финансировании работ оказали проживающие за рубежом потомки генералов и офицеров царской армии (а не налогоплательщики, как бы ни были при этом разочарованы правозащитники). Реставрация храма завершилась в апреле 2002 года.
Между тем, критика существующего «Закона о религиях» выглядит как попытка ускорить принятие нового, видоизмененного закона, написанием которого занимается сегодня заместитель главы Комиссии правительства РФ по делам религиозных объединений Андрей Себенцов. Однако работа депутата вызывает резкую критику с другой — со стороны православных.
На сайте «Мир религий» в статье «Православные активисты просят у Президента защиты от Андрея Себенцова» сообщается: «С резкой критикой заместителя главы Комиссии Правительства РФ по делам религиозных объединений Андрея Себенцова выступили представители московского Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и петербургской Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий — крупнейшие православные антикультистские организации России. Московский Центр выступил с открытым письмом на имя Президента РФ Владимира Путина, а петербургская Ассоциация опубликовала свое заявление в прессе». Реабилитационный центр обвинил Андрея Себенцова в «открытой пропаганде иностранной деструктивной религиозной секты «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов), которая имеет такое же отношение к христианству, как, например, теософия Блаватской». «Руководство Центра раздражает, что правительственный чиновник высокого ранга в своих открытых интервью «беззастенчиво и прямо рассказывает, какие симпатии и какую неподдельную радость вызвали у него его поездки к мормонам в США за их счет», сообщает «Мир религий», — Относя религиозные убеждения Андрея Себенцова к сфере его частной жизни, авторы открытого письма предполагают, что эти убеждения лежат в основе его инициативы по реформированию Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Предложенные заместителем главы правительственной комиссии поправки к закону, как считают в Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий, «распахнут настежь двери российских школ и вузов навстречу всевозможным сектам». Поправки к Закону о свободе совести, предложенные Андреем Себенцовым, как считают в реабилитационном центре, «дадут полную свободу для культурного геноцида православных русских людей, откроют для иностранных миссионеров и без того прозрачные для них границы нашей страны». В заключение письма его авторы просят Владимира Путина остановить «эти игрища с законами и религиозными чувствами верующих», заблокировать поправки Андрея Себенцова, а его самого отстранить от «государственно-церковных отношений». Как утверждают авторы заявления, распространенного Ассоциацией, Андрей Себенцов противопоставляет Русскую Православную Церковь мормонам, которых чиновник считает «образцом добродетели и примером для всех православных». Особенный протест в Ассоциации вызывает предлагаемая Андреем Себенцовым формулировка: при решении вопроса об обучении детей религии необходимо учитывать «право детей на свободу совести и свободу вероисповедания». По мнению Ассоциации, такая формулировка создает «правовую основу для насильственного вовлечения православных и мусульманских детей, составляющих сегодня большинство детей России» в секты, то есть «для начала культурного геноцида населения России». В обращении содержится напоминание о негативной реакции на предложенные Андреем Себенцовым поправки со стороны Межрелигиозного совета России. Полный текст письма можно прочитать на сайте «Православной газеты».
На сайте «Государство и религия в России» также размещена большая статья, касающаяся деятельности А. Себенцова «Отзыв доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ А.А.Волкова о деятельности А.Е. Себенцова в сфере государственно-религиозных отношений». В статье анализируются интервью Себенцова СМИ и его законотворческая деятельность, на основании чего автор делает следующий вывод: «А. Себенцов просто взялся не за свое дело и в этом деле пытается что-то такое объяснить российскому обществу. Но для российского общества вопиющая безграмотность А. Себенцова в области духовной культуры, религии, государственно-религиозных отношений оборачивается огромными потерями. Понятно, что законы писали и пишут специалисты-юристы, но дело подготовленного государственного руководителя задать правильное направление этой работы в интересах всего общества. С этим-то, похоже, и не справляется А.Себенцов. Для того чтобы исчерпывающе проиллюстрировать такую жесткую оценку деятельности А. Себенцова в сфере государственно-религиозных отношений достаточно рассмотреть его …интервью… Он касается ряда тем, которые относятся как к актуальным проблемам правового регулирования государственно-церковных отношений, так и вопросам исторического, культурологического, политического характера. В своих ответах и «разъяснениях» А. Себенцов демонстрирует вопиющую безграмотность, просто потрясающую неряшливость мысли и слова, неприемлемую для государственного деятеля. Внимательное изучение и анализ ответов А. Себенцова даже в одном этом его публичном выступлении позволяет сделать вывод о том, что он по своим профессиональным, образовательным, общекультурным качествам не имеет никаких оснований заниматься темой регулирования государственно-церковных отношений.
«Андрей Себенцов: «Религия — это жизненный компас, в который верят». Такое оригинальное определение религии дает А. Себенцов и в дальнейшем на нем неоднократно настаивает, повторяет его. Понятно, что для инженера (А Себенцов по образованию — инженер, работавший ранее в оборонке) не существует принятых в отечественной культуре, в гуманитарных науках понятий и определений. Он формулирует свои собственные рабочие определения…»
Впрочем, некоторые дают оригинальные определения не только религии, но и своей собственной душе. Даже определяют ее точную цену.
«Гарет Мэлэм, 26-летний художник из британского города Ньюкасла продал свою душу на аукционе через интернет-сайт eBay меньше чем за 17 долларов». Толкнула его на такой шаг нехватка денег, а также очередной эпизод мультфильма «Симпсоны», где один из героев — Барт — осуществляет точно такую же операцию. Это уже не первый зафиксированный в этом году факт продажи души в Интернете, сообщает «infoNews». «Покупателю, по словам Мэлэма, понадобилась чужая душа, поскольку свою он проиграл, делая ставки на результат матча в настольный хоккей. Гарет Мэлэм сообщил, что подпишет документы о передаче души собственной кровью — когда получит чек. Гарет… начал распродавать свои вещи через Интернет, когда почувствовал, что денег не хватает». При этом — душа приравнена к вещам, которые он «начал продавать». И главное, не такие уж большие деньги выручил. «Не думаю, что я на самом деле продал свою душу, — говорит он теперь. — Я считаю, что моя душа осталась при мне. Интересно то, что нашелся человек, который захотел купить ее. В наши дни люди готовы покупать и продавать все, что угодно».
Христос говорил, что все богатства мира не стоят человеческой души. Но человек так полюбил деньги, что уже ничего не ценит по-настоящему. Чичиков мог бы позавидовать. Он покупал только мертвые души, а тут уже живые пошли с молотка…

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru