Обзор материалов СМИ по религиозной тематике: 24 — 30 июня. Совет религий России. — Патриарх Никон и его время. — Единство и борьба противоположностей. — Ностальгия по воинствующему атеизму. — Погромы православных храмов. — Расколы в действии.
На прошедшей неделе внимание СМИ, интересующихся жизнью Православия в России, привлекло несколько событий. Одно из них — заседания межрелигиозного совета России. Информацию «Межрелигиозный совет России планирует создать Совет глав религиозных конфессий СНГ» размещает «РИА-Новости»: «Выступая на заседании Совета, Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй подчеркнул, что «на протяжении столетий последователи православия, ислама, иудаизма и буддизма сосуществовали в мире на территории России, гармонично взаимодействуя на благо Отчизны и взаимного обогащения культур. В настоящее время, по словам патриарха, область межрелигиозных контактов перестала ограничиваться миротворчеством и включила построение новой модели взаимодействия Церкви и государства и решение общих практических проблем, таких как экспансия новых религиозных движений, ухудшение нравственного климата в обществе, воинственное богоборчество». Более подробная информация под названием «Межрелигиозный совет России планирует выпускать свою телепередачу» появилась на сайте «Страна.ру». В ней сообщается о том, что на «на 10-м юбилейном заседании Межрелигиозного совета России во вторник обсуждались перспективы и задача межконфессиональных отношений, а также уточнения структуры Попечительского комитета совета». Приводятся цитаты из выступления Патриарха Алексия II, который «дал высокую оценку работе самого Межрелигиозного совета, отметив, что тот «безусловно способствует налаживанию межконфессиональных контактов». Глава Русской Церкви считает, что «важным направлением общих трудов стало построение новой, истинно российской модели взаимоотношений Церкви и государства», отметив, что по большинству вопросов между ними сохраняется единая позиция». Также перечисляются приоритетные направления деятельности Межрелигиозного совета в 2002—2003 гг.: «проведение международного саммита духовных лидеров традиционных религий, подготовка литературы в рамках образовательного стандарта «Теология» и разработка концепции межконфессиональной телевизионной программы на одном из центральных каналов телевидения». Взаимоотношения Церкви и государства — по-прежнему одна из наиболее острых тем. На сайте «Русская линия» 27 июня опубликовано сообщение «Патриарх высказал свое видение церковно-государственных отношений» в котором приводится мнение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высказанное на торжественном открытии выставки «Патриарх Никон и его время» в Государственном историческом музее: «Имеющие различные природы Церковь и государство не должны сливаться в единое целое, но, сотрудничая, должны вместе трудиться на благо своего народа». Тем самым, утверждается в статье, «предстоятель Русской Православной Церкви отвергнул обвинения в адрес РПЦ в том, что она якобы стремится получить статус государственной религии». Между тем, общественные и государственные структуры сами предпочитают поддерживать «рабочие» отношения с Православной Церковью. Так, например, «теперь ивановские автоинспекторы будут надежно защищены от темных сил. В этом уверен настоятель Свято-Введенского монастыря архимандрит Амвросий. Вчера он освятил здание областного управления ГИБДД», сообщается в статье «Теперь автоинспекция под защитой высших сил». «О необходимости освятить здание ГИБДД говорили давно — построили его много лет назад, а представители церкви здесь никогда не были. И руководство МВД дружбу с церковью поддерживает и одобряет», — сообщается на сайте. «Милиция и Православная Церковь будут вместе бороться с тоталитарными сектами, детской преступностью и хищениями церковной утвари», — сообщается на сайте «infoNews». Информация посвящена подписанию соглашения о сотрудничестве между главным управление МВД РФ по Северо-Западу и петербургским отделением общероссийского общественного движения «Россия Православная». Как сказал в своем интервью председатель правления Санкт-Петербургского регионального отдаления движения «Россия Православная» Сергей Пупко, подписанное соглашение является в большой степени рамочным документом и «призвано официально оформить отношения, сложившиеся в последние годы между Православной Церковью и органами внутренних дел». Однако такое взаимодействие радует далеко не всех. Например, на сайте газеты «Время МН» опубликована статья «Священники в образе политруков», в которой автор А. Никонов делится своим, столь ценным и важным для простых читателей, «ощущением»: «наши священнослужители чересчур глубоко погрузились в светскую жизнь. То они требуют от государства запретить показывать нам (в том числе и неверующим!) фильм «Последнее искушение Христа», то португальскую корриду, то программу «За стеклом», то еще что-нибудь». Никонов возмущается, забывая сказать о том, что кроме Церкви, против всего перечисленного выступали многие политические и общественные деятели, целый ряд общественных организаций, деятели культуры — одним словом, представители «гражданского общества», и при этом к их мнению никто не прислушался. Но, по-видимому, даже высказать мнение «против» — возмутительно, считает Никонов. Автор с маниакальным упорством доказывает, что ненависть народа к Православию и священству заложена в генах. Но главное, что больше всего и раздражает журналиста, это то, что «основа любой религии — борьба двух вселенских противоположностей: добра и зла, Бога и Дьявола, Тьмы и Света. И это тревожно, поскольку глобальное разделение автоматически переносится и на человеческие, и на межгосударственные отношения. Автоматически люди разделяются на правых и виноватых, хороших и плохих, добрых и злых, «наших» и «не наших». Для мира, обладающего грозным смертоносным оружием, черно-белое деление человечества попросту опасно. В ее основе — многоцветность и толерантность, то есть терпимость. Пришла пора не враждовать, а объединяться». Вот только с кем объединяться — этого Никонов не сказал. Церкви участвовать в жизни общества нельзя, высказывать свое мнение по поводу телепрограмм — нельзя, идти навстречу желаниям военнных — нельзя… Где же толерантность, так воспеваемая автором? Или у нас и толерантность — «только для белых», то есть для никоновых? Наступление на Православную Церковь ведут не только политтехнологи и журналисты, но и атеисты, которые «обвинили Русскую Православную Церковь в установлении контроля над российской наукой» сообщается в статье «Атеисты узнали, что привело Россию к погромам», опубликованной в N109 газеты «Коммерсант» от 27 июня. Контроль этот, по мнению атеистов, заключается в том, что служители культа уже давно предлагают ввести в школьную программу курс «Основы православной культуры». Чтобы защитить «российскую науку от мракобесия», московские атеисты обвинили Министерство образования в нарушении конституционных прав атеистов, а Русскую Православную Церковь — в наступлении на свободу совести. «И все это происходит при полном попустительстве власти». По данным атеистов, основы православия уже изучают в Наро-Фоминском и Ногинском районах. Несмотря на то, что предмет преподается по решению совета школы, с согласия учеников и их родителей, московские атеисты считают этот факт дискриминацией и предлагают ввести параллельное изучение научного атеизма. Члены АТОМа подали иск в Замоскворецкий муниципальный суд, «обвиняя власти в том, что они морально растлевают подмосковных детей. Однако собственных детей школьного возраста у истцов не оказалось, и иск не пошел». По мнению московских атеистов, страну можно спасти, только вернув ей материалистическое мировоззрение советской эпохи. Заместитель председателя Отдела внешне-церковных связей Московского патриархата отец Всеволод Чаплин так отозвался о выступлении атеистов: «Организации, подобные АТОМу, объединяют либо диссидентствующих интеллигентов, которые раньше боролись за возрождение религии, а теперь выступают против нее же, либо людей, мыслящих категориями советского атеизма. К сожалению, члены АТОМа не читали современную российскую Конституцию. В ней нет пункта, так жестко, как в прежние времена, отделяющего государство от религии. Преподавание в школах религиеведческих курсов не противоречит принципам светского государства… Требование полного изгнания религии из общественной жизни — следствие утрированного понимания светскости, свойственного тоталитарным обществам. Представители АТОМа передергивают юридические понятия, защищая советскую модель отношений между религией и обществом. Среди активистов организации — участники диссидентских религиозных движений советского времени. Видимо, эти люди испытывают постоянную душевную потребность бороться. И им не всегда важно, за что они борются». Пока политтехнологи и атеисты ломают копья на страницах журналов и в судах, их последователи — попроще и помускулистее, уже перешли к действиям. Эта неделя ознаменовалась целым рядом актов вандализма по отношению к православным святыням. На сайте «НТВ.ру» опубликовано сообщение об осквернении креста во Владивостоке «В осквернении креста подозревают сатанистов». В статье сообщается, что «В минувшие выходные неизвестные спилили железный пятиметровый крест, установленный на самой высокой сопке Владивостока — Орлиной — в честь 350-летия выхода русских первопроходцев к берегам Тихого океана. Обломки креста были расписаны сатанинские символами». Это уже не первый акт вандализма по отношению к религиозным символам во Владивостоке. Сначала «на этом месте уссурийские казаки водрузили деревянный крест, который неизвестные несколько раз спиливали. Чтобы прекратить надругательства над христианским символом, дерево заменили на металл, но, как оказалось, и это не помогло». Полный текст заявления Владивостокско-Приморской епархии в связи с произошедшим можно прочитать на сайте «Русская линия». Там же, на сайте «Русская линия», размещено сообщение об осквернении православного храма на Украине. В Житомире осквернена церковь Московского Патриархата, которая находится в вагончике на Марьяновке: «Сорваны иконы Спасителя, Богородицы и Святой равноапостольной Княгини Ольги, которые находились на наружной части храма. Иконы разорвали на части. Сорвали Крест и бросили на землю. Однако в церковь осквернители не вошли. С могил вырваны кресты. Подобные акты вандализма совершены во многих местах Украины». В Казани «неизвестные преступники обстреляли православный храм» сообщает «infoNews». Был обстрелян храм Кизического монастыря, расположенный в Московском районе Казани и находящийся пока на ремонте. Предположительно, выстрелы производились из автоматического оружия. На стене храма со стороны улицы остались 4 пулевых отверстия. «Сербское Косово стирают с лица земли» сообщает сайт «Правда.ру». На этой многострадальной земле совершены очередные акты вандализма. «На этот раз осквернению подверглись православные сербские кладбища в местечках Дьяковица и Ораховац. Неизвестные оставили свои «следы» на разрушенных надгробиях — символы экстремистской организации албанских боевиков ОАК. Еще более тяжкая участь постигла православные захоронения в поселках Сига и Брестовик (недалеко от города Печ), где вандалы вдобавок еще выкопали и разбросали по всей территории и вокруг кладбища останки умерших… После окончания военных действий в Косове и Метохии — данные епископа Артемия — разрушено более 100 православных церквей, осквернено не менее десятка кладбищ. И до сих пор не возбуждено ни одного уголовного дела в этой связи, не говоря уже о том, чтобы арестовать хотя бы одного из исполнителей сих античеловеческих актов. Владыка Артемий полагает, что речь здесь идет не о каких-то упущениях, несогласованностях, просчетах и пр., а о сознательной политике представителей «международного сообщества». События эти тщательно замалчиваются руководством миротворческих сил и международными правозащитными организациями. Анализ событий, регулярно происходящих в Косове, приводит епископа Артемия к следующему печальному выводу: «КФОР открыто соучаствует в деле разрушения наследия и культуры Сербской Православной Церкви и в духовном геноциде сербского народа». Русская Православная Церковь выступила с осуждением актов вандализма, совершенных в Косове в отношении православных кладбищ, сообщает сайт «Мир религий» в статье «РПЦ осуждает акты вандализма на православных кладбищ Косова». «Состоялось первое заседание совместной комиссии Русской и Сербской Православных Церквей по вопросам расколов», — сообщает официальный сайт ОВЦС. 26−27 июня 2002 года в Москве по благословению Патриархов Московского и Сербского состоялось первое заседание совместной комиссии Русской и Сербской Православных Церквей по изучению деятельности расколов. «Члены комиссии засвидетельствовали озабоченность Священноначалия широким распространением раскольнических движений в современном мире, в частности — на канонических территориях Русской и Сербской Православных Церквей. Принося многие бедствия и соблазны народу Божию, ослабляя православное свидетельство о единой апостольской вере, расколы имеют общим корнем гордыню и иные греховные страсти. Вместе с тем вовлечение в деятельность раскольников широких кругов верующих нередко обусловлено политическими факторами и своекорыстными интересами сил, далеких от стремления к спасению человеческих душ… Для раскольнических общин характерны постепенное нарастание признаков сектантского сознания, а также неизбежное дальнейшее дробление и внутренние конфликты», — сообщается в статье. Комиссия выработала предложения, «способствующие укреплению общеправославного единства, а также возвращению уклонившихся братьев к спасительному общению с полнотой Православной Церкви». В частности, предложено провести научно-церковную конференцию по вопросам расколов с участием иерархов, богословов, церковных историков Поместных Церквей, совместно организованную Русской и Сербской Православными Церквами. Примером губительного воздействия подобных расколов на души людей стала так называемая «Российская православная автономная церковь». Обращение жителей Суздаля, города, где обосновалась секта, можно прочитать на сайте «Русское воскресение» в материале «Суздальская секта и ее глава Валентин Русанцов», имеющем подзаголовок «Что скрывается за названием «Российская православная автономная церковь?». В обращении православные люди города Суздаля рассказывают о деятельности Русанцова: «Вы, наверно, слышали, что в нашем городе уже более десяти лет бесчинствует содомит и деторастлитель Валентин Русанцов. Долгие годы этот авантюрист, настоящую фамилию которого никто не знает, при поддержке местных властей распускал свои щупальца в структуры власти и растлевал души доверчивых горожан и наших детей. Он создал свою собственную секту, кощунственно назвав ее «Российская православная автономная церковь», и прикрываясь рясой и крестом (!) совершал тяжкие преступления… Десятки развращенных и опустошенных детских душ, потерявших веру и целомудрие. Православные храмы, построенные нашими предками, отданные преступникам на поругание, где с амвона хулится Церковь наша и ее священноначалие. Недоверие простых людей к Церкви и власти, вызванное завесой молчания и бездействия по отношению к раскольникам и деторастлителям — вот последствия деятельности т.н. РПАЦ и ее главарей… Мы бьемся с ними в одиночестве. Власти бездействуют, прокуратура и органы правопорядка ссылаются на отсутствие указаний «сверху», нет политической воли ни у кого». В письме сообщается, что суд над Валентином после двух заседаний отложен (с 13 февраля) на неопределенное время, что прокуратура практически не поддерживает обвинение, судья уклоняется от принятия любых решений. Все предыдущие обращения суздальцев к городским властям, в областную прокуратуру, в районный суд и т. п. или остались без ответа. Авторы письма обращаются ко всем православным с просьбой о помощи: «Дорогая редакция! Люди православные! Помогите нам! Воины Русские! Сделайте что-нибудь на суздальском участке русского фронта, не дайте в обиду наших детей, нашу Веру, наши храмы, нашу Церковь Православную!». К письму прилагается ряд документов о происходящих событиях. После обзора СМИ за прошедшую неделю, складывается впечатление, что по всем фронтам снова открыто наступление — на веру, на целомудрие, на Православие. Утешительного в прессе мало. И тем более уместно звучат слова, приписываемые Патриарху Никону, которые Патриарх Алексий напомнил нам всем во время выступления 26 июня в Государственном историческом музее на открытии выставки «Патриарх Никон и его время», сообщает патриарший сайт «Седмица.ру»: «Как прекрасен Мир Божий! И как печально, что люди заедают друг друга, как будто нет всем места на земле!».